Ссылки для упрощенного доступа

Румыния, Чехия - скандалы с национальной подкладкой


Лев Ройтман:

Два восточноевропейских скандала последнего времени, впрочем, эти страны теперь именуют центральноевропейскими. В Румынии появилась в продаже книга "Националист", ортодоксальная, антисемитская, антицыганская, антимадьярская стряпня некоего Влада Хогиа, молодого члена парламента от партии "Великая Румыния". Генеральная прокуратура Румынии расследует обстоятельства выхода этой книги, а правительство молчит. В Чехии в пражском международном аэропорту сотрудники британского консульства с согласия чешского правительства возобновили контроль пассажиров, отправляющихся в Великобританию. Чешским гражданам визы въездные не требуются, зачем же тогда контроль? Отсеивают цыган, рома, опасаясь, что в Англии они попросят политическое убежище. Как отсеивают? На глаз, естественно, сугубо по расовым признакам. Итак, участники нашей передачи: из Бухареста Николае Труце; из Будапешта Агнеш Герибен; в Праге Дмитрий Белошевский.

Николае Труце, представлю вас несколько детальнее: заместитель директора политико-публицистических программ "Про ТВ", Бухарест. Итак, вокруг книги Влада Хогиа. Что пишет румынская пресса, что сейчас делает правительство или не делает ничего? Что говорят в общественности?

Николае Труце:

Фактически правительство пока что ничего не делает и никаких заявлений пока что не появилось. Единственное конкретное официальное положение - это заявление прокуратуры Верховного суда насчет начала расследования для установления антиконституционного характера книги "Националист", и, конечно, привлечение к ответственности автора, молодого депутата Влада Хогиа и других ответственных в издании этой книги. Конечно, за последние дни, увидев, какой здесь разрастается скандал, все стараются убежать от ответственности. И Первая румынская академия заявила, что ничего не знала об этой книге и ни в какой мере не утверждала ее публикации. И хотя это заявление, кажется, соответствует правде, остается косвенная ответственность, потому что все-таки книга издана Центром европейской культуры и цивилизации. Этот институт принадлежит румынской академии. Директор Центра Георгиу Бузату, видный член партии "Великая Румыния" и вице-президент высшей камеры румынского парламента, сената, признает, что самовольно принял решение об издании этой книги. Он уже заявил, что в официальном издании книги опубликует предисловие, в котором объяснит все эти проблемы и скандальные интерпретации будут уже не нужны, потому что все станет ясно и никаких проблем больше не будет. Из самой книги исчезнут некоторые части, которые считаются особо скандальными.

Лев Ройтман:

Спасибо, Николае Труце за эту информацию. Но по той информации, которая есть у нас, уже малая часть тиража появилась, уже эту книгу можно получить в румынском Интернете. И в тех сообщениях, которыми апеллирую я, я по-румынски не читаю, я беру из английских сообщений свои сведения, например, цитируется, что касается цыган, что цыгане представляют собой "черную волну, которая отравляет океан. И в том случае, если мы против этой волны не поднимемся, то эта грязь, которая постепенно нас покрывает, превратит нас в меньшинство в собственной стране". Ну, это естественный вздор, с учетом количества румын в стране, и того, что цыган, рома, менее двух миллионов в Румынии. Кроме того, что касается евреев, то он пишет: "Те, кто борются с евреями, борются с дьяволом". Но при этом это является цитатой из нацистского преступника, казненного, Юлиуса Штрайхера. Вопрос: в связи с чем вообще появляется подобная книга? Что, эти проблемы каким-то образом настолько актуальны для Румынии, что вот этот молодой депутат румынского парламента должен был затеять этот скандал подобной публикацией? Это что, горящая тема какая-то в Румынии?

Николае Труце:

Нет, ни в коем случае это не актуально и ни в коем случае это не подходящий момент для такой книги. Но, может быть, нужный момент для партии "Великая Румыния". В Румынии сейчас даже можно сказать, что чувствуется серьезный сдвиг с необходимостью позитивной дискриминации цыганского меньшинства или рома, как говорят. В апреле появилась новая стратегия правительства, которая рассчитана на более долгий срок, но которая впервые, наверное, учитывает необходимость реальной помощи для цыган, не только паллиативов, а необходимости поднять уровень жизни этого меньшинства. Можно даже говорить о мелких отраслях социальной жизни, в которых чувствуется, что отношение к этим проблемам улучшается, даже выше того, что от нас просит, скажем, Европейский Союз или другие международные организации. И считается, что эта проблема и вправду начинает какое-то движение. Но, с другой стороны, надо заметить, что партия "Великая Румыния", которая в выборах прошлой осенью добилась неплохого результата, по крайней мере выше ожиданий, именно на националистической платформе, сейчас попала в какой-то упадок. Большинство тех, которые голосовали за нее, практически не голосовали за политическую программу этой партии, а просто голосовали против остальных партий, имея в виду, что они протестовали против неподходящей правительственной программы бывшей партии, которая была при власти до 2000-го года, или против партии Илиеску, которая тоже была при власти до сих пор и тоже мало сделала для Румынии.

