Ссылки для упрощенного доступа

Как сложилась судьба новгородского органиста Ришарда Сварцевича


Звучит музыка

Светлана Жохова: Так звучит фрагмент "Рондо" композитора Рамо, сыгранный на фортепиано. А так он звучит на органе.

Звучит музыка

Светлана Жохова: Впрочем, в исполнении музыканта Ришарда Сварцевича любое музыкальное произведение звучит. Секрет здесь не только в таланте музыканта, но и в генах. В течение долгих лет его дедушка был приходским органистом под Витебском. А Ришард с сестрой с самого детства подменяли отца, который 60 лет проработал органистом на Украине. На Украине же Ришард окончил училище искусств и собирался поступать в консерваторию в Киев. Купил билет, пришёл попрощаться с преподавателями, и услышал: "Поезжай в любую другую страну - на Украине ты не поступишь". По документам, Сварцевич принадлежал духовному роду, а значит, его родители – служители культа. В тот же день, даже не сдав билет на Киев, уехал в Петербург. Сдал специальность на отлично, но ректор консерватории, рассмотрев документы, отказал. К счастью, в жюри был известный пианист Григорий Соколов, который заступился за Сварцевича. Но узнает Ришард Евгеньевич об этом только спустя пять лет после окончания консерватории.
Оказавшись в своей комнате в общежитии, почувствовал, что эти петербургские ограды ему знакомы – видел во сне. А позже он увидел другой сон, будто бежит на лыжах вдоль красной каменной стены. Оказавшись в Новгороде по распределению, понял, что означал сон. И остался здесь на долгие годы, для того чтобы быть рядом с профессором Нильсеном, его музыкальным наставником.

Ришард Сварцевич: Очень многие люди уехали, даже ни разу не позвонили, его же ученики. Я специально остался здесь поближе, чтобы быть рядом с ним.

Звучит музыка

Светлана Жохова: В ноябре 50 лет исполнилось новгородскому колледжу искусств, в котором Ришард Евгеньевич проработал 30 лет. Говорит, что талантливых учеников много, но в последние годы изменяется отношение студентов к делу. Впрочем, быть хорошим органистом совсем не просто. Если на рояле одним движением можно изменить динамику, окраску звука, то на органе всё это нужно продумать заранее. Играешь сразу на нескольких клавиатурах, в том числе и ногами. Но будь ты хоть трижды подготовлен, мелочи решают всё. Удобная обувь, например.

Ришард Сварцевич: Обувь обязательно. Потому что она должна быть легкой с определенными каблуками. Это все опять же должно подходить к конкретному инструменту. На другом – может быть все по-другому. Вот эта скамейка у нас стандартная. Допустим, я не достаю ногами до клавиатуры и все. Что я буду делать?

Светлана Жохова: В Австрии музыканту доверяли настолько, что дали ключи от церкви, и он мог репетировать часами. На Украине, где учился, он сыграл уже свой персональный концерт. А новгородцы могут слушать органную музыку еженедельно – в храме святых апостолов Петра и Павла.

Звучит музыка

Светлана Жохова: Сейчас в храме ведутся глобальные ремонтные работы, и Ришард Сварцевич надеется, что по их окончании здесь появится новый орган. У серьёзного педагога и знаменитого органиста Сварцевича есть весьма необычные хобби. Например, гастролирование по области.

Ришард Сварцевич: В 90-х годах я 10 лет работал в филармонии, объездил трижды всю область с фортепианными концертами, что было очень интересно и очень напряженно. Потому что наша работа не предполагает исполнительство. Если консерватории профессорам за это оплачивают половину ставки, то для нас это не предназначено, а потом это как бы мое личное хобби. Да, это время, это силы т. д. Но это было интересно. Я не жалею, и никогда это не брошу.

Светлана Жохова: Кстати, на работу и на городские концерты он приезжает… на велосипеде. Летом и зимой. С холодом у Сварцевича особые отношения. В течение 10 лет он занимался моржеванием. Личный рекорд – 27 градусов.

Ришард Сварцевич: Я всегда любил закаляться. Сначала, когда я еще в колледже учился, я ходил босиком по снегу. Приехав в Ленинград, находил время ездить в Петропавловскую крепость. Белые ночи. Открываешь балкон, свежий воздух по ночам… Замечательно. Романтика была.

Светлана Жохова: Ещё одно хобби – живопись, которой он также профессионально занимался с детства. Несколько икон в храме апостолов – кисти Сварцевича. Разносторонним людям нелегко выбрать свой путь. Но на вопрос, кем бы он стал, если бы не был музыкантом, Сварцевич отвечает.

Ришард Сварцевич: Художником. Еще неизвестно, чем бы закончится…
XS
SM
MD
LG