Ссылки для упрощенного доступа

Европа после выборов президента России


В программе участвуют корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына, которая беседовала с британской актрисой Ванессой Редгрейв, корреспондент Радио Свобода в Париже Дмитрий Савицкий и венская журналистка Елена Харитонова.

Елена Коломийченко:

Владимир Путин - бывший агент КГБ, политик, получивший популярность в связи с войной в Чечне, не представивший накануне выборов внятной экономической и политической программы, стал новым российским президентом. 52,5 процента россиян по предварительным данным отдали за него голоса, около 30 проголосовали за коммуниста Геннадия Зюганова. Либеральный демократ Григорий Явлинский набрал чуть меньше шести. Как комментируют выборы российского президента в Европе?

Известная английская актриса Ванесса Редгрейв передала премьер-министру Великобритании Тони Блэру обращение уцелевших после суточной бомбардировки жителей чеченской деревни Гехи-Чу, требующих прекратить геноцид чеченского народа и вывести из Чечни российские войска. Кроме того, Редгрейв передала британскому премьеру собственное письмо, в котором обвиняет Россию в нарушении подписанной ею же Европейской конвенции по правам человека. Знаменитая британская актриса - член организации "Международная кампания за мир и гражданские права в Чечне". В эту организацию, кроме нее, входят: вдова академика Сахарова Елена Боннер, председатель комиссии по иностранным делам французского парламента Джек Ланг, германский писатель Гюнтер Грасс, ряд видных членов британского парламента, влиятельные общественные деятели европейских стран. Обращение Ванессы Редгрейв к премьер-министру Великобритании вызвало широкий резонанс в британской прессе и британской общественности. С Ванессой Редгрейв беседует наш лондонский корреспондент Наталья Голицына:

Наталья Голицына:

Как к вам попало обращение 64-х жителей чеченской деревни Гехи-Чу?

Ванесса Редгрейв:

Обращение было передано мне священником Виктором Попковым, давним другом Ахьяда Идигова - председателя комиссии по иностранным делам чеченского парламента и представителя президента Масхадова в Европейском Совете, в европейских странах и США. Отец Виктор Попков много лет провел в Чечне еще до первой чеченской войны. Он был в Чечне в феврале этого года и посетил деревню Гехи-Чу сразу после того, как она была практически полностью разрушена в результате круглосуточной бомбардировки 6-го февраля.

Виктор Попков отснял эти разрушения на видеопленку и распределил среди оставшихся в живых жителей гуманитарную помощь, доставленную западными правозащитными и гуманитарными организациями. Там он и собрал свидетельские показания очевидцев не только бомбардировок, но и репрессий против гражданского населения уже после бомбардировок. Кстати, в этой деревне скопилось очень много беженцев из Грозного. 64 жителя этой деревни передали Попкову подписанное ими обращение к президенту США Клинтону, канцлеру Германии Шредеру, президенту Франции Шираку, премьеру Великобритании Тони Блэру, а также генсеку ООН Кофи Аннану и председателю ОБСЕ Джонсону. Я попросила Попкова участвовать в пресс-конференции, которую наша организация под названием "Международная кампания за мир и права человека в Чечне" провела в Лондоне. Там он и попросил меня передать это обращение чеченцев британскому премьер-министру.

Наталья Голицына:

Насколько мне известно, вы передали британскому премьеру не только обращение жителей деревни Гехи-Чу, но и свое собственное послание:

Ванесса Редгрейв:

Я написала письмо господину Блэру, которое подписали также Идигов, Попков и два вице-председателя Комиссии по правам человека британского парламента - Джереми Корбин и сэр Питер Ллойд. В этом письме мы просим Тони Блэра рассмотреть доказательства юристов международных правозащитных организаций, с которыми мы работаем, отмечающих нарушение Россией второй, третьей и пятой статей Европейской конвенции по правам человека, подписанной самой Россией.

