Ссылки для упрощенного доступа

Открытое письмо ста влиятельных политиков и интеллектуалов США и Европы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин, Евгений Бовкун, Лиля Пальвелева.

Андрей Шароградский: Сегодня во многих западных средствах массовой информации было опубликовано открытое письмо ста влиятельных политиков и интеллектуалов США и Европы. Письмо обращено к руководству НАТО и Европейского Союза и содержит призыв пересмотреть отношения Запада с нынешней Россией.

Кирилл Кобрин: Среди подписавших письмо бывшие руководители государств, законодатели, влиятельные журналисты, политологи и даже философы. Под документом стоят подписи бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, бывшего президента Литвы и нынешнего депутата Европарламента Витаутаса Ландсбергиса, американских сенаторов Джозефа Байдена и Джона Маккейна, главы немецкой партии "зеленых" Райнхарда Бютикофера, бывшего премьер-министра Италии Джулиано Амато, влиятельных интеллектуалов - француза Андре Глюксмана и американца Фрэнсиса Фукуямы. Среди подписавших - Ричард Холбрук, который может стать госсекретарем США в случае победы на президентских выборах Джона Керри.

Свое намерение авторы письма формулируют так: «Мы должны сказать правду о том, что происходит в России». Они считают, что президент Путин последовательно проводит антидемократическую политику, причем это происходит при попустительстве стран Запада. Документ начинается с выражения солидарности с россиянами в связи с последними террористическими нападениями, прежде всего, в связи с трагедией в Беслане. Однако, по мнению авторов письма, ответные меры администрации Путина носят открыто антидемократический характер. Среди этих мер - инициатива отменить выборы губернаторов и формировать Государственную Думу только по партийным спискам.

В письме также говорится о серьезных нарушениях прав человека в Чечне и об ограничениях свободы и независимости прессы. Вот цитата из этого документа: «Российское руководство порывает с основными демократическими традициями евроатлантического сообщества. В течение последних лет Запад слишком часто молчал, надеясь, что движение президента Путина в неверном направлении лишь временное явление». В письме содержится резкая критика не только внутренней, но и внешней политики путинской России. Цитата: «Внешняя политика президента Путина все чаще характеризуется угрожающим тоном по отношению к соседям России и к энергетической безопасности Европы, возвращением к милитаристской и имперской риторике и отказом России выполнять свои международные обязательства».

Авторы документа делают неутешительный вывод: «западные политики должны признать, что наша стратегия в отношениях с Россией провалилась».

Андрей Шароградский: К открытой критике в адрес президента России в очередной раз почти демонстративно не присоединились видные деятели СДПГ, партии ФРГ, входящей в правящую коалицию, сообщает корреспондент Радио Свобода Евгений Бовкун.

Евгений Бовкун: Публикуя обширные выдержки из обращения западных политиков, газеты ФРГ подчеркивают, что "хотя формально письмо направлено руководителям стран Европейского Союза и НАТО, его главным адресатом следует считать Владимира Путина". "Именно при нем, - пишет газета "Вельт", - Россия стала последовательно и целенаправленно подвергать ревизии демократические ценности, общепринятые в странах евроатлантического сообщества". Многие германские политики присоединились к мнению авторов письма. В числе подписавших авторитетные представители политического истеблишмента спикер парламентской фракции ХДС/ХСС по вопросам внешней политики и председатель партии "зеленых".

Общественность ФРГ не обошла вниманием и тот факт, что партнеры "зеленых" по правящей коалиции социал-демократы поставить свои подписи под документом не захотели. Критическая позиция его авторов, упрекающая российского президента в авторитарных и даже в диктаторских замашках не совпадает с отношением Шредера к Путину. Между ними, отмечает германская печать, установились настолько близкие личные отношения, что прошлые товарищеские встречи Коля с Горбачевым и Ельциным кажутся на этом фоне сухими и формальными. Шредер и Путин и встречаются чаще и понимают друг друга лучше, чем прежние руководители ФРГ и России, а при таком характере отношений взаимная критика воспринимается как вмешательство во внутренние дела. Поэтому, как предполагают опытные наблюдатели, в личных беседах канцлер избегает разговоров о Чечне, а президент не критикует внутреннюю и внешнюю политику Германии.

Особенно резкие слова в адрес канцлера прозвучали на страницах германской печати после его очередной встречи с Путиным. Распространено убеждение, что руководитель Германии строит особые отношения с Россией с простым расчетом, чтобы укрепить свою независимость от Америки и не потерять важный для экономики ФРГ российский рынок.

Лиля Пальвелева: Так уж сложилось - террористическая атака на США 11 сентября 2001 года сблизила позиции этого государства и России. Однако после Беслана события стали развиваться совсем по другому сценарию.

И вот наблюдения заместителя директора Московского Карнеги-центра Дмитрия Тренина.

Дмитрий Тренин: Произошел очень серьезный сдвиг в западном представлении о том, куда российское руководство ведет Россию. Высказывания, опубликованные также и в российской прессе Збигнева Бжезинского, где он сравнивает президента Путина с фашистским диктатором Италии, представляют собой новый очень серьезные и очень тревожный момент.

Многие вплоть до последнего времени на Западе продолжали считать Россию движущейся, в принципе, в правильном направлении, хотя и с огромными трудностями, сейчас усиливается позиция тех, кто считает, что с Россией можно иметь дело только на основе личных интересов, но никак не на основе общих ценностей.

Лиля Пальвелева: Не остался в долгу и Владимир Путин, использующий сейчас несколько подзабытую уже всеми риторику.

Дмитрий Тренин: Мы давно не слышали из уст президента России сравнений западных политиков с деятелями Мюнхена. Мы давно не слышали о том, что кто-то, имеются в виду, наверное, не исламские радикалы, стремится оторвать от России куски пожирнее. Мы давно не слышали о том, что кто-то, опять-таки вряд ли радикалы, поскольку им ядерное оружие в принципе не может угрожать, что кто-то пытается лишить Россию ядерного статуса, для кого-то ядерная Россия является слишком серьезной проблемой.

Лиля Пальвелева: Дмитрий Тренин полагает, что критика последних инициатив Путина со стороны Запада, скорее всего, в ближайшее время будет усиливаться. Однако возможности влияния на Россию извне сейчас минимальны, и вот почему.

Дмитрий Тренин: Цена на нефть достигла 50 долларов за баррель и, очевидно, на обозримую перспективу вряд ли упадет ниже 40. 40 долларов - это та цена, наверное, которая будет превалировать достаточно длительное время. Это создает хорошие возможности для пополнения российского бюджета, это делает российскую политику как внутреннюю, так и отчасти внешнюю фактически неуязвимой от западного давления.

Лиля Пальвелева: И все-таки, что так обострило отношения? Среди причин есть субъективные.

Дмитрий Тренин: Меня поразило то, что президент в качестве примера необъективности и предвзятости западного освещения Беслана употребляет слово "осада". Президенту показалось, что слово "осада" является оскорбительным. Тот, кто ему это написал, я не думаю, что президент настолько хорошо овладел английским языком, чтобы основываться на своих собственных знаниях, так вот тот, кто ему это написал, наверное, сделал это с умыслом. На мой взгляд, антиамериканизм и вообще антизападничество является сегодня одним из инструментов, при помощи которого определенные силы, имеющие влияние на президента, стремятся решить свои собственные проблемы. Поссорить президента с Западом, тем более в условиях, когда президент оказался под огнем беспрецедентной критики и со стороны ведущих средств массовой информации, и многих западных деятелей, представляется очень выгодным, выигрышным вариантом.

Лиля Пальвелева: Как выразился Дмитрий Тренин, «мы находимся на рубеже, с которого можем отступить достаточно далеко от того качества отношений, которые, думалось, складываются в рамках антитеррористической коалиции".

Кирилл Кобрин: Среди подписавших письмо бывший президент Литвы и сейчас депутат Европейского парламента Витаутас Ландсбергис. Мы задали ему несколько вопросов по поводу этого документа.

Господин Ландсбергис, почему это письмо появилось именно сейчас, через некоторое время после бесланской трагедии и уже через значительное время после первых шагов президента Путина по сворачиванию демократических преобразований?

Витаутас Ландсбергис: Я думаю, что это назрело. Потому что первые шаги по сворачиванию демократии, это точнее, чем демократических реформ, были давно, и это было заметно, но на это закрывали глаза. То, что, воспользовавшись терактом в Беслане, президент Путин пошел сразу очень далеко, наверное, заставило уже и сказать открыто - нет демократии, не состоялась демократия в России, может быть, не состоялось и современное государство.

Кирилл Кобрин: Господин Ландсбергис, в чем вы видите смысл самого этого письма? Каковы возможные последствия, какая возможная реакция со стороны России может быть?

Витаутас Ландсбергис: Я отвечу на второе. Я думаю, что это не рассчитано на положительную реакцию руководства России. Но это может в какой-то мере приободрить тех последних поборников демократии и прав человека, которые еще существуют в России, что все-таки это дело не забыто, они еще не проданы за российские нефть и газ. Вот где адресат и также адресат - общественность демократических стран, которые иногда могут иметь влияние на руководителей.

Кирилл Кобрин: Среди формальных адресатов этого письма - руководство НАТО и Европейского Союза. Какова, по-вашему, может быть реакция этих организаций?

Витаутас Ландсбергис: Мне трудно предугадывать. Я все-таки думаю, что они должны взять учет.

Кирилл Кобрин: Среди подписавших это письмо люди довольно разных политических взглядов, там есть и либералы классические, есть люди, придерживающиеся более правых взглядов. Что их объединило здесь?

Витаутас Ландсбергис: Скажем так, гуманитарный подход к тому, что совершается в современном мире, чтобы не брали верх партии войны и диктаторские замашки, если возможно.

XS
SM
MD
LG