Лев Ройтман:

Спасибо, Николае Труце. Для четкости - все-таки партия "Великая Румыния" имеет четверть кресел в парламенте Румынии. Если мы, скажем, ищем аналог в России, то партия Жириновского все-таки такого успеха не добивалась никогда. И здесь рядом со мной Дмитрий Белошевский, редактор международного отдела газеты "Господаржски новины". И проблема цыган. Возобновили британские консульские чиновники контроль чешских граждан, направляющихся в Великобританию, хотя визы не требуется, и отсеивают по расовому принципу. Одна фаза этого контроля была в июле до начала августа, потом прекратилась под влиянием международных и чешских протестов, а теперь возобновилась опять, и все это с согласия чешского правительства. Как вы это понимаете, как это оценивается общественностью?

Дмитрий Белошевский:

Этот скандал, я бы сказал, даже не столь грандиозный, сколь неприятный, оскорбительный и унизительный, на мой взгляд. 18-го июля сего года британские чиновники эмиграционные в чешском аэропорту "Рузине", в палатке, прямо в пространстве аэропорта стали контролировать людей, которые собираются посетить Великобританию. И у этих людей, конечно, уже документы, уже авиабилеты и теперь они приходили на собеседование с этими людьми. Формальной причиной этого всего был тот факт, что, я не люблю этого термина, многие лица ромской национальности со своими семьями уезжали в Британию и там просили политического убежища, объясняя это тем, что в Чешской республике они чувствуют себя притесненными как члены этнического меньшинства. Вокруг этого прошло много, конечно, споров между британской стороной, чешской стороной. Британская сторона очень резко реагировала, потому что, понятно, она следит за своей миграционной политикой. И после этого было более-менее отчетливо сказано и с одной, и с другой стороны, что речь идет фактически в большинстве случаев скорее об экономической эмиграции, а не о политических доводах. В свое время, я помню, британский высокий представитель, который по чешскому телевидению выступал, он на несколько наивный вопрос нашего журналиста - существует ли в Британии расизм, ответил: конечно, он есть всюду, во всем мире, но важно все-таки знать, как к этой проблеме подходить и как ее решать. Значит, 18-го июля это все началось, 9-го августа эти скандальные контроли кончились, причем, закончила их британская сторона. Но неделю назад было сказано, что британская сторона снова их возобновит. И вот тут это отношение к целому делу резко изменилось. Потому что вдруг политики и общественность поняла, что здесь происходит что-то уже не то. Во-первых, помог этому сам премьер Земан, который сравнил тех, кто собираются выезжать в Британию, с почтальонами. Он сказал довольно неудачную шуточку, что если б из Чехии уезжало в Британию слишком много почтальонов, то их бы тоже было необходимо остановить. Но премьер не учел, конечно, что почтальон отбросит сумочку, переоденется и по нему никто не увидит, что он почтальон. В то время как рома, который уезжает заграницу, он не может избавиться ни от своей кожи, ни от своей культуры, ни от своего происхождения. То есть тут уже над поставить точки над "и", совершенно ясно, что это мотивированно именно этнически, я не скажу расистски, этнически. И в этом случае, конечно, стоит вещи называть своими именами совершенно точно и не говорить о том, что, дескать, это касается всех.

Лев Ройтман:

Простите, Дмитрий, естественно, это всем ясно, в конце концов это и британская сторона признала. Они говорят, что за последние годы около трех тысяч цыган, рома из Чехии попросили политическое убежище, большинство заявлений, ходатайств было отклонено. Тем не менее, по апелляциям ряд из них был удовлетворен. Но ведь произошел раскол и в чешском политическом классе. Например, Вацлав Клаус высказался резко против подобного контроля, Вацлав Гавел, президент Чехии, высказался против подобного контроля и, тем не менее, с согласия правительства этот контроль происходит. И, естественно, это чудовищная вещь говорить о почтальонах в данном случае. Это просто политическая, расовая, нравственная нечуткость - то, что вы цитировали, слова премьер-министра. Агнеш Герибен, представлю вас несколько детальнее, хотя вы неоднократный участник наших передач. Вы публицист, вы славист, вы политолог, журналист. Итак, в Венгрии реакция на выход книги Влада Хогиа "Националист"? И вообще, как в Венгрии относятся к ситуации венгерского, затронутого этой книгой, национального меньшинства в Румынии, где венгров 1700 тысяч, по имеющейся статистике.

Агнеш Герибен:

Венгерская пресса, и лево-либеральная, и консервативная пока передает этот сюжет без комментариев, ограничиваясь фактами. Но можно не сомневаться в том, что в следующих номерах еженедельников, в частности, в органах венгерских националистов будут и комментарии. Книга сама, это я уже могу сказать со всей уверенностью, вовсе не взбудоражила венгерскую общественность. Также и появление антисемитов в органах все той же крайней прессы. Судя по опросам последних лет, венгерское общество пропитано антисемитизмом не больше, чем в любой западной стране люди. Евреев как таковых не любят около 10% населения, их ненавидят 3%. Обвинения в антисемитизме все чаще употребляются вне зависимости от его проявлений в чисто политических целях. Некоторые видные активисты лево-либеральной партии Союза свободных демократов за границей, в основном в органах лево-либеральной американской, печати довольно часто обвиняют теперешнее венгерское консервативное правительство в антисемитизме. Но от этого здесь уже все устали, и такие нападки вызывают лишь раздражение, в частности, и среди венгерских евреев. Мне вообще кажется и, судя по тому, что сказали коллеги, десятилетняя история всех наших новых демократий свидетельствует о, как бы сказать, о сужении расизма, перетрансформации его на определенные, довольно узкие слои общества. Да, после смены строя всюду можно было опасаться последствий снятия запретов, табу, цензуры. Мы здесь в Восточной Европе или, как вы любезно сказали, в Центральной Европе имеем основания бояться, что после десятилетия вынужденного молчания об этнических проблемах этот аспект приведет к взрыву, тем более в Венгрии, которая впоследствии смены договоров после Мировой войны потеряла две трети своей территории и половину населения. Слава Богу, взрыва не было и опасность его с каждым годом становится меньше. Тут есть одно исключение в отношении венгров к полумиллионной цыганской общине, к сожалению, на которую в ряде городов приходится 80% уголовных преступлений. В этом, и у нас действительно взрывоопасном вопросе, наблюдаются два подхода. Лево-либеральные силы - сторонники предоставления пособия, консерваторы - сторонники предоставления возможности цыганским детям учиться, а взрослым работать хоть на общественных работах.

Лев Ройтман:

Спасибо, Агнеш. Проблема, конечно, непростая. Тем не менее, эта статистика - 80% преступлений или сколько-то, в других странах оказалась дутой. Я совершенно не исключаю, что она не соответствует реальности и в Венгрии. Это проблема тяжести преступлений, это проблема, которая имеет целый ряд компонентов и все обстоит не так очевидно и не так просто, как это подчас преподносят не критически использующие подобную статистику журналисты. Николае Труце, насколько остро эта проблема стоит для Румынии, что партия, которая пытается поднять свой рейтинг у избирателей, реально говоря, даже открещиваясь от подобной книги как "Националист", вынуждена подобные книги публиковать и спонсировать. Ведь это не вызывает ни у кого сомнения, что партия "Великая Румыния" за этой книгой стоит, публично от нее открещиваясь.

Николае Труце:

Я приведу пример чуть отдаленный, не сегодняшний, вчерашний. Газеты тут в Бухаресте прямо кричат о неожиданном факте. Кажется, Корнелио Вадим Тудор продал свой еженедельник "Великая Румыния", по имени своей же партии, в котором появлялась и большая часть статей, которые сейчас воспроизводятся в книге "Националист". Как ни странно, он продал эту газету какому-то иранскому гражданину, который вообще-то в Румынии не существует, его никто в Румынии не смог найти, издательство переехало по адресу, который не существует. Чувствуется в этом, наверное, что Корнелиу Вадим Тудор подготавливает себе какое-то отступление, он, кажется, боится ответственности. Это, наверное, скорее всего подчеркивает именно нынешнее положение. Потому что и правительство, и большинство партий имеют очень критический подход к такому виду явлений. Потому что все чувствуют, что нынешняя Румыния не может двигаться в этом направлении. Вступление в Европу, может быть вступление в НАТО, ни в коей мере не могут произойти, если Румыния будет характеризована именно такими происшествиями

Лев Ройтман:

Спасибо, Николае Труце. Для ясности - Корнелиу Вадим Тудор, бывший придворный поэт Чаушеску, затем лидер партии "Великая Румыния", сенатор и один из кандидатов на пост президента в Румынии, который проиграл на последних выборах, насколько помнится, в декабре. Агнеш Герибен, Будапешт, в Венгрии ожидается вступление в силу закона о поддержке национальных меньшинств венгерских за границей. Что стоит за этим законом?

Агнеш Герибен:

Он вступит в силу, будучи принятым уже в парламенте, первого января. Он уже вызвал очень бурный протест в Румынии, немного меньше протестов в Словакии, зато в других сопредельных странах, где живут венгры, в Австрии, в Сербии и в Украине, он принят без проблем. Дело в том, что венгры, которые сами считают себя венграми и говорят на венгерском языке, это два критерия предоставления помощи, они могут ежегодно три месяца работать у нас, получать за это время медицинские услуги, право, можете смеяться, но право ходить бесплатно в музеи, библиотеки, пользоваться льготными тарифами на транспорте и так далее. Это для венгерской казны сотни миллионов форинтов, но поскольку рост экономический просто у нас бурный, венгры могут это себе позволить. Поэтому это вызывает одобрение венгерского населения.

Лев Ройтман:

Спасибо, Агнеш Герибен.

XS
SM
MD
LG