Наталья Голицына:

Чего вы и ваша организация требуете от западных правительств в связи с Чечней?

Ванесса Редгрейв:

На мой взгляд, западные правительства - если говорить о западноевропейских странах и США, в частности, и о моем собственном правительстве (я ведь британская подданная) - должны рассмотреть документы, составленные юристами международных правозащитных организаций "Хьюман Райтс Вотч" и "Эмнести Интернейшенел", которые собрали свидетельства серьезных преступлений в Чечне и доказательства нарушений российским правительством прав человека. Согласно международным законам, такие нарушения прав человека любым правительством в любой стране во всех случаях не могут считаться внутренним делом этих стран.

Наталья Голицына:

Значит ли это, что, на ваш взгляд, Запад, в частности, британское правительство, делают недостаточно для защиты прав человека в Чечне?

Ванесса Редгрейв:

Британское правительство совершило серьезную ошибку, когда его члены встретились с Владимиром Путиным непосредственно перед президентскими выборами. Хотело оно этого или нет, но это было воспринято как поддержка Путина. На мой взгляд, результаты последней сессии Совета Европы также оказались, возможно, невольной поддержкой действий российского правительства в Чечне. Это позволило правительству России ужесточить там ужасающие репрессии против чеченского народа. Я бы хотела отметить, что эти действия явились также нарушением Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, которая предусматривает наказание за геноцид.

Наталья Голицына:

Рассказывая по британскому телевидению о чеченском обращении, вы выступили в защиту корреспондента Радио Свобода Андрея Бабицкого:

Ванесса Редгрейв:

Примечательно, что в обращении жителей деревни Гехи-Чу в качестве одного из их призывов к западным правительствам и ООН содержится требование оказать давление на российское правительство с целью прекратить преследование Андрея Бабицкого. И это при том, что жители деревни практически утратили веру в международные законы и надежду на справедливость. Тем не менее они требуют привлечения к суду виновных в преступлениях, совершенных в Чечне. Они также призывают западные правительства признать легитимность их президента Масхадова. Выступление чеченцев в защиту Андрея Бабицкого говорит о том, что жители Гехи-Чу хорошо осознают, какую важную и нужную работу проводил Бабицкий; они требуют, чтобы ему была оказана немедленная помощь.

Из Вены рассказывает журналистка Елена Харитонова:

Елена Харитонова:

Все новости о росcийских выборах австрийское телевидение передавало вчера под лозунгом "Путин, кто же еще"? - и посвятило им в общей сложности пять часов своего лучшего воскресного времени. Россия вск еще остается большой страной. В Вене это особенно чувствуешь сейчас, когда австрийцев вроде бы должны волновать лишь направленные против них санкции ЕС, До сих пор так оно и было. Сообщения о российских выборах приходили сюда как морские волны на песок. Докатилась, пророкотала, что Путин, если его выберут, будет решать свои проблемы полицейскими методами, или что после его избрания на бирже ожидается подъем цен на российские акции, и тут же высохла.

Но вдруг буквально в последние дни в газетах и на телевидении появилось огромное количество материалов о России, а в них сложился удивительно четкий образ Путина, или, точнее, австрийский вариант его легенды. Он настолько целен и конкретен, что почти до мелочей повторяется во всех - правых и левых изданиях и телевыпусках. Эксперимента ради я попробовало собрать из разных статей один текст с его портретом...

