Ссылки для упрощенного доступа

Душа нот


Хэнк Джонс
Хэнк Джонс

«Когда ты слушаешь игру пианиста, каждая нота должна иметь свой собственный характер, у каждой ноты должна быть своя собственная душа…»

«Когда ты слушаешь игру пианиста, каждая нота должна иметь свой собственный характер, у каждой ноты должна быть своя собственная душа…»

Это слова пианиста Хэнка Джонса, старшего из трех братьев-джазменов: Тэда – трубача и Элвина – ударника. Хэнк родился 31 июля 1918 года в Виксбурге, Миссисипи и покинул наш мир в мае прошлого года. Он принадлежал к четвертке великих пианистов, выросших в Детройте. Трое других это Томми Фленегэн, Барри Харрис и Роллэнд Хэнна.

В прямом эфире или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза». Спасибо за верность нашим частотам и спасибо за ваши комментарии на нашем сайте. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Тема – объявлена.

Hank Jones - Blues In My Heart (Benny Carter) – 7:52 (Hank Jones - Bluesette - Black & Blue)

«Blues In My Heart», «Блюз в моем сердце», пьеска альт-саксофониста, трубача, композитора и бэндлидера – Бенни Картера. Трио Хэнка Джонса, рояль, с Джорджем Дювивье на контрабасе и Аленом Досоном на ударных. Диск «Bluesette» был записан в Лондоне 22 июля 1979 года и вышел на фирме «Black & Blue».

Настоящее имя Хэнка – Хэнри. Он так же был пианистом, бэндлидером, аранжировщиком и композитором. Эпитеты, которыми его награждали критики, это «яркий, лиричный и совершенный».

Отец Хэнка был дьяконом баптистской церкви, а заодно (на жизнь все же нужно зарабатывать) лесничим. Из Виксбурга семья переехала в Понтиак, штат Мичиган, где Джонс-Старший купил трехэтажный дом: у него было семь детей и почти все занимались музыкой. Его жена пела, его дочери учились играть на фортепьяно, а младшие братья Хэнка, как я уже сказал, Тэд – играл на трубе, а Элвин барабанил сначала по табуреткам и прочим плоскостям, а потом по малым барабанам и том-томам и по тарелкам, всем этим crash, ride и hi-hat.

Обложка альбома
Обложка альбома

Хэнк уселся за пианино в дошкольном возрасте, а в школьном пытался подражать своим кумирам: Эрлу Хайнсу, Фэтсу Уоллеру, Тедди Уилсону и Арту Тейтуму. В 13 лет он играл в местных клубах Мичигана и Огайо. К 17 годам он уже был членом так называемых «territory bands», местных оркестров, у которых была своя территория для выступлений, то есть заработка….

Hank Jones – Bloomdido – 5:11 (Hank Jones Trio – Storyville)

«Bloomdido» - композиция «Птицы» Паркера. Хэнк Джонс – рояль; Мадс Виндинг – контрабас и Эл Фостер – ударные. Копенгаген, март 1991 года.

Вы слушаете, в этом не стоит сомневаться, еженедельное «Время Джаза», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. «Время Джаза» - это история джаза от рэгтайма и до наших дней.

Hank Jones - Softly As In A Morning Sunrise – 5:49 (Hank Jones - For My Father – Justin-Time Rds)

«Softly As In A Morning Sunrise», «Нежно, как на рассвете» - стандарт Ромберга и Хамрестайна. CD позднего Хэнка Джонса; запись сделана в Нью-Йорке в 2004 году. Хэнк – рояль; Джордж Мраз – контрабас и Дэннис Макрел – на ударных. Хэнк Джонс назвал свой диск так же, как Хорас Сильвер свою знаменитую композицию – «Для моего отца»…

А вот совсем иная интерпретация этого знаменитого стандарта:

John Coltrane - Softly as in a Morning Sunrise – 6:25 (John Coltrane - The Complete 1961 Village Vanguard Recordings – Impulse)

Джон Колтрейн
Джон Колтрейн

«Softly as in a Morning Sunrise», но на этот раз в исполнении квартета Джона Колтрейна, сопрано саксофон; ноябрь 61 года. Запись Руди ван Гельдера сделана в нью-йоркском клубе «Village Vanguard»МакКой Тайнер – рояль; Реджи Уоркмэн - контрабас и брат Хэнка – Элвин – ударные.

Если ваш походный «панасоник» издает странный треск, это не обязательно эфирные помехи. Вполне возможно, что вы слушаете «Время Джаза» в компании сверчка-фанатика, свободно отличающего на слух щетки Макса Роуча от щеток Джимми Кобба. Эти же, вполне сезонные, помехи возможны, даже если вы слушаете нас с сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции, где сверчков навалом в метро, ваш ДС…

Hank Jones - Little Girl Blue – 5:37 (Hank Jones - Complete Original Trio Recordings - LoneHill Jazz)

«Little Girl Blue» - стандарт 1935 года Роджерса и Харта из бродвейского мюзикла «Джамбо». Хэнк Джонс – рояль; Уендел Маршал – контрабас и Кенни «Клук» Кларк – ударные. Август 1955 года.

Братья Джонс, Хэнк, Тэд и Элвин, появились в Нью-Йорке в 1944 году. Хэнк начал играть в комбо ветерана джаза трубача Орана Тэддеуса Пейджа, более известного как - Хот Лип Пейдж. Он перешел к саксофонисту Энди Кёрку, а затем (с 1946 по 1947-й) аккомпанировал самому Коулмену Хокинсу. С 1947 года началась шестилетняя джазовая эпопея – Хэнк стал аккомпаниатором Эллы Фитцджеральд. Нормэн Грэнц пропустил его так же через лабиринты своих «Концертов в Филармониях».

