Ссылки для упрощенного доступа

Европа, Тибет и Олимпийские игры в Китае. Возможен ли бойкот летней Олимпиады?


Ирина Лагунина: В понедельник в греческой Олимпии был торжественно зажжен олимпийский огонь, который в последующие месяцы будет пронесен через половину земного шара, до самого центрального стадиона в Пекине, где от него 8 августа возгорится факел летних Олимпийских игр. Торжественную церемонию в Греции нарушил демонстрант, протестовавший против политики Китая в Тибете. Между тем, несогласие с проведением Олимпийских игр в Китае, сурово подавившем недавно выступления тибетцев за свои национальные права, выразил целый ряд европейских политиков и организаций. Многие из них призывают к бойкоту игр. Европейский аспект этой дискуссии рассматривает в своем материале Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: Открывая церемонию зажигания Олимпийского огня, президент Международного олимпийского комитета Жак Рогг не мог не коснуться злободневного вопроса о нарушении китайскими властями прав человека в Тибете:



Жан Рогг: Нас, разумеется, очень тревожит то, что происходит в Тибете. Эти события несовместимы с олимпийскими ценностями. Именно поэтому мы призываем к принятию неотложных мер по восстановлению спокойствия и надеемся, что акты грубого насилия не повторятся.



Ефим Фиштейн: Многие в эти дни задаются вопросом – а было ли вообще правильным решение Международного олимпийского комитета доверить проведение летних игр именно коммунистическому Китаю? Жак Рогг ответил на этот вопрос так:



Жан Рогг: Решение о проведении Игр в Китае в этом году было правильным по двум причинам. Во-первых, мы не можем отказать одной пятой человечества вправе разделять ценности олимпийского движения и проводить у себя Олимпийские игры. Это было бы попросту несправедливо. Во-вторых, мы убеждены, что Игры послужат мощным катализатором внутреннего перерождения самого китайского общества. Учитывая, что на Играх будет аккредитовано до 25 тысяч иностранных журналистов, можно сказать, что к ситуации в Китае будет приковано внимание всего мира.



Ефим Фиштейн: Интерес Международного олимпийского комитета, равно как и интерес спортсменов в проведении Игр, очевиден и понятен. Тем не менее, в Европе силятся голоса, призывающие к бойкоту Олимпийских игр. Многие видят в угрозе бойкотом инструмент давления на китайские власти. На днях к этим голосам присоединился и председатель Европейского парламента Ганс-Герт Петеринг. Он призвал Пекин начать переговоры с Далай-ламой, духовным лидером тибетцев, проживающим в индийском изгнании. Именно его считают китайские власти возмутителем спокойствия и инициатором недавних беспорядков в Тибете. На этой неделе Европейский парламент намерен начать обсуждение китайской политики в Тибете, и накануне обсуждения Петеринг дал интервью немецкой газете «Бильд ам Зоннтаг», в котором сделал решительное заявление: «Если с китайской стороны не будет продемонстрирована готовность к компромиссам, то бойкот Игр, на мой взгляд, будет вполне оправданной мерой».


Мысль о том, что европейские политики могли бы демонстративно бойкотировать церемонию открытия Игр, на прошлой неделе высказал также министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Наиболее решительная критика действий Пекина прозвучала из уст спикера Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов Ненси Пелоси. На встрече с Далай-ламой в минувшую пятницу она заявила, что события в Тибете являются «вызовом совести всего человечества».


Председатель Европаралмента Ганс-Герт Петеринг – член Христианско-демократического союза Германии, правящей партии в этой стране. Я попросил нашего берлинского корреспондента Юрия Векслера представить нам эволюцию позиции как самого Петеринга, так и общественного мнения сегодняшней Германии.



Юрий Векслер: Начну с развития позиции следящего за ситуацией Президента Европарламента немца, члена возглавляемой Ангелой Меркель партии ХДС Христианско-демократический союз Ханса Герта Пёттеринга. Несколько дней назад в интервью радиостанции Дойчландфунк он высказывался против бойкота и был полон сдержанного оптимизма.



