Ссылки для упрощенного доступа

Дрезденская прокуратура продолжает расследование похищения ребенка в 1984 году, в котором подозреваются советские военнослужащие


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Германии Александр Хавронин.



Кирилл Кобрин: Прокуратура Дрездена получила от властей России новые сведения о похищении в 1984 году пятимесячного ребенка Феликса Чека. Следствию стали известны имена четырех тогдашних военнослужащих Советской Армии, подозреваемых в подмене здорового немецкого мальчика Феликса Чека больным советским ребенком.



Александр Хавронин: Трагедия произошла 28 декабря 1984 года. Дрезденская супружеская пара Эберхард и Леноре Чек со своим пятимесячным сыном Феликсом отправились в универмаг за покупками. Коляску с малышом оставили у входа в магазин. В ГДР это было принято. Вернувшись через полчаса, родители обнаружили, что ребенка в коляске нет. В поисках Феликса Чека полиция обшарила весь город, да все безрезультатно. А через девять дней, но уже в совершенно другом районе Дрездена, местный рабочий находит коробку из-под обуви российской фабрики «Красная Звезда». В коробке лежит тепло укутанный младенец. Но это был не Феликс Чек! Врачи обнаружили у подкидыша несколько заболеваний и странные следы от прививок, нехарактерные для Германской Демократической Республики. Следствию быстро удалось установить: такие прививки делали детям только в Советском Союзе. И при этом ребенок реагировал только на русскую речь, а немецкую игнорировал полностью. В тот же день, когда был обнаружен подкидыш, из Дрездена, из расквартированной здесь советской танковой дивизии, в СССР отправился железнодорожный состав. Правоохранительные органы ГДР сразу заподозрили в совершении преступления советских военных.


О похищении Феликса Чека я беседую с пресс-секретарем дрезденской прокуратуры Кристианом Авенариусом.



Кристиан Авенариус: Четких доказательств того, что подкидыш был именно советским ребенком, до сих пор нет. Как и тогда, так и сейчас, это версия прокуратуры. Подкидыш выглядел больным и беспомощным. Поэтому прокуратура Дрездена до сих пор исходит из того, что кто-то решил поменять больного ребенка на здорового. И при этом здорового увезти в Советский Союз, а больного оставить здесь, в Германии. Сразу вызвало подозрение то, что в день, когда был обнаружен подкидыш, из Дрездена на родину выехал большой военный железнодорожный состав. И, естественно, правоохранительные органы ГДР предположили, что Феликса подменили и увезли в Советский Союз.



Александр Хавронин: После того, как железнодорожный состав отправился в СССР, прокуратура Дрездена обратилась за помощью к советским властям с просьбой найти исчезнувшего ребенка. И что те ответили?



Кристиан Авенариус: От советского Министерства обороны последовал официальный ответ. Мол, проведены следственные мероприятия, и никаких подтверждений того, что советские военные похитили немецкого ребенка, нет.



Александр Хавронин: Прокуратура Дрездена так и не смогла завершить дело о похищении Феликса Чека. На протяжении многих лет советские правоохранительные органы на запросы немецкой стороны отвечали, что причастность граждан СССР к подмене младенца установить невозможно. В итоге дрезденская прокуратура сдала дело в архив. Однако родители Феликса Чека продолжали бороться за своего сына. Они писали ходатайства в гэдээровские и советские инстанции. А год назад, когда Владимир Путин посещал с официальным визитом Дрезден, родители Феликса встретили российского президента транспарантом: «Господин Путин! Помогите вернуть нашего сына!»


Говорит мать похищенного ребенка Леноре Чек…



Леноре Чек: Мы сделали все возможное для того, чтобы узнать о судьбе Феликса. Но так ничего и не добились. Сейчас пришло время политиков внести ясность в этот вопрос.



Александр Хавронин: Я спросил у пресс-секретаря дрезденской прокуратуры Кристиана Авенариуса, какую роль, на его взгляд, сыграл лично Владимир Путин в том, что сейчас имена похитителей стали известны дрезденской прокуратуре.



Кристиан Авенариус: Мы этого не знаем. Мы поддерживаем отношения только с российской прокуратурой. Она нам сообщила имена четырех подозреваемых, которые пока держатся в тайне от общественности. Это бывшие офицеры Советской армии. В 1984 году они проживали в Дрездене. Предположительно, у одного из них родился больной ребенок, и его подменили на здорового Феликса Чека. Трое подозреваемых живут сейчас в России, а один - на Украине. Все это данные российской прокуратуры. Однако ни с правительством, ни с президентом России у нас никаких контактов нет. Сейчас немало говорится о том, что какие-то высокопоставленные чиновники оказали содействие в расследовании этого дела. Однако точной информации у нас нет.



Александр Хавронин: Что теперь предпримет дрезденская прокуратура, после того, как ей стали известны имена предполагаемых похитителей Феликса Чека?



Кристиан Авенариус: Мы будем просить от российских и украинских властей дальнейшей помощи в расследовании этого дела. Сами мы не можем проводить следственные мероприятия на территории России и Украины. Поэтому мы будем признательны, если органы прокуратуры этих двух стран нам помогут.



Александр Хавронин: Что Вам известно о судьбе Феликса Чека? Он жив ?



Кристиан Авенариус: Мы надеемся, что он жив. После того, как российская прокуратура оказала нам помощь, мы снова увидели свет в конце туннеля, вернее, лучик света. Мы проявляем сдержанный оптимизм.



Александр Хавронин: В дрезденской прокуратуре надеются, что с помощью анализа ДНК подозреваемых удастся выйти на след похищенного 23 года назад Феликса Чека.


XS
SM
MD
LG