Ссылки для упрощенного доступа

Активистки "Голоса Беслана" предстанут перед судом


Элла Кесаева
Элла Кесаева

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.

Андрей Шарый: Элла Кесаева, один из лидеров правозащитного движения "Голос Беслана", сегодня давала показания перед Правобережным судом Беслана по делу об административном правонарушении. Дело в отношении еще двух активисток "Голоса Беслана" - Светланы Маргиевой и Эмили Бзаровой - суд рассмотрит в понедельник, 31 марта. Активисток движения обвиняют по нескольким статьям Административного кодекса, однако правозащитники и соратники членов "Голоса Беслана" уверены, что женщин судят в первую очередь по политическим мотивам.

Максим Ярошевский: Эллу Кесаеву судят по статье "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов". Речь идет об инциденте, который произошел 7 января этого года. Во время рассмотрения в суде жалобы "Голоса Беслана" по поводу перерегистрации организации на другое лицо, три активистки движения якобы оскорбили и избили одного судью и семерых судебных приставов. Через несколько дней приставы заявили, что ничего подобного не произошло, однако прокурор Беслана принял решение о возбуждении уголовного дела сразу по нескольким статьям. Служба приставов сделала вторую попытку разрешить конфликт мирным путем и вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием оснований для его возбуждения. В итоге уголовное правонарушение изменили на административное. Соратники Эллы Кесаевой уверены, что главная причина того, что правозащитница, один из лидеров "Голоса Беслана" сегодня находится на скамье подсудимых - это политика, которой занимается движение. Говорит председатель антикоррупционного комитета Северного Кавказа Муса Садаев...

Муса Садаев: Кесаева, видимо, более добивается в том числе политического расследования этого дела. Я считаю, что здесь Элла Кесаева очень права и в отношении нее ведут, скажем, неправильную игру. Я считаю, что ее преследуют по политическим соображениям. Женщина стоит стойко на своем, и она требует правосудия, которое она, к сожалению, не может получить. Власть, по всей видимости, не хочет этого делать, и начали ее преследование. Основная масса тех единомышленников, которые с ней были, по разным причинам отошли, под давлением, по всей видимости.

Максим Ярошевский: По вашему мнению, правосудие в Беслане возможно по отношению, по крайней мере, к Элле Кесаевой, которую довольно хорошо знают, в Москве в том числе?

Муса Садаев: К сожалению, думаю, что она не получит его. Власть не заинтересована в этом.

Максим Ярошевский: В понедельник в том же Правобережном суде Беслана должно пройти рассмотрение дела еще двух членов "Голоса Беслана" - Светланы Маргиевой и Эмилии Бзаровой, которых также обвиняют в административном правонарушении. Эллу Кесаеву в этот день собираются судить уже по уголовным делам, возбужденным сразу по четырем статьям: "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", "Побои", "Клевета" и "Оскорбление". Член правозащитного движения "Норд-Ост" Татьяна Карпова, которая уже продолжительное время сотрудничает с "Голосом Беслана", сожалеет, что не может помочь своим знакомым. Она уверена, что все, что происходит сегодня с женщинами, напрямую связано с их правозащитной деятельностью.

Татьяна Карпова: Я, к сожалению, не присутствовала на тех заседаниях суда, но я знаю, что если бы мы там были, по крайней мере, наши представители из "Норд-Оста", мы бы стояли рядом с Эллой Кесаевой и не отступили от ее поведения, от ее политики, от ее высказываний на этих судах, потому что вот этот беспредел действительно довел нас уже всех до конца, понимаете? И "Норд-Ост", и Беслан, и Волгодонск, и можно перечислять до бесконечности - ничего не сдвигается с места, и безумная боль гложет нас всех из-за того, что до сих пор нет виновных, и никто их не ищет, никто даже не делает никаких попыток наказать виновных. Наверное, было бы гораздо умнее со стороны политиков крупных реально просмотреть всю эту ситуацию и встать на нашу стороны, именно быть нашими сторонниками в данном случае, в данном вопросе, но никак не по-другому. Я понимаю прекрасно Эллу Кесаеву, понимаю прекрасно то, что там сейчас происходит. К сожалению, нет такой возможности быть с ними рядом, но мы целиком и полностью с девчонками, потому что мы их всех безумно любим, очень хорошо знаем и, естественно, уважаем их поступки и их поведение. И стыдно в очередной раз становится за наше правительство, за наше государство, которое добивает таких людей, которые стараются что-то сделать для государства. Ведь все наши стремления направлены не на какую-то бессмысленную кару чиновников, кару правительства, а для того, чтобы правительство не повторяло своих чудовищных ошибок в отношении простых граждан. Мы только можем выразить свою поддержку, мужества и стойкости пожелать "Голосу Беслана".

Максим Ярошевский: Правобережный суд Беслана работает еще по одному делу, связанному с "Голосом Беслана". Прокурор Назрани в январе этого года обратился в суд Назранского района с заявлением о признании экстремистским текста открытого письма "Всем, кто сочувствует жертвам бесланского теракта". Последнее заседание по делу прошло 22 марта, и суд принял решение отправить текст обращения на психолого-лингвистическую экспертизу. Эксперты должны ответить на вопрос, имеются ли в письме "Голоса Беслана" признаки экстремизма.

XS
SM
MD
LG