"Путин - это будущий президент-разведчик или президент-шпион, пишут и так и так. У него невыразительное лицо, холодные пустые глаза, бесцветный голос, маленький неприметный рост, и как это бывает с низкорослыми, безграничное себялюбие и жажда власти. Он еще достаточно молод, энергичен. Спортивен, владеет дзюдо и, как и положено агенту КГБ, не только хорошо стреляет, но и обладает техникой вербовки человеческих душ и умением надевать на себя разные личины. Благодаря своим друзьям в органах он все обо всех знает. А о нем самом ничего не известно. Хотя, в душе этот металлический человек скорее всего сталинист, конечно, сталинист, не может не быть сталинистом... Он станет полновластным царем - "Владимиром Железным". Он будет и дальше расхваливать свои страшные победы в Чечне или где-нибудь еще и напоминать, что Россия - крупная ядерная держава. При нем скорее всего, вернется многое из прежних советских порядков... "

Только в статьях, посвященных бизнесу, есть какие-то другие прогнозы и краски. Кто-то пишет о начале промышленного роста в России, кто-то - о приватизации, "которая там зашла так далеко, что уже никакой Путин при всем желании ее не отменит". Банк "Райфайзен" надеется на более предсказуемый и конструктивный порядок, при котором ему легче будет вкладывать в Россию деньги. Бизнесмены - трезвые люди, но они, как здесь говорят, оптимисты и специально стараются не тащить прошлое в будущее.

Я спросила знакомую медсестру Керстин: что такое для нее Россия, какой образ сразу приходит в голову. Она прикрыла глаза и ответила: "Бабушка в пуховом платке, снег за окном... И еще - солдаты, вагоны, красные звезды, усатый Сталин на портрете..". Керстин сорок два, ни советских комендатур, ни площади Сталина в центре Вены она не застала - родилась позже. Но первым на память ей пришел именно такой, сохранившийся в коллективной памяти австрийцев образ.

В одной из статей о русских выборах, начитавшись своего Сталина, "охранники постоянно оттесняют Путина от напирающего со всех сторон народа". Австрийский журналист со своим жизненным опытом просто не знает, что Сталин никогда не ходил через толпу, да и Брежнев тоже. Это началось с Горбачева, охранники которого перенимали опыт уже у американцев.

И еще одна легенда о Путине. Русские сказали, что в Москве есть церковь, где Путин под Рождество впервые стоял и крестился на виду у телекамер, а австрийская журналистка поняла, что Путин в этой церкви крестился в смысле "принял крещение". И она смастерила телефильм, котором неверующий чекист Путин, чтобы понравиться избирателям, принимает на виду у всех православие. Вот -колокола, которые звонили в момент его крещения, вот он сам неверной рукой учится перекрещивать лоб...

Конечно, будь эта журналистка поприлежнее, она бы почувствовала что-то не то, поинтересовалась и узнала рассказанную в недавно вышедшей в Москве книге о Путине романтическую историю о его тайном крещении в детстве, о верующей маме, о мамином крестике.

"Я из-за этих выборов теперь полгода в Москву не поеду, боюсь разругаться со всеми своими друзьями, - сказала моя старая приятельница, переводчица русской классики Марион. - Они все, как с ума сошли. Кому ни позвоню, собираются голосовать за Путина, и рассказывают мне о нем какие-то трогательные истории".

Елена Коломийченко:

С обзором свежих европейских газет о российских выборах из Парижа вас знакомит Дмитрий Савицкий:

Дмитрий Савицкий:

"Россия Путина предлагает Западу не слишком большие удобства"; "Перестроить Россию"; "Люди Путина - неизвестные из секретных служб"; "Человек, который станет царем"; "Взвешивая сценарии Путина"; "Опасный человек - Путин"; "С Путиным будет нелегко": - однообразный поток газетных и журнальных заголовков доказывает: Путин убедил не только россиян, что у них нет выбора, но и Запад. Он же, судя по содержанию статей, заставил их думать, что он загадка, что его планы - будут неожиданностью, что, по крайней мере, планы эти у него есть.

В Париже, Лондоне, Риме, Мадриде, Брюсселе или Берлине прекрасно знают: выборы чаще всего строятся на контрасте. Устав от демагогии правых, голосуют за демагогию левых. Устав от президента, играющего на аккордеоне и обедающего с мусорщиками, выбирают президента, который при жизни, с розой в руке и под Девятую Бетховена, входит в святую святынь - Пантеон, намекая на свою принадлежность вечности, а заодно и мегаломании:

Ельцин и Путин разыграли эту перемену, этот контрастный цирковой трюк - вдвоем. Толстый и худой, старый и молодой, усталый и сверхбодрый, вечно-бухой и вечно-трезвый, мямля и говорящий без подсказки, спотыкающийся на ровном месте и летающий на истребителе... и так далее. Не отходя от кремлевского лотка избиратель мог сдать потускневшую растрескавшуюся матрешку Ельцина и получить взамен блестящую - Путина. Причем - с тем самым долгожданным сюрпризом: матрешка Путина не открывается, что внутри - неизвестно!

Есть ли что внутри - тоже неизвестно!

Так что, выборы, на самом деле, состоялись не вчера, а в канун Нового Года. И выбирал не российский народ, а господин президент Ельцин. Причем традиция передачи кремлевской власти, традиция времен довыборных, сохранилась. За Путина страна должна благодарить - Ельцина: что, впрочем, она и делает.

Поэтому не совсем понятен весь этот шум, все эти пресловутые мероприятия, плакатики, телеролики, лозунги и прочие атрибуты надувательства. Путин вполне разумно не участвовал в этом карнавале; он прекрасно знал, что никакой такой избирательной кампании нет; как нет и никаких выборов. Это в старые времена нужно было напрягаться и заниматься массовым гипнозом. Нынче все переведены на самообслуживание. Достаточно сильно напугать толпу, чтобы она возжаждала исчезновения напряжения и страха, и согласилась на любые методы - на любой порядок, который хоть что-то сдвинет в системе устоявшегося несчастья.

В этом-то и смысл толпы; так и она и мыслит и чувствует, пока не распадётся на индивидуумов. На личности. А это и есть переход к другому обществу. К обществу, состоящему из отдельных людей. Вся проблема современной России заключена именно здесь: кем быть - толпой или собранием личностей? В толпу личностей превращают социальные и политические бури. Но чем больше у людей опыта отстаивания своего, личного, чем бескомпромисснее привык человек бороться за себя, а не за толпу себе подобных, тем труднее его обезличить. Толпа повинуется вся вместе. Человек выбирает. Нужен климат ненастья и насилия для того, чтобы человек сломался и согласился стать толпой. Россия слишком долго была толпой - "Союзом Нерушимых". Лишь в странах с многолетней традицией уважения личности человек сопротивляется превращению в толпу. Да и то не всегда. Вспомним Германию Гитлера ..

Но на вопросе личности, кстати, и засветился бывший и.о. С толпой было всё ясно. Но не с индивидами. К ним нужно было применять старые приемы, столь заметные, столь привлекающие внимание, и столь привычные для специалистов. Именно дело Бабицкого высветило этот контраст: возвращение (нивелирование) общественного мнения к мнению толпы; и возрождение опасности выступать против мнения, как толпы, так и власти. То есть - откат в доперестроечные времена.

Есть ли у Путина настоящая программа, есть ли у матрешки что-нибудь внутри - мы должны узнать уже сегодня. Пока что отметим лишь веселый цинизм диаспоры западных предпринимателей в Москве. Один из этих бизнесменов сказал сегодня журналисту "ВВС", что если Путин - российский Пиночет, то это хорошо, это "необходимое зло".

Среди бумажного обвала комментариев и прогнозов я отмечу напоследок лишь один, французского историка и главного редактора еженедельника "Курье Антернасьональ" Александра Адлера. Он считает, что интересы Путина будут направлены одновременно на Берлин и Пекин; Польшу и Турцию, и что Украина так же будет в центре его "ближней" политики.

В любом случае, если первые шаги нового президента не будут отвлекающим маневром, мы скоро узнаем, кого нам подарил обеспечивший себе, как он считает, спокойную старость Ельцин.

XS
SM
MD
LG