Ссылки для упрощенного доступа

Опять си-бемоль


О́рнетт Коулман, отец фри-джаза
О́рнетт Коулман, отец фри-джаза

Печальная новость накрыла мир джаза в четверг вечером: О́рнетт Коулман, отец фри-джаза переместился в высшие сферы. Орнетт был альт-и-тенор саксофонистом, трубачом и композитором. Ему было 85 лет, всё о О́рнетте Коулмане в ближайших выпусках программы.

Монтгомери Бернард Александр, Монти Александр, только что задул семьдесят свечей на праздничном торту. Он родился в Кингстоне на Ямайке и там же начинал играть и выступать. Ему было семнадцать лет, когда семья его перебралась жить в Майями, а через год он уже играл в нью-йоркском клубе Jilly's. Джилли Риццо был итальянцем; он работал на отца, развозил лед по забегаловкам, пока не стал сам хозяином клуба, другом и помощником Франка Синатры. Так что не удивительно, что пианист его клуба, Монти, однажды начал аккомпанировать «Голубым Глазам. Но настоящее пианистические влияние на Монти оказали Арт Тейтум, Оскар Питерсон, Уинтон Келли и Ахмад Джамал.

Monty Alexander - I'm Afraid the Masquerade Is Over – 4:06 (Monty Alexander Trio --- Concord Jazz)

«I'm Afraid the Masquerade Is Over», «Твои глаза не сияют, как это было раньше, а когда наши губы встречаются, особых чудес не происходит. Я боюсь, что маскарад закончился, как и сама любовь: она сошла на нет». Стандарт Олли Врубла и Хёрба Мэгидсона. Трио Монти Александра, рояль; Хёрб Эллис играл на гитаре и Рей Браун на контрабасе. Запись была сделана в Сан-Франциско, в августе 1980-года.

Историк джаза Йоахим Берендт прежде, чем перейти к Монти Александру говорит об Арте Тейтуме и о том колоссальном влиянии, которое Арт оказал на несколько поколений пианистов. «Самым успешным пианистом школы Тейтума, - пишет он, - был Оскар Питерсон, который всю жизнь повторял и повторял, что он навсегда в долгу перед Артом. Питерсон свинговал с колоссальной силой и энергией, с захватывающей мощью атак. В семидесятых годах, когда он начал выступать соло, очевидным стало то влияние, которое на него оказали гарлемские пианисты: Фэтс Уоллер и Джеймс Пи Джонсон. И в их творчестве жили мощные басовые линии, то есть и они были наследниками Арта Тейтума. Но время шло, и Оскар Питерсон в итоге стал во главе собственной пианистической школы…»

Монти Александр родился 6 июня 1944 года в Кингстоне, Ямайка.

Art Tatum - I'm In A Sentimental Mood – 6:02 (Art Tatum - Stompin' At The Savoy – Past Perfect)

«I'm In A Sentimental Mood», в общем-то, это тема Дюка Эллингтона с более коротким названием «In A Sentimental Mood», Арт Тейтум, а это он играл соло, добавляет «Я в сентиментальном настроении» и ставит свое имя под пьеской. На мой взгляд, стоит воспринимать Арта, как соавтора, или аранжировщика. В любом случает его стиль выпукло и ярко отражен в этой записи, сделанной 29 декабря 1953 года в Голливуде, Калифорния.

Поклонниками Тейтума были не только Оскар Питерсон, Билли Тейлор или Бад Пауэл, но и Владимир Горовиц и Сергей Рахманинов. Каунт Бейси называл его восьмым чудом света. Но так как у нас впереди еще один ментор Монти Александра, напомню наши координаты:

Еженедельное «Время Джаза» вы можете слушать на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, но чище всего и стабильнее с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

The Oscar Peterson Trio - I Didn't Know What Time It Was – 6:37 (The Oscar Peterson Trio - Walking the Line – MPS)

«I Didn't Know What Time It Was» - «Я не знал, который был час», музыка Ричарда Роджерса; Лоренц Харт написал слова. Итого, получился стандарт для бродвейского мюзикла 1939 года «Слишком много девиц…». В 1940-м году вышел одноимённый фильм-комедия Джорджа Аббота. Оскар Питерсон, а это был он, играл с Джорджем, Джири, Мрацом – контрабас и Реем Прайсом – ударные. Запись была сделана в Виллингене, Германия, 10 ноября 1970 года.

Монти Александр
Монти Александр

Оскар Питерсон не избежал шарма бразильской волны, накрывшей американский джаз в ранних шестидесятых. Его ученик, а затем – последователь Монти Александр сохранил шарм, а подчас и ритмы родной Ямайки. Но вот Монти, которого все еще можно перепутать с Оскаром…

Monty Alexander - Close Enough For Love - 6:43 (Monty Alexander - Ballad Essentials – Concord)

«Close Enough For Love», «Всё еще не совсем, но почти любовь…» Хит 79 года Джонни Мэндела и Пола Уильямса. Монти Александер с диска фирмы «Concord» - «Сущность баллады». Монти записал на этой фирме с 1986 и по 1996 год четырнадцать дисков, а в марте двухтысячного года «Конкорд» выпустил избранное, одно единственное СД, лучших пьес Монти. Вот с этого СД «Сущность баллады» я взял «Почти любовь…»

У меня был друг, Майк Зверин, в каком-то смысле он был в моем списке «забытые в мае». Майк родился в Квинси, Нью-Йорк, 18 мая 1930 года. Отчалил он в лучшие, надеюсь, края пять лет назад. Он был тромбонистом и играл в оркестре Майлза Дейвиса на первой записи «Рождения Кула». Но музыкальная карьера держала его в сайдменах и он ушел в журнализм и в прозу и поселился в Париже. Он писал для «Down Beat’a», «Rolling Stone» и «Penthouse’a», а затем на многие годы стал джазовым обозревателем International Herald Tribune. В 1969 году он переехал в Лондон, а в 1972 в Париж, который и стал его домом. В 1969 году он опубликовал книгу не для слабых «Неслышимый звук иголок» - про свою борьбу с наркозависимостью. Самой успешной его книгой стала, вышедшая в 1985 году в Париже книга «Грусть Святого Людовика: свинг под властью нацистов». Это документальная книга. Майк провел три года, исследуя французские и австрийские архивы. Я всегда мечтал сделать о нем передачу, но с музыкой было плохо, даже с последним диском 1979 года «Трио Майка Зверина» или с его записями с французским гитаристом Кристианом Эскудэ.

Почему я о нем вспомнил сейчас? За несколько лет до кончины он подарил мне свою автобиографию. Называлась она «Close enough for jazz».

Если вы заблудились среди треска и писка коротких волн, если у вас нет закалки ваших предков, которые слушали «голоса» сквозь мощный прибой глушилок, учитывая даже то, что сейчас на коротких волнах «Свободы» нас вполне слышно, вы можете кроме прочего слушать наши последние передачи в подкасты с нашего сайта www.svoboda.org У микрофона все там же в городке на Сене – ваш ДС.

Дорогой Майк, позволь тебе кивнуть «Почти любовью» со словами, а передачу про тебя я все равно сделаю!

Tony Bennett - Close Enough For Love – 4:28 (Bennett The Art of Romance – Columbia)

«Close Enough For Love», на этот раз со словами и в исполнении Тони Беннета. Оркестр композитора и автора песни Джонни Мэндела. Диск «Коламбии» - «Искусство романса» появился на нашем музыкальном рынке 11 лет назад… Что касается перевода самой песни, то это нечто по сложности близкое к Коулу Портеру. И я бы добавил( слова) – чуть-чуть драматичнее, а поэтому еще сложнее.

Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на волнах «Свободы», из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Stan Getz - A Summer Afternoon - 5:58 (Stan Getz – Focus – Verve)

«A Summer Afternoon», «Летний полдень» - Эдди Сотера. Исторический диск Стена Гетца, Стенли Гаецкого, «Фокус». Алан Мартин, Джеральд Тарак и Нормэн Карр – скрипки; Джакоб Глик – альт; Брюс Роджерс – виолончель; Рой Хайнс (исключительно лишь в первой части сюиты!) – ударные; Стен Гетц – тенор-саксофон и лидирующий солист; Хёрши Кей – дирижер. Всего в струнной и ритм-группе участвовало 19 музыкантов, включая контрабасиста, арфистку и перкуссиониста. Но имена их не попали ни на ковер, ни даже в Википедию.

Теперь сама предыстория: когда Стен Гетц играл в оркестре Бенни Гудмэна, он был весьма впечатлен аранжировками Эдди Сотера, композитора, написавшего несколько лучших вещей для короля кларнета: “Clarinet à la King”, “Moonlight on the Ganges” и “Benny Rides Again”. Сотер закончил колумбийский университет Нью-Йорка и музыкальную школу Джульярд. Он начинал, как ударник, затем играл на трубе в оркестре вибрафониста Реда Норво. Он прославился, как композитор и аранжировщик у таких королей эпохи свинга, как Арти Шо, Томми Дорси, Вуди Хэрмэн и, как я уже сказал, Бенни Гудмэн. Гюнтер Шюллер писал про него: - Я не думаю, что существует мастер гармонических модуляций равный Сотеру. В этом смысле он равен Ричарду Штраусу в классической музыке».

Я продолжу рассказ о записи винила «Фокус», но Стен Гетц будет звучать уже без струнного ансамбля, а с пианистом Кенни Барроном:

Stan Getz & Kenny Barron - I Remember Clifford - 6:07 (Stan Getz & Kenny Barron - People Time – Sunnyside)

«I Remember Clifford», «Я помню Клиффорда», Клиффорда Брауна – стандарт саксофониста Бенни Голсона. Дуэт Стена Гетца – тенор-саксофон и Кенни Баррона – рояль. Весна 1991 года, Копенгаген. Последний двойной СД Стена Гетца. Он скончался 6 июня того же 1991 года дома, в Малибу. В его завещании говорилось, что он предпочитает быть кремированным и чтобы его пепел развеяли в заливе.

История джаза на коротких волнах «Свободы, а так же из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-3 и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Стен Гетц
Стен Гетц

Стен Гетц, решив, что ему надоели стандарты, популярные песни, джазовая классика и тому подобное, обратился к Эдди Сотеру и, без обиняков, попросил его написать сюиту для него лично. Сотер вспоминал, что саксофонист сказал: «Напиши, что угодно, всё, что тебе будет по душе и всё, что у тебя на сердце и мы запишем диск на «Verve», и плевать нам на то, что на фирме будут думать…»

Эдди Сотер написал сюиту из семи частей, сюиту для струнного ансамбля, причем с откровенным поклоном в сторону своего покровителя и кумира Бела Бартока. Но не только. Критики нашли еще два музыкальных экивока, намеки на Стравинского и Дебюсси.

Первый сеанс звукозаписи был назначен на 14 июля 1961 года, второй – на 28 июля. Тринадцатого от инсульта умерла Голди – мать Стена. На запись он не явился, а, как и положено, провел семь дней, шиву, дома, скорбя с близкими по матери. За это время струнный ансамбль записал практически половину сюиты. Эдди Сотер говорил, что во всех семи частях он оставлял «полые пространства» для саксофона Гетца.

28 июля состоялся второй сеанс звукозаписи. Это не был overdubbing, как у Билла Эванса. Гетц слушал запись в наушниках и солировал. Он импровизировал без нот, подсказок или аранжировок – на живую нитку. Вторую часть Гетц и ансамбль Хёрши Кея записали вместе. Гетц считал, что «Фокус» - шедевр. Его лучший диск.

Stan Getz – Her – 6:11 (Stan Getz – Focus – Verve)

«Her», «Она», «О ней» - вторая часть сюиты Эдди Сотера, которую Гетц посвятил памяти матери, той самой, что покинула Бердичев в 1907 году. Струнный ансамбль Хёрши Кея и тенор-саксофон Стена Гетца.

На этом клуб «Времени Джаза» опускает занавес. Мы снова будем в вашей компании через неделю. Звукорежиссер этого выпуска – Александр Аркадьев, автор и ведущий – ваш ДС. Наши подкасты вы, как всегда, найдете по адресу www.svoboda.org . Всех вам благ, удачной и нескучной недели, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG