Ссылки для упрощенного доступа

В Берлине пропала российская художница и поэтесса Анна Альчук


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Дмитрий Волчек: В Берлине полиция продолжает поиски исчезнувшей неделю назад российской художницы и поэтессы Анны Альчук. В 2003 году Анна выступила одним из организаторов скандальной выставки «Осторожно, религия!» в музее имени Сахарова. Художницу объявили в разжигании религиозной вражды. Однако в марте 2005 года суд ее оправдал. В прошлую пятницу Анна Альчук покинула свою квартиру в берлинском районе Шарлотенбург и с тех пор о ней никто ничего не слышал. С подробностями корреспондент Свободы в столице Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер: По данным полиции, в день католической страстной пятницы 52-летняя Альчук вышла из квартиры, расположенной вблизи озера Литцензее, сказав мужу, известному философу Михаилу Рыклину, что выйдет в магазин. Все магазины в Германии были в этот день закрыты, но мнению друга семьи Рыклиных, известной переводчицы Габи Лойпольд, Анна просто могла не знать об этом. Предпринятое полицией обследование озера, в том числе и водолазами, никаких результатов не дало. По поводу обсуждаемой в некоторых публикациях возможности устранения Анны по политическим мотивам, как критика режима Путина, Габи Лойпольд сказала.



Габи Лойпольд: Она на самом деле не критик Путина, она выражается только средствами искусства. Конечно, эта выставка была политична в сторону того, что считается православным и церковным, но что она критик Путина – это неправда. Она не политический человек, она не политический журналист.



Юрий Векслер: Что на самом деле, кроме факта исчезновения, на данный момент известно?



Габи Лойпольд: На самом деле ничего не известно, ее не нашли еще и никаких знаков нет, куда, как, добровольно или под насилием кого-то, мы ничего не знаем. Но было известно, что у Ани бывали депрессии. Это, конечно, сугубо личный факт, но, с другой стороны, это связано с ее предысторией, с этим процессом, который прошел после того, что она участвовала в выставке «Осторожно, религия!», которая была разгромлена хулиганами. Судили художницу Анну Альчук. Это было для нее мучительное время, потому что было так много ненависти в ее сторону со стороны публики в здании суда. Вокруг нее образовался какой-то вакуум в том смысле, что даже те художники, которые сами участвовали в этой выставке, не приходили на пресс-конференции, не защищали свои работы, свое право на выражение в искусстве и тоже не подписывали обращения в поддержку художников, просто перестали с ней общаться. Это было для нее очень трудно переносить, для ее нервов было действительно губительно. И сейчас, можно сказать, я сегодня говорила с Михаилом Рыклиным, такой же вакуум. Сейчас уже несколько дней по Интернету и в России распространяется новость о том, что Анна исчезла, и он не получал от ее коллег-писателей, лириков, художников и от своих коллег из Академии наук, где он работает, не получил ни одного и-мейла, ни одного звонка от этих людей, которые могли бы выразить ему поддержку и так далее.



Юрий Векслер: Полиция, так или иначе, продолжает поиски?



Габи Лойпольд: Ждем, конечно. Есть еще надежда, небольшая, но что ее найдут живой.



Дмитрий Волчек: В июне 2004 года перед началом судебного процесса по делу организаторов выставки «Осторожно, религия!» Анна Альчук была гостем программы «Итоги недели» Радио Свобода. Вот отрывок из этой передачи.



Анна Альчук: Прежде всего, я хочу сказать, что ощущаю себя внутри кафковского романа "Процесс". Ситуация предельно абсурдная. Дело в том, что меня обвиняют в предварительном сговоре с директором Сахаровского центра Юрием Владимировичем Самодуровым при том, что познакомились мы с ним на вернисаже этой самой выставки. Кроме того, из сорока участников выставки я знала всего лишь 12. Поэтому назвать меня организатором в данной ситуации никак нельзя.



Дмитрий Волчек: А почему именно вы попали в число обвиняемых?



Анна Альчук: Честно говоря, я не знаю. Можно, правда, провести одну параллель. Я, прежде всего, считаю себя поэтом, а, как известно по российской истории, поэты очень часто преследовались, их очень часто травили. И я могу назвать много имен, не сочтите это за нескромность, просто констатация фактов, вспомните, как травили Пушкина, как сослали на Кавказ Лермонтова, как травили Мандельштама, Ахматову, Цветаеву, Пастернака.



Дмитрий Волчек: Да, некоторых убили даже.



Анна Альчук: Вспомним Хармса, Введенского. В ГУЛАГе побывал, например, Мандельштам, который был там убит. Одним словом, это типично российская история.



XS
SM
MD
LG