29 июля 2014

Радиопрограммы и подкасты / Поверх барьеров / Поверх барьеров - Российский час

Книга “Вера. Этнос. Нация” - настоящая культурная революция

Мультимедиа

Звук

Марина Тимашева: Недавно мы с Ильей Смирновым обсуждали интересную тему: существует ли такая наука – культурология? Или это такой обменный пункт, где потоки бессмысленных слов конвертируются в деньги из госбюджета. Обсуждали мы этот вопрос не абстрактно, а с вузовским учебником культурологии в руках.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1896137.html
Сегодня, как я понимаю, на очереди наука социология, потому что Илья Смирнов принес книгу “Вера. Этнос. Нация”. На титульном листе обозначено: “Российская Академия Наук, Институт социологии”, а издательство называется “Культурная революция”.

Илья Смирнов: Это действительно революция. Пока палеонтологи и антропологи изучали древние кости и прочий замшелый антропогенез, передовая наука социология  http://www.isras.ru/publ.html?id=24 разом перевернула все представления о хомо сапиенс.
Оказывается, единого человечества давно уже не существует: “вырожденцы образуют некий новый подвид (а может быть, и вид) человеческого рода”. Борьба с ними “аналогична великой борьбе кроманьонцев и неандертальцев, то есть носит вполне естественноисторический характер и укладывается в теорию эволюции” (61). “Судя по всему, нам или нашим потомкам придется в той или иной форме” возрождать институт евгеники “ради того, чтобы выжить и одержать очередную победу в противостоянии двух подвидов (или видов) человеческого рода” (62).
“Вырожденцы” иначе именуются “вырожденные антропоэлементы” или “акультура НЙЛА” (59). Вторая буква И краткое. Нет, это не на суахили. Это сокращение от “Нью-Йорк, Лос –Анджелес” (57). “Внешний слой социумного сфероида перетёк в акультурное поле” (60). Марина, я Вас, честное слово, не разыгрываю. И книга не по психиатрии, а по социологии. Видите, про сфероид и НЙЛА всё напечатано чёрным по белому. И в конце пометка: “научное издание”. Что же еще нам сообщает продвинутая наука?
Что “Римская империя … цивилизационный подвиг арийской расы” (62).
“средневековое образование было направлено на всестороннее развитие личности” (39)
“В Италии вообще Иисус Христос вытеснен Мадонной из массового религиозного сознания, а в Испании он, пожалуй, занимает равное с ней место” (49).
“между православным христианством и… язычеством нет какой-то непреодолимой и издалека видной пропасти в плане не только этическом, но и в целом мировоззренческом… В связи с этим закономерно появление термина “языческое православие” (47)
“Можно считать сообществом богов и христианскую Троицу” (46)
“христианство… развитие лунных сотерических культов” (43), а православие – “преображение” “культа ведического”
“задумчивый герой Ф. Достоевского, убив двух мерзких старушонок ради целей высоких и благородных…” (42),
“религия… носит расовый характер (как христианство для европеоидов)” (40)
И такой тонкий социологический анализ современной России:
“Наибольшую массовость и наибольшую культурную активность демонстрируют, кроме евреев, закавказская и малороссийская диаспоры – каждая в своей нише (евреи – в культурной сфере, малороссы – в управленческой, закавказцы – в сфере торговли и обслуживания; кстати, все они принадлежат к индо-средиземноморской расе. Не имея ничего против их этнических культур, укажем, что само по себе вторжение чужих культур, далеко уступающих русской по качеству, но превосходящих ее в агрессивности, оказывает весьма неблагоприятное воздействие на культурный процесс в стране” (55)
Всё это не просто так утверждается, а со ссылками на крупных ученых со звучными иностранными фамилиями, как то, например, “фундаментальные исследования Германа Вирта “Происхождение человечества” и “Священная протописьменность человечества” вскрывают изначальные религиозные представления протоариев” (46). Вы уже догадываетесь, да? При попытке уточнить, ху из ху, оказывается, что один “фундаментальный исследователь” - это основатель “Аненербе”, оккультного бюро Третьего Рейха,
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2885/
два других – ведущие специалисты по “расовому вопросу” всё оттуда же.
Да, и еще одна цитата, которую я рекомендую к ознакомлению уважаемым нашим биологам. “По современным воззрениям, поведение человека… зависит на 80 % от генотипа и только на 20 % от фенотипа (то есть внешних влияний)” (48). Я имею в виду не то, насколько грамотно употребляется господами социологами слово “фенотип”, а общий смысл. Вот куда ведет мода на “биологизацию” человеческого поведения, вот кем берутся на вооружения ее плоды.
А теперь обсудим прочитанное. Издатели скажут: не вся же книга такая! Смотри введение: “авторы разделов излагают свое собственное, в ряде случаев дискуссионное видение освещаемых вопросов” (7) А у других-то авторов тексты вменяемые.
Отвечаю. Да, у других авторов встречаются даже призывы к братству народов (263) и к недопущению в печать экстремистских материалов, направленных на разжигание межнациональной ненависти (323). Но имеет ли это (вменяемое) отношение к науке? Сомневаюсь. Некоторые главы – типичные религиозные проповеди, в других рекламируют т.н. “цивилизационный подход” (365), и всё равно нет-нет, да и мелькнёт что-нибудь “расологическое”, вроде “генетической сродственности армян со своей церковью”(271 – 273), или вот: “недолгим проблеском надежды явилось открытие Малой кенасы в Евпатории в период немецкой оккупации” (298), ссылки на газету “Десятина” как на солидную научную литературу (353), или еще такое открытие: “статистика свидетельствует, что 60 % всей литературы экстремистского толка выпускается американскими издательствами” (329). Интересно знать, как и каким великим социологом подсчитано именно 60%, а не 61 с половиной, и была ли учтена в статистике экстремистской литературы сама книга “Вера. Этнос. Нация”, которую мы сейчас изучаем. Явно ведь не американская. Между тем, хотелось бы выделить для полной ясности. Книга эта – не сборник. Коллективный труд. И то, что мы цитировали в начале, взято из раздела, извиняюсь, “Вопросы теории”.
Теория у них такая.
Другую реплику слышу из лагеря профессиональных как бы атеистов. Как бы – потому что воюют они, как правило, всё-таки не с религией, а только с некоторыми ее разновидностями в интересах других разновидностей (сектантских, неоязыческих)
http://m-kondratova.livejournal.com/32642.html
Итак, товарищи с воодушевлением воскликнут: “Вот они, плоды клерикализации, заигрывания с РПЦ!”. Ведь книга-то выдержана в русле церковно-академического диалога, и среди соавторов мы встречаем видных религиозных деятелей, вплоть до самого патриарха. Да, как-то этот факт плохо сочетается с претензиями церкви наставлять, облагораживать и служить нравственным ориентиром. Но. Вряд ли всё-таки священники додумались до того, что между язычеством и православием нет принципиальной разницы, что Троица – это “сообщество богов”, а христианство в целом происходит от какой-то ведически–гиперборической белиберды. Это, извините, достижения светской науки.
Поймите правильно. Я не отрицаю огульно всю социологию, как секта поклонников Р. Докинза отрицает христианство. Есть проблемы современного общества, которые как раз и призвана изучать эта дисциплина – социология – и есть отдельные добросовестные исследователи, которые пытаются изучать.
Но. Если любой провокатор с улицы может придти в академическое учреждение и стать там полноправным соавтором докторов наук, то никаких критериев профессии вообще не существует. А существует ли в таком случае сама эта профессия? И на что расходуются бюджетные деньги?
Может быть, правильнее было бы потратить их на повышение зарплаты нянечкам в больницах.

Марина Тимашева: Вот такая культурная революция, как следует из материала Ильи Смирнова, случилась под грифом Института социологии Российской Академии Наук.

 

Чтобы задать вопрос или оставить комментарий не забудьте войти на сайт.  
Комментировать материал без премодерации можно на нашей странице в Facebook


ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ
Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 
Комментарии
     
Дискуссия еще не началась. Вы можете быть первым!
О чем говорят в сети

О чем говорят в сети
О чем говорят в сети