Ссылки для упрощенного доступа

Прошлое психиатров - авторов экспертизы Юрия Буданова


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Ростове-на-Дону - Сергей Слепцов, и в Москве - Кристина Горелик. Она беседовала с главным редактором правозащитного информационного агентства "Прима" Александром Подрабинеком и президентом Независимой психиатрической ассоциации Юрием Савенко.

Петр Вайль: В среду зал заседаний суда, где проходит процесс по делу полковника Юрия Буданова, обвиняемого в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, покинули потерпевшие и их адвокаты. Защита возмущена тем, как ведется процесс, и считает абсурдным поведение обвинителей, фактически потребовавших оправдать подсудимого. С подробностями наш корреспондент в Ростове-на-Дону Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: Завершающая стадия судебного процесса по делу российских офицеров Юрия Буданова и Ивана Федорова - прения сторон - обернулась настоящим противостоянием защиты потерпевших и государственного обвинителя. Родители убитой подсудимым Будановым Эльзы Кунгаевой Виса Кунгаев и Роза Башаева обвинили военного прокурора Сергея Назарова в том, что он защищает подсудимого, а весь состав суда, по их мнению, грубо нарушает их права. Нарушение своих конституционных прав семья Кунгаевых видит, прежде всего, в том, что суд отклонил их многочисленные ходатайства о дополнении материалов судебного следствия и отказался от рассмотрения материалов, которые, по мнению семьи Кунгаевых, свидетельствуют о причастности подсудимого полковника Буданова к бессудной казни еще четверых чеченцев - жителей села Варанды.

Отец убитой девушки Виса Кунгаев, выступая в судебном заседании, заявил: "Нам в суде обрезали язык". Защитники потерпевших адвокаты Станислав Маркелов и Абдулла Хамзаев заявили сегодня суду, что не считают возможным для себя продолжить участие в судебном процессе и демонстративно покинули зал судебного заседания. Вместе с ними зал суда покинула и вся семья убитой девушки Эльзы Кунгаевой. В судебном заседании объявлен перерыв. Однако, согласно нормам УПК Российской Федерации, судебное заседание может быть продолжено и без участия потерпевшей стороны и ее адвокатов.

Петр Вайль: Главная причина, по которой Юрий Буданов может быть оправдан судом - результаты психиатрической экспертизы, проведенной в Институте судебной медицины имени Сербского. Эксперты заключили, что в момент совершения преступления обвиняемый был невменяем. Независимые наблюдатели, эксперты и правозащитники, отмечают, что среди медиков, проводивших экспертизу, были те самые специалисты, которые в свое время проводили психиатрическое освидетельствование советских диссидентов. Рассказывает Кристина Горелик:

Кристина Горелик: Комиссию врачей из Института имени Сербского, проводивших психолого-психиатрическую экспертизу полковника Буданова, возглавляла профессор Тамара Печерникова. По словам главного редактора правозащитного информационного агентства "Прима" Александра Подрабинека именно Печерникова в годы советской власти принимала активное участие в политическом преследовании диссидентов:

Александр Подрабинек: Эта фамилия очень хорошо известна диссидентам 70-х-80-х годов, ее подписи стоят под многими экспертными заключениями, которые обрекли диссидентов на мучительные годы пребывания в психиатрических больницах тюремного типа и общего типа.

Кристина Горелик: У вас есть какие-то документы, которые подтверждали бы причастность профессора Печерниковой к политическим преследованиям диссидентов?

Александр Подрабинек: Есть очень большое количество свидетельств людей, которые были на экспертизе в Институте Сербского, которых осматривала доктор Печерникова, которым она выставляла диагнозы, как правило, это была вялотекущая шизофрения, также и другие диагнозы. Но есть и более надежные документы, еще в начале 70-х годов Владимир Буковский опубликовал ряд судебно-психиатрических экспертиз по делам диссидентов, которые проводились в Институте Сербского, они были тогда же опубликованы в самиздате и за границей, и в частности, есть экспертизы, которые подписывала доктор Печерникова. Я могу, к примеру, сказать, что Печерникова была экспертом у Натальи Горбаневской, это известная поэтесса, ныне журналистка и член редколлегии парижской газеты "Русская мысль". Она была 25 августа 1968-го года на демонстрации на Красной площади в связи со вводом армий стран Варшавского договора в Чехословакию. Позже она была привлечена к ответственности за распространение клеветы на советский строй и доктор Печерникова подписала ей диагноз "шизофрения", после чего Наталья находилась в Казанской спецпсихбольнице. Ее подпись стоит под экспертным заключением на Вячеслава Игрунова, ныне депутата фракции "Яблоко" Государственной Думы России, а в 1976-м году он был арестован за распространение самиздата, работ Солженицына, Сахарова и Амальрика, также привлечен к ответственности по той же статье, что и Горбаневская, находился в Институте Сербского, где доктор Печерникова проставила ему диагноз "хроническая шизофрения". Я могу называть и другие фамилии - Виктора Кузнецова, художника, также он был за распространение самиздата привлечен к ответственности по статье "антисоветская агитация и пропаганда", также был в Сербского, и также ему доктор Печерникова выставила диагноз "вялотекущая шизофрения". Иван Яхимович - филолог... Достаточно большое количество людей.

Кроме того, Тамара Печерникова выходила как бы немножко и за рамки своей постоянной работы, вот такой палаческой работы, она выступала свидетелем обвинения на суде у Александра Гинзбурга, члена Московской Хельсинской группы и распорядителя фонда помощи политзаключенным, в 1978-м году она на суде давала показания по тем эпизодам, которые касались использования психиатрии в политических целях - об этом писалось в документах Московской Хельсинкской группы, была она и у меня свидетелем обвинения и давала показания против меня тоже. Меня судили в 1978-м году по статье 190-прим - "клевета на советский государственный и общественный строй" - за книгу "Карательная медицина", в которой собраны, задокументированы случаи использования психиатрии в политических целях.

Мне, по опыту, обстоятельствам этого дела совершенно ясно, что понадобились эксперты, которые легко выполняют политические заказы. А кто же может справиться с этим лучше, чем доктор Печерникова, у которой такая стойкая репутация, и которая хорошо известна именно как каратель от психиатрии.

Кристина Горелик: Профессор Кондратьев также входил в состав экспертной комиссии, признавшей полковника Буданова невменяемым на момент совершения убийства чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. О Кондратьеве говорит президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко:

Юрий Савенко: Что касается профессора Кондратьева, то он замешан в нескольких делах, которые я знаю, например, дело Петра Савченко. Начиная с 1995-го года, профессор Кондратьев возглавил антикультистское движение в нашей психиатрии, пытаясь доказать, что религиозные организации приносят крупный вред психическому здоровью, пользуясь той же самой технологией, что в 70-е - 80-е годы. В отношении религиозных организацией на протяжении последних семи лет вовсю повторилась и продолжает повторяться технология посадок, объявления душевнобольным или причастности психиатрии к совершенно не имеющим отношения к этому делу вещам.

Кристина Горелик: Сегодня, по мнению Юрия Савенко, Институт имени Сербского возвращается к практике советской карательной психиатрии также в политических делах.

XS
SM
MD
LG