Но Хэнк не гнушался никакой работы: гарантированного заработка было кот наплакал и он подвизался на любые роли, на любых ролях: на радио, на TV, на любых шоу. Не претендуя на роль лидера; часто играя с второстепенными составами.

Джаки Глисон, скорее комедийный актер, чем певец, время от времени появлялся на сцене вместе с трио Джорджа Ширинга. Он сочинил некую песенку, простую, как дохлая рыбка и требовал от Ширинга, чтобы тот играл ее в начале каждого шоу. Любой музыкант мог сыграть эту дохлую рыбку, но Ширинга заклинивало. Великий Ширинг не мог сыграть дюжину дурацких нот. И тогда Джорджа загораживали ширмой, а на его место садился, готовый на любую подработку, Хэнк Джонс и играл рыбку так, что та била хвостом. После чего на сцене вновь оказывался дядя Джордж и концерт начинался….

Frank Sinatra - Little Girl Blue – 2:54 (Frank Sinatra - Songs for Young Lovers – Capitol)

Фрэнк Синатра
Фрэнк Синатра

«Little Girl Blue»: «Сиди и считай пальцы… Что тебе еще остается делать? Поверь, я знаю, что ты чувствуешь, я знаю через какие трясины тебя тащит жизнь. Сиди, сиди, считай пальцы, малышка, грустная малышка… (…) Следи за каплями, считай капли дождя, они падают и падают, дорогуша, я знаю, что ты ужасно несчастна…»

Фрэнк Синатра с той же песней Ричарда Роджерса и Лоренца Харта. Его убийственный винил «Песни для молодых любовников». Оркестр Нэлсона Ридла, 1960 год.

В пятидесятых годах Хэнк Джонс играл в оркестрах Арти Шо и Бенни Гудмэна, записывался с Лестером Янгом, «Пушечным Ядром» Эддерли и с Уезом Монтгомери. Какое-то время он был, как это называется, «домашним пианистом» дома звукозаписи «Savoy». Затем он поменял «Savoy» на «CBS», где проработал с 1959 по 1979 год. Это означает, что он аккомпанировал певцам и певицам «конюшни» «CBS»: Фрэнку Синатре и Мэрилин Монро (включая ее знаменитое поздравление Джону Кеннеди "Happy Birthday Mr. President" 19 мая 1962 года).

Так как «Телешоу Эда Салливана» шло под эгидой «CBS», Хэнк играл и в этом популярном шоу.

Обложка альбома
Обложка альбома

В самом конце семидесятых Хэнку Джонсу удалось выступить в более адекватной его таланту роли: он был приглашен на Бродвей, как пианист и как дирижер, в мюзикл, основанный на музыке Фэтса Уоллера «Ain't Misbehavin'».

Hank Jones - The Oracle – 6:45 (Hank Jones -The Oracle - EmArcy)

«The Oracle», «Оракул» - композиция Дэйва Холлэнда. Хэнк Джонс – рояль; Дэйв Холлэнд – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Запись 1989 года.

Хэнк Джонс отправился в небесный оркестр в возрасте 91 года. Это случилось 16 мая 2010 года. Он активно записывался до 2007-го. Предпоследний его диск был записан с саксофонистом Джо Ловано «Joyous Encounter» для «Blue Note».

Обложка альбома
Обложка альбома

У Хэнка был кристально чистый звук, идеальная артикуляция, безупречная фразировка, чудесное равновесие в игре между правой и левой рукой. Можно сказать, что он лучше других понял и воспроизвел стиль Арта Тейтума. В его сольных выступлениях легко обнаружить современные линии в игре правой руки и настоящий упрямый stride – левой руки.

Roberta Gambarini & Hank Jones – Deep Purple - 5:16 (Roberta Gambarini & Hank Jones - You Are There - Decca)

«Deep Purple» Питера де Роуз и Митчелла Париша. Хэнк Джонс аккомпанировал итальянской певице Роберте Гамбарини. Хэнк сказал про нее: «это лучшая джазовая дива за последние пятьдесят лет»…

Финишная прямая «Времени Джаза» сегодня целиком отдана уроженцу Филадельфии пианисту Кенни Баррону. Он младший брат саксофониста Билла Баррона. Кенни начинал в квартете Диззи Гиллеспи, входил в «Джазтет» Арта Фармера и Бенни Голсона, он руководил комбо «Сфера» и «Классическим Джазовым Квартетом». Между 1987 и 1991 годом Кенни Баррон записывался со Стэном Гетцом. Но основная деятельность этого пианиста до сих пор посвящена преподавательской работе. В активе Кенни 43 CD, записанных в роли лидера. Он входит в список Джино Риццо «50 величайших пианистов всех времен».

Кенни Баррон
Кенни Баррон

Для забывчивых напомню адрес «Времени Джаза». Это www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Я выбрал, честно скажу, любимый дуэт Баррона и скрипачки Реджины Картер. Композиция Кенни называется «Призраки»:

Kenny Barron & Regina Carter – Phantoms – 11:16 (Kenny Barron & Regina Carter – Freefall – Verve)

«Phantoms», «Призраки, фантомы» - композиция Кенни Баррона. Дуэт Баррона – рояль и Реджины Картер – скрипка. Запись была сделана в Бруклине, Нью-Йорк, в декабре двухтысячного года.

На этом и опускается занавес клуба «Времени Джаза». Звукорежиссер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наш адрес и адрес подкастов все тот же: www.svoboda.org . До следующей недели, всех вам благ, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG