Ссылки для упрощенного доступа

Первое «Время Джаза» в новом 2016 году


Новогодняя декорация в Париже
Новогодняя декорация в Париже

Начнем просто с джаза и с одного из ваших вопросов, которых у меня чуть больше, чем квитанций за парковку в запрещенном месте. Тема – cool. Само слово непереводимо в жизни и лишь относительно (прохладный – горячий; cool – hot) в джазе.

Второе января…. Трудная дата! Конечно, первого января родился Милт Джэксон, но все же нельзя практически каждый третий год начинать с него и с MJQ! Или со способов опохмелки, они были в «49». Да и тема эта не для всех. Кенни Кларк и Макс Роуч – барабанщики, январские. Солируют они редко да и для головы это не очень. Уж лучше в бассейн с ершами… Но музыка, я думаю, сама подскажет! Тем более что у меня еще сохранился целый короб ваших вопросов и заявок!

Ну, да - вот мы и переселились в новый 2016. Прогнозы лучше не строить. Плюс 19 на Рождество? Птицы у меня в саду не знают, что делать! Пора заводить птенцов или же все же пойдет снег? На юге начинают цвести фруктовые. В Норвегии, говорят, сажают пальмы и завозят песок для пляжей. El Niño крутит и без того вскруженные головы.

Одно пока что стабильно: вы можете слушать «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Yoko Miwa Trio - Blues In The Cave – 7:27 (Yoko Miwa Trio - Fadeless Flower – Polystar)

«Blues In The Cave», «Блюз в погребе» - композиция японской пианистки Йоко Мива. Йоко – рояль и лидер; Грэг Лофмэн – контрабас и Скот Гулдинг – ударные. Диск Йоко Мива «Неувядающий цветок» был записан летом 2002 года. Йоко Мива изучала классическое фортепьяно, позже увлеклась джазом, а в конце прошлого века получила приглашение продолжить образование в Бёркли, в США. С тех пор Йоко стала ведущей пианисткой японской компании «Japan Victor Company», завоевала первое место в бостонском опросном конкурсе в 2012 году и, наконец, в 2014-м дебютировала на нью-йоркской «Blue Note» и получила более чем восторженные отклики в джазовой прессе. Что не менее интересно, теперь бывшая степендианка Бёркли, она стала профессором этого престижного бостонского музыкального колледжа.

Yusef Lateef – Oasis – 4:23 (Yusef Lateef - The Golden Flute – Impulse)

«Oasis», «Оазис» - Юзефа Латифа – флейта и лидер. Хью Лосон – рояль; Хёрмэн Райт – контрабас и Рой Брукс-Младший – ударные. Руди Ван Гелдер записал «Золотую Флейту», название диска, 15 июня 1966 года.

Юзеф Латиф
Юзеф Латиф

Настоящее имя Юзефа Абдула Латифа – Уильям Эмануэль Хадлестон. Он играл на саксофоне, флейте, гобое и фаготе, а также на бамбуковой флейте, шанае, шофаре, сюне, аргуле и кото. Он был первым джазменом, принесшим в джаз настоящее «восточное» звучание.

Если ваша елка еще не начала сбрасывать иголки, Латиф это тот самый звук, та самая музыка, что необходима во всех случаях частных и массовых чудес. А новый год, да еще и с повтором – тот самый случай.

Вопрос из Новосибирска. От Ольги Яковлевой.

«Почему после бешенного бопа – вдруг cool? Стало жарко? Потребовался прохладный ветерок?»

Всё верно, Оля! Атлантическому прибою стал необходим тихоокеанский бриз!

Более подробный ответ после напоминания: вы слушаете еженедельное, по долгу службы свингующее, «Время Джаза»! Если на праздники вам подарили звуковоспринимающее и звуковоспроизводящее устройство, будь то транзисторный приемник, iPod, компьютер любых размеров, незамедлительно настраивайтесь на наши волны или заходите на наш сайт www.svoboda.org. Если вы хотите попасть на прямую ретрансляцию, загляните в отдел программ, если вас интересуют передачи этого и прошлого века, открывайте отдел звука, подкастов и ищите архив «Времени Джаза». Как только что-либо из этого списка осуществится, вы попадете в Латинский квартал Лютеции, в гости к вашему ДС!

Paul Desmond - All Through The Night – 6:34 (Paul Desmond - Easy Living – RCA)

Пол Дезмонд
Пол Дезмонд

«All Through The Night», «Всю ночь напролет» - пьеса великого бонвивана Коула Портера. Квартет альт-саксфониста Пола Дезмонда. Дезмонд – альто; Джим Холл – гитара; Джин Райт контрабас и Конни Кэй – ударные. 16 сентября 1964 года. Нью-Йорк Сити.

Само слово cool имеет много значений. Это и отношение к окружающему миру, это и собственный стиль и вид, это и самоконтроль. Одного единственного смысла cool’a или collness – не существует. Кроме, быть может, джаза. Частично, Оля, если говорить о музыке, вы почти всё правильно написали.

Chet Baker - Polka Dots And Moonbeams – 7:56 (Chet Baker in New York – Riverside)

«Polka Dots And Moonbeams», еще раз «Платье в горошек и неизменные лунные лучи…». Джимми Ван Хьюсена. Стандарт в джазе это как натюрморт в живописи. Все те же яблоки, персики или виноград. И каждый раз у каждого художника они другие… На этот раз трубач, которого звали «Принц кула» - Чэт Бейкер, труба и лидер; Эл Хэйг – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Сентябрь 1958 года, «Reeves Sound Studios», Нью-Йорк.

Если говорить серьезно, кул был явлением консервативным по сравнению с бибопом. Он открыто шел назад. Почему? Потому что бибоп, как это не раз случалось не только в музыке или живописи, был откровенным тупиком.

Чэт Бейкер, труба
Чэт Бейкер, труба

Еще до того, как музыка, которую играли в хонки-тонк, забегаловках, притонах, борделях и на парадах Нового Орлеана получила название джаз (этимология этого слова до сих пор не установлена), то была музыка танцев, гораздо реже – маршей. Бибоп был музыкой невиданных скоростей и феноменальной виртуозности. Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи достигли потолка возможного. Но потолок и есть тупик. За потолком синева свободы. Бибоп был музыкой настолько бешено быстрой, что танцевать под бибоп было практически невозможно. А переход от свинга, музыки встреч, близости, танцев к - бибопу был переходом к тому, что звучало, что можно было слушать, отбивая руками или ногами ритм, но не танцевать. Конечно, многие пробовали. В конце-то концов, и в свинге и до него были чрезвычайно быстрые танцы. Но бибоп, который в клубах на восточном побережье был принят с восторгом, разрывал отношения с танцами, встречами и близостью.

Вы слушаете первое в этом году «Время Джаза»: на коротких волнах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона, в оживающей от праздничного обморока Лютеции, ваш ДС.

Jerry Mulligan - Chelsea Bridge – 7:22 (Gerry Mulligan - Gerry Mulligan Meets Ben Webster – Verve)

«Chelsea Bridge», «Мост Челси» Билли Стрейхорна. Бэн Уебстер – тенор-саксофон; Джерри Маллиган – баритон-сакс; Джимми Роулес – рояль; Лирой Виннэгэр – контрабас и Мэл Льюис – ударные. Запись была сделана для «Verve» 3 ноября 1959 года. Джерри, который по идее, лидирует в этом квинтете, уступает главное место Бэну Уебстеру.

Джерри Маллиган – баритон-сакс
Джерри Маллиган – баритон-сакс

Это отличный пример кула, уже сместившегося на Восточное побережье. Джерри, Гил Эванс, Джон Льюис, как и Джордж Ширинг или MJQ, играют пост-боп, то есть кул, который возвращал фанов на танцплощадку, которая, по сравнению с эпохой большого свинга, сильно уменьшилась. Но не стоит забывать и о том, что вторая мировая сыграла огромную роль. Музыканты уходили на фронт, ряды оркестрантов редели, появлялись новые составы комбо: квинтеты и квартеты. Ветеранов свинга заменяли молодые коты, иногда совсем молодые и часто (как в случае Майлза Дейвиса) уже прошедшие школу бибопа. Но то, что так же называли джазом Западного Побережья, оставалось самым чистым и оригинальным кулом. Хотя зачатки «прохладного и горячего» в джазе можно было отследить еще в двадцатых годах. Скажем, кул слышен в лиричности корнетиста Бикса Байдербека или, чуть позже, в мягкости стиля пианиста Тэдди Уилсона, не говоря уже о Лестере Янге, чья почти ленивая кошачья, но вдумчивая манера игры, напоминала песни его подруги – Билли Холидей.

Dave Brubeck Quartet - The Night We Called It a Day - 6:11 (Dave Brubeck Quartet - Angel Eyes – Columbia)

«The Night We Called It a Day», «Ночь, которую мы называли днем…» Матта Дэнниса. Классический квартет Дэйва Брубека. Дэйв – рояль; Пол Дэзмонд – альт-саксофон; Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Февраль 1965 года, «Columbia».

квартет Дэйва Брубека
квартет Дэйва Брубека

Классический квартет оставался классическим примером кула Западнного Побережья. Когда квартет распался, Пол Дезмонд собрал свой, продолжая традицию кула. Щедрая русскоязычная Вики приводит смешенный (запад – восток) пример лидеров кула: трубачи Майлз Дэйвис, Чет Бейкер, саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиган, Стэн Гетц, Ли Конитц, Зут Симс, пианисты Билл Эванс, Дэйв Брубек, кларнетист Джимми Джюфри, тромбонист Боб Брукмайер, ударник Шелли Мэнн, «Современный Джазовый Квартет» Джона Льюиса и квинтет Джорджа Ширинга.

Джазовые критики Нью-Йорка называли кул – бескровной музыкой и даже, музыкой «белых». Что, правда, то, правда. Эквивалентом нью-йоркских клубов 52-й стрит было Центральное Авеню в Лос-Анджелесе. И расизм явно ощущался здесь в пятидесятых, , как и в студиях звукозаписи города, в пятидесятых годах. Но афроамериканские джазмены играли кул и в Лос-Анджелесе: пианист Хэмптон Хоуз, гениальный флейтист Бадди Колит или известный вам ударник Макс Роуч.

Однако первый квартет, так называемый «квартет без фортепьяно» Джерри Маллигана и Чэта Бейкера, как и квартет Дейва Брубека, то есть самые представительные комбо кула Западного Побережья начала пятидесятых, были белыми.

Майлз Дейвис
Майлз Дейвис

В то же самое время двадцатилетний Майлз Дейвис, который не мог играть на уровне, на верхотуре и со скоростью Диззи Гиллеспи, да и не хотел быть его подражателем, играя с Паркером, играл в гораздо более спокойном стиле и в среднем регистре, что создавало впечатляющий контраст с игрой «Птицы». Вскоре Дейвис свел дружбу с канадцем Гилом Эвансом, который писал аранжировки и музыку для оркестра Клода Сорнхила, оркестра не совсем обычного: Сорнхилл ввел в оркестр тубы и валторны, избегал вибрато, создавая мягкое мечтательное настроение. Постепенно Дейвис с друзьями (Билл Эванс, Джерри Маллиган, Джон Льюис, Джонни Каризи) начали двигаться в сторону восточно-бережного кула. Откуда и, записанный во время концертов и в студии «Capitol», диск «Рождение Кула».

Финишная прямая вашего «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в возвращающемся в реальность городке на Сене – ваш ДС.

Miles Davis – Move – 2:29 (Miles Davis - Birth of the Cool – Capitol)

«Move» - Дэнзила Беста, аранжировка Джона Льюиса. Нонет Майлза Дейвиса. В принципе этот, собранный по частям, диск «Рождение Кула» - настоящая, но серьезная компиляция. Первый сеанс звукозаписи («Move» был записан именно тогда) состоялся 21 января 1949 года на «Capitol». Реакция критиков была сдержанной. Гил Эванс первоначально думал зазвать в комбо и Чарли Паркера, но довольно рано стало ясно, что Паркер вряд ли станет играть что-нибудь новое и отличное от его собственного стиля. Так что лидером стал молодой Майлз Дейвис.

Это о рождение кула Восточного Побережья. Само это рождение и декларация появления пост-бопа привели к развитию нескольких новых течений, о чем в ближайших передачах.

Напоследок же еще один участник движения и один из его главных представителей - альт-саксофонист Арт Пэппэр:

Арт Пэппэр
Арт Пэппэр

Art Pepper – September Song – 11:00 (Art Pepper - Straight Life – Galaxy)

«September Song», «Сентябрьская песня» Курта Вайля. Арт Пэппэр – альт-саксофон и лидер квартета; Томми Флэнэгэн – рояль; Ред Митчэл – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Запись сделана 21 сентября 1979 года в Бёркли, Калифорния.

Вот и все для начала! Впереди еще 51 выпуск «Времени Джаза» 2016 года. Звукорежиссер передачи Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мягкой вам посадки, если у вас впереди второй прыжок с парашютом! Не забудьте затянуть ремни! И шлите ваши запросы и заявки, а заодно отмечайтесь на нашем сайте. Даже с головной болью. Всех благ, удачи в новом году, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG