Ссылки для упрощенного доступа

Осень в Париже


Осень в Париже
Осень в Париже

Осень в Париже самое прекрасное время года. И это не Жак Превер, это ваш ДС. Всё золотеет, ржавеет, люди, прогретые солнцем, все еще милые… Короче, это самое лучшее время года. Во второй половине сентября наступает рай. Я не работаю на туристические агентства. Это мой личный совет

Продавца пластинок и CD во Франции зовут disquaire, от слова диск. На соседней Муффтар, La Mouffe, бывшей дороге на Рим, симпатичный седовласый disquaire продает в основном диски-компиляции. Говорят, что это бывший гангстер, отсидевший свое и решивший озвучить Брассансом, Листом и Сатчмо. В 7 минутах ходьбы от его бутика – улица Монж, названная так по имени французского математика Гаспара Монжа. Если толкнуть тяжелую дверь дома номер 49, попадаешь на 21 век назад, на Арены Лютеции, на то, что от них осталось.

Когда-то здесь гоготали над комедиями Аристофана и съеживались от трагедий Эсхила. Семнадцать тысяч латинян просиживали здесь тоги по вечерам, кормя комаров, прилетающих эскадрильями с болот недалекой Сены. Конечно, гладиаторы и здесь поливали опилки кровью, но от них остались лишь каски да мечи, а вот завозные львы и прочие кошки попали, перескочив через 17 веков, в соседние Королевские Сады, где и процветает нынешний зоопарк.

Но это все присказка. На самом деле нужно пересечь Арены, подняться по восточной лестнице в сад и выйти на Наваррскую улицу. Здесь в доме номер пять, в крошечном пенальчике с подвалом находится «Парижский Джазовый Угол» - «Paris Jazz Corner», магазин новых или же second hand, подержанных, компактов, где приятнее рыться, чем в гигантском ФНАКе или же в «Virgin Megastore» на Елисейских Полях.

Один из музыкальных магазинчиков Парижа
Один из музыкальных магазинчиков Парижа

​Что же можно здесь откопать?

​Вот об этом и сегодняшнее «Время Джаза», которое вам доставляют на дом волны «Свободы» и которое вы можете так же слушать с помощью ужасных современных игрушек (смартфонов, таблеток, ноутбуков и десктопов) с нашего сайта – www.svoboda.org.. У микрофона в Латинском квартале, Парижа, Дмитрий Савицкий.

Larry Young - Softly as in a Morning Sunrise – 6:21 (Larry Young - Unity - Blue Note)

«Softly as in a Morning Sunrise», «Нежно, как на рассвете…» Ромберга и Хаммерстайна. Органист, лидер комбо, Ларри Янг. Вуди Шо – труба; Джо Хендерсон – тенор-сакс, Элвин Джоунз – ударные. Си-ди Ларри Янга «Unity», «Единство». Запись сделана для «Blue Note» Руди ван Гельдером 10 ноября 1965 года.

Два евро 99. Диск не новый, но хозяин «Парижского Джазового Уголка» за качество отвечает. Кстати, к кассе несешь пустую коробку. Хозяин смотрит номер и достает сам диск в пластиковом пакете. Денег на верзилу-охранника в тренировочном с капюшоном на голове, скучающего в дверях, у него нет.

Ларри Янг
Ларри Янг

Итого, Ларри Янг. Он же Халид Ясин. Сорокового года рождения. Из Ньюарка, Нью-Джерси. На нашем шарике удержался лишь 37 лет. Органист, время от времени играл на фортепьяно. Был первым органистом, начавшим играть на органе модальный джаз. Как все органисты, особенно в молодости, был увлечен Ритмом-и-Блюзом и стилем Соул. Но, попав под влияние Колтрейна, начал играть чистый джаз той эпохи. Чаще всего появлялся в трио гитариста Гранта Грина (ударником был Элвин Джоунз). Дебютировал на «Blue Note» с саксофонистом Сэмом Риверсом. Играл у Майлза Дейвиса на записи его программного диска «Bitches Brew».

Кстати, в подвальчике «Paris Jazz Corner» я начинаю охоту именно с компактов «Blue Note», легко отличимых от других дисков по четкой, обычно черно-белой, задней стороне альбома, на которой без выкрутасов, выдана вся необходимая информация: состав, темы, композиторы, дата записи, продюсер и наличие ремастеринга. Вкладыши так же всегда написаны серьезными музыковедами, как в данном случае Бобом Блюменталем и Нэтом Хэнтофом. CD «Unity» вышел сначала на виниле, ну а позже, в 1898-м, Руди ван провел ремастеринг с пленок оригинальной записи.

Larry Young - Monk's Dream – 5:45 (Larry Young - Unity - Blue Note)

«Мечта Монка», «Monk's Dream» - тот же состав комбо, органиста Ларри Янг: молодой Вуди Шо – труба; будущий ас саксофона Джо Хендерсон - тенор-сакс; Элвин Джоунз (везде и повсюду) – ударные. Лучшее си-ди Ларри Янга «Unity», «Единство».

В том же, пардон, это все же ящики, в том же ящике диск гитариста Гранта Грина из той же конюшни «Blue Note».

Грант Грин родом из Сент-Луиса, штат Миссури, где он появился на свет 6 июня 1935 года. Как и положено, подростком, он начал играть на танцах в местных оркестрах. И само собой – под влиянием Чарли Кристиана (из гитаристов) и Лестера Янга и Чарли Паркера, этих отцов би-бопа. В начале шестидесятого года он собрал собственное трио. В 1964 году в его Трио и входил органист Ларри Янг, а так же ударник Элвин Джоунз. Саксофонист Лу Дональдсон, который присутствовал на концерте Гранта Грина в Сент-Луисе, посоветовал ему попробовать силы в Нью-Йорке, а позже рекомендовал его фирме звукозаписи «Blue Note». Не прошло и года, как Грант Грин стал штатным гитаристом «Blue Note».

Осень в Париже
Осень в Париже

Никуда не деться, осень стоит в дверях, отрясая с ветвей рыжие и оранжевые листья, а заодно и воспоминания о быстротечном лете. Вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких «Свободы». Вы можете слушать нас, со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в попахивающем каминным дымком Париже – ваш ДС.

Grant Green - Let the Music Take Your Mind – 8:24 (Grant Green - Alive! - Blue Note)

«Let the Music Take Your Mind», «Пусть музыка тебя захватит целиком…», Кула и Реда. Тенор-саксофон – Клода Барти; Уильям Байвинс – вибрафон; Грант Грин – лидер и гитара; Ронни Фостер – орган; Идрис Мухаммад – ударные и Джозеф Армстронг – барабаны конгас. 15 августа 1970 года. Руди ван, само собой, мэтр записи. Диск «Blue Note» - «Жив!», «Alive!».

Грант Грин успел записаться на «Blue Note» с трубачом Ли Морганом,

Грант Грин
Грант Грин

​органистом Джимми Смисом, саксофонистами Стэнли Тарентайном и Хэнком Моубли, пианистом Херби Хэнкоком. Как и Ларри Янг, Грин не был долгожителем и отправился обследовать иные миры в 43 года. Он был не только гитаристом би-бопа (и более напористым, чем Чарли Кристиан), но так же хард-бопа, фанка и соул.

Здесь же в весьма душном подвале, где работает какой-то детский вентилятор, все в том же ящике «Blue Note», CD органиста Baby Face Уильетта, в квартет которого входит и Грант Грин. Три евро 25! Рискнем?

Baby Face Willette - Face To Face - 6:14 (Baby Face Willette - Face To Face - Blue Note)

«Face To Face», «Лицом к Лицу». Композиция и орган Baby Face Уильетта. Baby Face - это «Детское личико». «Лицом к лицу» считается его лучшим диском, а его гастроли по США, Канаде и Кубе, как пишет Роберт Левин, вызвали бы зависть самого Джека Керуака. На что Baby Face Уильетт отвечал: - География всегда была проблемой! Я отправлялся играть туда, где была работа…»

В данном случаем в квартете Baby Face Уильетта играли Фред Джексон – тенор-саксофон; Грант Грин – гитара; Бен Диксон – ударные и сам Baby Face – орган. Запись сделана Гельдером 30 января 1961 года в Нью-Джерси.

Baby Face Уильетт – вне всяких сомнений – самый малоизвестный и практически непризнанный органист шестидесятых.

Я, пожалуй, поднимусь на первый этаж, где есть два стеллажа «Blue Note».

Для европейских джазменов выпустить диск на «Blue Note» было большой честью и, по сути дела, международным признанием. К примеру, Мишель Петруччиани, страдавший тяжёлым генетическим заболеванием, приводящим к ломкости костей и, в его случае, к невысокому росту и искривлению позвоночника, остеогенезом. Ударник Кенни «Клук» Кларк, который услышал Петручча, как его все звали, еще подростком в Париже, сказал:

- Он, конечно, карлик, но он играет, как настоящий гигант.

Мишель знал, что долго он не проживет, и он спешил. Он рвался прочь из Франции в Штаты на родину джаза. В Калифорнии его поклонником стал саксофонист Чарльз Ллойд. Он согласился отправиться на гастроли с Мишелем и 22 февраля 85 года Чарльз Ллойд вынес на сцену Карнеги Холла Мишеля Петруччиани и усадил его за рояль. Это был исторический концерт «One Night with Blue Note».

Ваш летний загар постепенно смывает городская осень. Она же вмешивается в игру саксофонов и кларнетов, воя и трубя за окном. Наушники высокого качества могут помочь вам в данном случае. Но не в машине и не на дороге! Я вам этого не рекомендую! Лучше дома, подсоединив их к ноутбуку или десктопу. Лучшие наушники для борьбы с непогодой, это наушники с подавлением внешнего шума. В любом случае, адрес нашего сайта вы знаете: это www.svoboda.org у микрофона в Латинском квартале, Парижа, Дмитрий Савицкий.

The Michel Petrucciani Trio – Regina - 9:20 (The Michel Petrucciani Trio - Pianism - Blue Note)

Мишель Петруччиани, Париж, 1990
Мишель Петруччиани, Париж, 1990

​«Regina», есть такая королева парижских ночных клубов, рыжая Режина… Композиция Мишеля Петруччиани, он же за роялем. Палл Даниэлссон – контрабас и Эллиот Зигмунд – ударные. «Blue Note», 20 декабря 1985 года.

Этот диск у меня был, но, не смотря на фирменное производство, со временем он стал пощелкивать. Странное дело! Ведь нам обещали си-ди, которые будут играть столетия напролет. Тоже самое произошло и с моим альбомом «Kind of Blue» Майлза Дейвиса, и с чудесным восьмиальбомном кофром «Лучшее на «Blue Note».

3.49 в кассу. На «Амазонке» диск Петручча «Pianism» (новый) стоит 16. 98! Мерси! Кстати, «Амазонка» стала продавать и подержанные диски! Но это игра вслепую, потому что на Наваррской улице можно прослушать диск, прежде чем топать в кассу.

Конечно, Мишель играл под влиянием Билла Эванса, он этого никогда и не скрывал. Я люблю сольные записи Мишеля. Один из таких дисков был записан 11 сентября 19 98 года в парижской студии (но при скоплении слушателей), студии «Фербер», однако отгравировали его в Лондоне. Кстати, треск и шипения, как раз и зависят от того, где CD отгравирован.

Michel Petrucciani - Romantic but Not Blue – 3:22 (Michel Petrucciani - Solo Live – Dreyfus Rds)

«Romantic but Not Blue», композиция Мишеля Петруччиани. Сам Мишель за роялем Steinway 7B. Этот рояль был его самым большим приобретением, но ему не всегда хватало средств, чтобы путешествовать (как Оскар Питерсон, Киз Джаррет или Дейв Брубек) вместе со своим роялем. Даже из Калифорнии в Нью-Йорк. В данном случае он играл на студийном Стейнвее в Париже в сентябре 1998 года. Жить ему оставалось 17 месяцев. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Осень в Париже
Осень в Париже

Это диск из моей собственной коллекции «Solo Live», выпущенной французской фирмой «Dreyfus Rds» ограниченным тиражом.

Кроме двух бутиков «Paris Jazz Corner» (в одном есть и винил, и новый, и старый, который теперь вошел в моду и его штампуют, как пуговицы для бушлатов), есть еще и просторный магазин обмена компактами. Вы можете либо продать надоевшие или ненужные вам диски, либо обменять их на то, что вам нравится или устраивает по цене. Чаще всего отдаешь два CD за один желанный. Этот магазин находится так же в Латинском квартале на улице Школ. В древние времена здесь были именно школы, то есть колледжи, из которых и сложились такие славные учебные заведения, как Сорбонна или Коллеж де Франс.

Это всё ещё волны «Свободы», наш сайт www.svoboda.org, и ваш неизменный, ДС.

Leo Parker - Talkin' The Blues – 6:27 (Leo Parker - Rollin' With Leo - Blue Note)

«Talkin' The Blues», «Говоря о блюзе» Баритон-саксофон и композиция Лио Паркера, первого баритон-саксофониста би-бопа, увы так же умолкнувшего под шелестящим весом маковой соломки… С Лио Паркером играли: Дейв Бёрнс – труба; Билл Свиндер - тенор-саксофон; Джонни Эйси – рояль; Эл Лукас – контрабас; Уилбер Хогэн – ударные. Руди ван Гельдер: первоначальная запись, 1961 год, и ремастеринг 2008 года.

У Лио Паркера была кличка «Малыш», «The Kid». Он попал в главный оркестр эпохи, оркестр Билли Экстайна в 1944 году и Билли, отобрав у него альт, купил ему баритон-саксофон. В 1945 году, когда оркестр Экстайна, усилиями Диззи Гиллеспи раскололся на две группы, «The Kid» вошел в так называемую «Несвятую Четверку», которая играла либо с Экстайном либо в клубах 52 улицы. В "Unholy Four" объединили таланты и молодость Декстер Гордон, Сонни Ститт, Джин Аммонс и Лио Паркер. В начале пятидесятых соломка дожала Лио Паркера и он исчез из джаза до 1961 года. Но, увы, в том же году он скончался от инфаркта. Ему было 36 лет.

Уличные исполнители джаза, Париж
Уличные исполнители джаза, Париж

На ком же нам расстаться? Есть такой альт-саксофонист, но уже не из конюшни «Blue Note», а из «ENJA» - Чарли Мариано. Он на два года старше Лио Паркера. Родился в ноябре 1923 года в Бостоне. Быть может вы его слышали у Мингуса на дисках The Black Saint and the Sinner Lady и Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus. В данном случае он играет с бельгийским гитаристом Филипом Катерином и голландским пианистом Джаспером Ван’т Хофом. Запись сделана в Штутгарте в мае 2008 года. Его пьеска называется «Хрустальные Колокола» и я уверен, что вы ее уже слышали.

Charlie Mariano - Chrystal Bells – 9:21 (Charlie Mariano - The Great Concert Stuttgart – ENJA)

«Chrystal Bells», «Хрустальные Колокола» - пьеса и альт-саксофон Чарли Мариано; Джаспер Ван’т Хоф – рояль и Филип Катерин – гитара. Штутгарт, 2008 год.

Вот и всё на сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Подкасты наших программ, вы найдёте по адресу, www.svoboda.org. За сим – приятной и солнечной недели, грибов и пылающих красок осени, и отличного настроения. Чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG