Ссылки для упрощенного доступа

Почему не пострадали от кризиса социально ответственные инвестиции в Германии


Ирина Лагунина: В Германии растет число сторонников социально ответственного инвестирования. В прошлом году, по сравнению с 2008-м, инвестиционный портфель ценных бумаг компаний, чья деятельность связана с устойчивым социально-экономическим развитием, увеличился на шестьдесят восемь процентов, составив при этом тринадцать миллиардов евро. Растут финансовые показатели немецких банков, кредитующих экологические, образовательные, культурные проекты. Рассказывает корреспондент радио "Свобода" в Германии Александр Хавронин.

Александр Хавронин: О том, что деньгами следует распоряжаться с учетом этических норм, человечеству известно с древнейших времен. Об этом говорится в священных писаниях – Библии и Коране. В семнадцатом веке в США сторонники протестантской конфессии квакеров стали исповедовать особое отношение к деньгам, основанное на идеалах гуманизма и пацифизма. Сама же концепция socially responsible investment (в переводе с английского – "социально ответственные инвестиции") родилась в начале семидесятых годов прошлого века, на фоне Вьетнамской войны, движения против апартеида в ЮАР, массовых выступлений защитников окружающей среды. В 1971 году в США появился первый инвестиционный фонд, Pax World Fund, чья деятельность стала носить очевидный этический, социально ответственный характер. Через некоторое время интерес к инвестициям, направленным на устойчивое общественное развитие, появилась и в Федеративной Республики Германии. В 1974 году немецкие антропософы – приверженцы религиозно-мистического учения австрийского эзотерика Рудольфа Штайнера – основали в Бохуме GLS Gemeinschaftsbank. В основу его работы были положены этические и экологические принципы. В 1988-м во Франкфурте-на-Майне открылся Ökobank, который активно выступает против роста вооружений и поддерживает различные проекты в странах Третьего мира. Действуют сейчас в Германии и финансовые институты, чья деятельность сосредоточена на укреплении католических ценностей. Такими, в частности, являются Pax-Bank в Кельне и Bank für Kirche und Caritas в Регенсбурге. Кроме социально ориентированных банков и инвестиционных фондов, в Германии существуют институты, помогающие отслеживать, работа каких предприятий соответствует социальным, экологическим, этическим критериям, а каких – нет.
Мюнхенское независимое рейтинговое агентство Oekom research было создано в 1993 году. Оно занимается сбором и распространением информации о том, в какой степени деятельность тех или иных компаний перспективна с точки зрения долгосрочного общественного развития. В поле зрения аналитиков агентства находятся работа около двух тысяч фирм, базирующихся в разных уголках планеты. Говорит руководитель Oekom research Роберт Хасслер:

Роберт Хасслер: Мы работаем преимущественно на рынке ценных бумаг. Наши клиенты – это финансовые менеджеры и аналитики, нынешние и будущие руководители компаний, институциональные инвесторы, учредители фирм, находящихся еще только на стадии создания и регистрации. Результом нашей аналитической работы пользуются свыше пятидесяти клиентов. Можно смело утверждать, что деятельность рейтингового агентства Oekom research влияет на судьбу девяноста миллиардов евро, которые инвестированы в различные социальные, экологические и культурные проекты. В последнее время деятельность немецких компаний, ориентированных на устойчивое общественное развитие, становится, на мой взгляд, все более интенсивной.

Александр Хавронин: Поначалу многие представители делового мира Германии считали Роберта Хасслера идеалистом. В девяностые годы прошлого века считалось, что рейтинговому агентству куда перспективнее оценивать компании по традиционными финансовым критериям – прибыли, обороту, доходности собственного капитала, нежели анализировать социальные и экологические аспекты экономической деятельности. Однако в последние годы многое изменилось. Роберт Хасслер продолжает:

Роберт Хасслер: Появляется все больше держателей денежных средств, которые заинтересованы в развитии социальных, образовательных, культурных, экологических проектов. Эту тенденцию я связываю с тем, что принципы устойчивого развития общества и экономики становятся для инвесторов все более важным критерием при размещении денег. Тот, кто делает долгосрочный вклад, хочет иметь ясную картину, что произойдет с его деньгами в будущем, существуют ли риски и каковы они, в какой степени при размещении инвестиций будут учтены социальные и экологические факторы.

Александр Хавронин: По мнению Роберта Хасслера, многие деловые люди в Германии заметили, что в бизнесе стали добиваться успеха те предприниматели, которые предпочитают ориентироваться на долгосрочное развитие. Попытки же получить прибыль в наикратчайшие сроки, считает руководитель рейтингового агентства Oekom research, привели к мировому финансовому кризису:

Роберт Хасслер: Руководители предприятий, стремясь попасть в наши рейтинги и индексы, стали сами приходить и представлять проекты, связанные с социальной сферой, экологией, образованием и культурой. А ведь когда мы только открылись, все было совершенно иначе: приходилось упрашивать, убеждать директоров фирм поделиться хоть какой-либо информацией о своей работе. Теперь же для многих крупных концернов стало хорошим тоном получать от рейтинговых агентств высокие оценки по критериям, связанным с долгосрочным социально-экономическим развитием.

Александр Хавронин: В рейтинговом агентстве Oekom research работают двадцать пять аналитиков, которые специализируются на различных отраслях экономики. Один из таких сотрудников, Тилль Юнг, занимается проблемами автомобильной промышленности:

Тилль Юнг: У меня два направления работы. Одно связано с социальными аспектами деятельности компаний, второе – с экологическими. Что касается социального направления работы, то по долгу службы я внимательно слежу за тем, как руководители фирм обращаются с коллективами своих сотрудников, как проводят кадровую политику, уделяется ли внимание безопасности производства, есть ли коррупция на предприятиях, соблюдаются ли права профсоюзов. Еще один важный момент – использование принудительного труда. Он, конечно, не практикуется в Германии, но порой встречается в странах, поставляющих немецкому автопрому детали, оборудование. В рамках второго направления работы, экологического, я интересуюсь, как реализуется на предприятиях стратегия защиты климата и что делается для снижения выбросов автомобилями углекислого газа в атмосферу.

Александр Хавронин: В последние годы в Германии часто проводятся встречи с участием предпринимателей, инвесторов, финансовых аналитиков, сотрудников рейтинговых агентств. В ходе бесед обсуждаются не только перспективы получения финансовой прибыли, но и реализация проектов, гарантирующих устойчивое социально-экономическое развитие. Участницей одной из таких встреч стала Верена Шулер, представитель концерна BMW:

Верена Шулер: Обеспечение долгосрочного развития – это один их приоритетов нашей деятельности. В 2000 году мы приняли концепцию под названием Efficient Dynamics. В рамках этой стратегии компания BMW начала выпускать максимально эффективные двигатели. Улучшились показатели аэродинамики и система энергосбережения автомобиля. Появились функции регенерации энергии торможения и отключения двигателя при временном простое автомобиля на светофоре. Запущены экологически безопасные процессы утилизации отходов. Благодаря усовершенствованным технологиям снижается потребление материальных ресурсов при производстве автомобилей. Я думаю, что мы находимся на правильном пути.

Александр Хавронин: Среди тех, кто вкладывает деньги в проекты, связанные с устойчивым развитием, – различные христианские организации в Германии. Одна из них – евангелическая община "Братство Христа", расположенная в баварском городе Зельбиц. В 1949 году ее основала пасторская супружеская пара Вальтер и Ханна Хюммер. Членам общины важно знать, что их сбережения не инвестированы в проекты, противоречащие этическим ценностям. Говорит член общины "Братство Христа" сестра Мириам:

Мириам: Наши деньги должны служить человеческой жизни, вне зависимости от того, находятся ли они у нас, или лежат в банке, или инвестированы в какое-либо предприятие. Мы хотим во всех случаях знать, что происходит с нашими вкладами, не ломают ли они чью-то жизнь.

Александр Хавронин: Так, как сестра Мириам из общины "Братство Христа", рассуждают все больше вкладчиков в Германии. Подтверждением роста интереса граждан ФРГ к проектам, направленным на устойчивое общественное развитие, могут служить показатели деятельности GLS Gemeinschaftsbank – первого в Германии социального, экологического банка. В его штате сейчас 254 сотрудника, клиентами являются 80 тысяч человек. Собственный капитал составляет 67,5 миллионов евро, а денежный оборот – 1,6 миллиарда евро. В 2009 году балансовая сумма банка выросла на треть. Три раза в год GLS Gemeinschaftsbank выпускает для клиентов журнал под названием Der Bankspiegel, в котором содержится подробная информация, куда направляются деньги вкладчиков. Представлено это финансовое учреждение и в социальных интернет-сетях. В начале нынешнего лета новостной телевизионный канал N-tv и биржевой журнал Börse Online назвали GLS Gemeinschaftsbank "банком 2010 года". Рассказывает руководитель GLS Gemeinschaftsbank Томас Ёрберг:

Томас Ёрберг: При выдаче кредитов и размещении денег мы учитываем не только экономические, но и социальные, экологические критерии. Как и другие банки, мы живем с процентной маржи. И, естественно, обращаем внимание на то, чтобы она действительно покрывала расходы, а финансовые операции, которыми мы занимаемся, носили стабильный характер. Мы даем кредиты частным школам, учреждениям культуры, а также общественным организациям, которые помогают пожилым людям. Мы поддерживаем строительство энергосберегающего жилья, экологическое сельское хозяйство, регенеративную энергетику. У нас восемьдесят тысяч клиентов, представляющих различные слои населения и регионы Германии. От мелких вкладчиков до тех, кто держит у нас миллионные суммы. Мы предлагаем всевозможные формы размещения денег. Это могут быть депозитные сертификаты, срочные вклады, текущие счета. Мы постоянно информируем наших вкладчиков о том, какие отрасли экономики кредитуем. Мы интересуемся мнением клиентов, в какую область – социальную, культурную или экологическую – они хотели бы вложить свои деньги. Учитывать мнение вкладчиков банка при последующей выдаче кредитов другим клиентам – это один из основных принципов нашей деятельности.

Александр Хавронин: Мировой финансовый кризис 2008 года обошел GLS Gemeinschaftsbank стороной. Вот как это объясняет его руководитель Томас Ёрберг:

Томас Ёрберг: Из-за мирового финансового кризиса мы не потеряли ни одного евроцента, потому что вкладываем деньги только в реальную экономику, а именно в сферы, связанные с долгосрочным, устойчивым развитием. Мы не инвестируем средства в абстрактные, малознакомые проекты. Поэтому в портфеле нашего банка нет финансовых продуктов, из-за которых вкладчик мог бы потерять свои деньги.

Александр Хавронин: Судя по успешной деятельности GLS Gemeinschaftsbank, а также других немецких социальных, экологических банков и инвестиционных фондов, в Германии уже почти прошли те времена, когда эффективность предпринимательства рассматривалась исключительно сквозь призму финансовых результатов.
XS
SM
MD
LG