Ханс Герт Пёттеринг: Я думаю, что китайцы, как подсказывает мне мой личный опыт последних недель и месяцев, стремятся к тесным контактам и диалогу со всеми важнейшими актерами мировой политики, например, с Евросоюзом и так же, к моей большой радости, с Европарламентом. Поэтому это наша обязанность сказать нашим китайским партнерам: то, что вы делаете в Тибете, то что Далай-лама назвал культурным геноцидом, т.е. уничтожение культуры Тибета, должно быть остановлено. И мы должны требовать от Китая в рамках региона предоставить тибетцам возможности практиковать их культуру и религию. Такими должны быть наши требования к Китаю. Мы должны, конечно же, выражать нашу позицию. И что мы можем еще, кроме как пытаться убеждать аргументами и поднимать свой голос в защиту прав человека. Мы же не хотим и не можем стрелять, как это делают китайцы. Это вообще ни к чему, как известно, не приводит. Но мы можем и должны говорить китайцам: если репрессии будут продолжаться, то это приведет к естественному развитию мыслей политиков, которые намеревались приехать на открытие олимпиады в Китай. Я, например, также собирался это сделать. Но всем нам придется в случае продолжения насилия решать, можем ли мы предпринимать такою поездку и как соотнести ее с нашей политической ответственностью.



Юрий Векслер: Однако в прошедшее воскресенье Пёттеринг все же пригрозил Китаю возможным бойкотом. Если китайское правительство, заявил Пёттеринг, не начнет переговоров с Далай-ламой, то он будет считать это достаточным основанием для бойкота игр. Пёттеринг также поставил под вопрос сотрудничество с Китаем и объявил о том, что Европарламент обсудит в среду ситуацию в Тибете.


В Германии идея бойкота олимпийских игр в Китае довольно обсуждается, но она не находит пока ни массовой поддержки ни явной поддержки политиков, которые считают такой демарш в отношении Китая несвоевременным, точнее преждевременным для обсуждения, и в конечном итоге малоэффективным Политики предлагают другие меры,,


против бойкота высказался Председатель спортивной комиссии бундестага Петер Данкерт. Это сделала ранее и канцлер Ангела Меркель. Она сказала в интервью газете «Больд», что не видит смысла в бойкоте Олимпиады


Официальный представитель фракции ХДС КСС в Бундестаге по вопросам внешней политики Эккарт фон Кледен предостерег от попыток угрожать Китаю бойкотом игр. То, что бойкот крайнее средство, китайцы знают и без угрожающих жестов, - заявил фон Клеген в интервью газете "Welt am Sonntag". Объявление бойкота в настоящий момент он считал бы ошибкой.


Политик призвал Китай к интеллигентному диалогу и потребовал восстановления свободного въезда журналистов и международных наблюдателей в страну. В противном случае будут крепнуть подозрения, что Пекин хочет что-то скрыть



Гюнтер Нук: Я считаю, что давление на китайское правительство должно быть усилено, чтобы дать понять, что для нас неприемлема позиция сначала насилием подавить протесты в регионе, а затем хотеть провести мирные олимпийские игры Я считаю, что мы - я имею в виду и правительство Германии и Евросоюз - должны обсудить эту тему на совете по правам человека ООН в Женеве. Надо ясно дать понять, что такая важная тема, как нарушения прав человека не должна игнорироваться такой важной страной, как Китай.



Юрий Векслер: Такого же мнения и Волкер Бек.



Волкер Бек: Мы призываем правительство позаботиться о том, чтобы на заседании совета ООН по правам человека в Женеве, было принято решение об отправке наблюдателей ООН в Китай. Как Германия, так и Китай являются членами совета, поэтому это хорошая возможность на международном уровне добиться того, чтобы международные наблюдатели оказались в Китае.



Юрий Векслер: Неожиданную идею высказала в печати Хайди Шюлер, ныне врач, а в прошлом известная немецкая легкоатлетка, которая была первой женщиной в истории, озвучившей олимпийскую клятву на играх в Мюнхене. Она выдвинула идею бойкота не самих игр, а церемонии открытия. «Такой жест я считала бы уместным и эффективным, - написала Хайди Шюлер в "Welt am Sonntag". - Иначе фигуры с национальными флагами выглядели бы как поддержка авторитарного режима - На это не должны идти ни спортсмены, ни их руководители, ни политики свободного мира», - написала Хайди Шюлер.



Ефим Фиштейн: В Чехии, как и в соседней Германии, нет полного единства относительно того, как реагировать на события в Тибете. Ряд правозащитных организаций уже выступили с призывом к бойкоту Олимпийских игр или, по крайней мере, церемониала открытия. Пожалуй, наиболее авторитетной из них является «Человек в беде» - организация, хорошо известная и в России своей готовностью прийти на помощь нуждающимся. Ее директора Шимона Панека я попросил представить аргументы в пользу бойкота.



Шимон Панек: «Человек в беде» вместе с рядом других правозащитных организаций формулирует свои требования весьма рационально. Мы подчеркиваем необходимость диалога с правительством Китая как на политическом уровне, так и на уровне олимпийских комитетов. Если китайские власти не вступят в диалог с представителями тибетского населения, не извлекут уроков из недавних событий, и мир никак не отреагирует на это, то правительство Китая без каких-либо угрызений совести использует Олимпийские игры как доказательство правильности своего курса, как инструмент пропаганды режима. Собственному населению и загранице это будет подано как доказательство того, что пекинские власти поступили правильно, расправившись с тибетцами. «Видите, – скажут они своему населению, - Олимпийские игры прошли успешно, иностранные политики и спортсмены приехали в полном составе, а о Тибете никто и не вспоминал». Наша позиция мне представляется взвешенной и соответствующей ситуации. Каждый спортсмен должен осознать, что своим молчанием и безразличием к тибетскому вопросу, он лишь укрепляет позиции пекинских властей и фактически одобряет их политику в отношении Тибета.



Ефим Фиштейн: Но ведь спортсмены повязаны олимпийской присягой и не имеют права проявлять политических пристрастий. Как вы смотрите на эти правила Международного олимпийского комитета?



Шимон Панек: Мне не по душе такое толкование спортивной этики, которое запрещает публичное проявление политических взглядов. Думаю, что и многие из них внутренне не могут согласиться с тем, что такие правила деградируют их в бездушные спортивные машины, которые ничего другого, кроме результатов, не интересует. На мой взгляд, это плохо сочетается с первоначальной этикой Олимпийских игр, которая зиждилась на таких ценностях, как права человека, свобода, справедливость, честность, великодушие. Странно, что нынешний Олимпийский комитет вынуждает спортсменов забыть об этих ценностях под страхом исключения из Олимпийских игр. А что произойдет, если кто-то из спортсменов дерзнет все-таки нарушить это правило? Трудно сказать. Формы протеста могут быть самые разные – кто-то может воткнуть тибетский флажок в кепку-бейсболку, и что тогда? Я, конечно, понимаю, что спортсмены едут на соревнования для того, чтобы показать результат, но мне трудно поверить в том, что не найдется никого, кто захочет высказать вслух свое несогласие с тем, что происходит в Тибете.



Ефим Фиштейн: А чего, собственно, вы хотите добиться своим призывом? Действительно ли вы надеетесь на то, что кто-то из политиков откликнется на него или он так и останется пустым воззванием?



Шимон Панек: Мы призываем к бойкоту при невыполнении определенных условий. В обращении говорится ясно: Если китайское правительство откажется начать мирные переговоры о разрешении ситуации в Тибете с представителями тибетского правительства в изгнании, то Олимпийские игры будет принимать у себя страна, открыто попирающая основополагающие права человека. Этой линии мы намерены придерживаться и впредь. Мы понимаем, что решение каждый политик принимает сам за себя. У нас в Чехии такой призыв имеет все шансы быть услышанным. Не стоит забывать, что в этом году 10 марта, в День борьбы за свободу Тибета, 400 городских муниципалитетов Чехии вывесило тибетский флаг, чтобы напомнить о трагедии этого народа. Ряд политических деятелей уже высказали свою готовность присоединиться к бойкоту – министр иностранных дел Карел Шварценберг, мэр Праги Павел Бем, некоторые другие. Думаю, что и премьер-министр Тополанек поступит так же, если китайские власти не пойдут ни на какие уступки. И меня лично это радует.



Ефим Фиштейн: Таково мнение директора чешской правозащитной организации Человек в беде, которая вместе с рядом других объединений призвала политиков Чехии к бойкоту Олимпийских игр в Пекине в знак протеста против тибетской политики Китая.


XS
SM
MD
LG