Ссылки для упрощенного доступа

Нефть на Северном Кавказе. История ногайского народа


Олег Кусов: Современные нефтяные магнаты, оказывается, многим обязаны простым крепостным крестьянам братьям Дубининым, жившим в начале 19-го века в Моздоке - с них начинается история нефтепереработки. Макет первого перерабатывающего устройства находится в Московском Политехническом музее.

Анна Чертова: Впервые в мире горючее из нефти - керосин, был получен в начале 19-го века на территории современной Северной Осетии. Именно здесь в 1823-м году в городе Моздоке крепостными крестьянами братьями Дубиниными был построен нефтеперегонный куб, предназначенный для получения керосина. Макет этого экспоната хранится в Политехническом музее города Москвы. Рассказывает старший научный сотрудник музея Елизавета Койко.

Елизавета Койко: Первая установка, на которой стали перегонять нефть и получать светлый продукт. Раньше такой светлый продукт называли фотогеном или светородом и использовали как осветительные средства. В 1823-м году три крепостных крестьянина, три брата Дубинина, Василий, Макар и Герасим Алексеевичи приехали на Северный Кавказ и возможно, в этом же году стали перерабатывать нефть. Это было дело тогда совершенно новое, потому что нефть, хоть и добывали, но в основном никак ее не перегоняли, а использовали в обычном первозданном виде - смазывали колеса, использовали для изготовления лекарств, пропитывали дерево, чтобы постройки из этого дерева служили как можно дольше. Братья Дубинины решили нефть перегнать и получили замечательный продукт. Они построили свой заводик и стали перегонять нефть в достаточно больших количествах.

Анна Чертова: Из сорока ведер нефти в начале 19-го века удавалось получать 16 ведер керосина, а производительность установки составляла до десяти ведер керосина в день. Преимущество нового топлива быстро оценили покупатели не только Кавказа, но и всей России. Продукция пользовалась спросом и в Москве, и на Нижегородской ярмарке.

Елизавета Койко: Установка устроена следующим образом6 достаточно большая печь и в нее, как писали сами братья Дубинины, был вмазан котел на сорок ведер, то есть примерно литров пятьсот нефти можно было в этот котел залить. Котел закрывался крышкой, и от котла шла отводная медная труба, она имел змеевик в середине. В месте змеевика труба была помещена в бочку с холодной водой. Таким образом, нефть заливали в котел, начинали топить печь, и обрадовавшиеся пары шли по трубе, охлаждались, конденсировались и в приемник лился керосин, светлая нефтяная фракция. Братья Дубинины собирали достаточно много керосина, нагоняли его и затем или сами или же нанимали кого-то и везли керосин на какие-то рынки, достаточно крупные. Некоторые историки говорят, что возили в Астрахань, другие говорят, что возили гораздо дальше, например, в Нижний Новгород или на московские рынки. Тем не менее, наверняка продавали и получали определенную прибыль, платили оброки. Эта установка, именно с нее начинается нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране и, как считают многие историки, это первая установка нефтеперегонной промышленной и в мире. Несмотря на то, что не так уж было много последователей у братьев Дубининых, тем не мене, это было первым шагом к созданию нефтеперерабатывающей промышленности, крупным заводам. Сколько занимались братья Дубинины этим промыслом, не очень известно. Некоторые историки считают, что они занимались этим достаточно долго, двадцать лет и даже более. Некоторые считают, что из-за того, что это было не очень выгодно, все-таки нефть стоила достаточно дорого сырая, они прекратили через несколько лет это занятие. Но, тем не менее, это дело не умерло и через какое-то время появились заводики, принадлежащие другим людям, купцам или мелким промышленникам. Этих заводиков было немного, но, тем не менее, нефть продолжали перегонять. Но братья Дубинины, даже если прекратили перегонку нефти, стали заниматься торговлей, но мысли о дальнейшем развитии вот этого интересного для них дела они не оставили. Они обращались к властям, они обращались к своей хозяйке непосредственной графине Паниной с просьбой о помощи, с просьбой о предоставлении определенных льгот для закупки сырья, то есть черной нефти. И были для этого у них основания, потому что они были первооткрывателями в этой области. Братья Дубинины хотели продолжить занятие перегонкой нефти, хотели развивать промышленность нефтеперерабатывающую. Писали, как я уже говорила, объяснения, это тогда называлось таким образом, или письма какие-то или пояснительные записки или просьбы свои рассылали во все инстанции. "Его Высокоблагородию господину Пятигорскому Окружному начальнику, полковнику и кавалеру Петру Александровичу Принцу от торгующих по свидетельству третьего рода крестьян графини Паниной Василия, Герасима и Макара Алексеевичей Дубининых.

Из добываемой в Кавказской области за рекою Тереком известных горных источников черной нефти мы с 1823 году, приобретая оную у нефтяных откупщиков, открыли своим старанием способ очищения нефти из натурального черного цвета в белый. Таковой способ очищения здесь не был известен до нас никому. И мы не удержали его в тайне для одной выгоды, но поспешивая общей пользе, немедленно открыли всем жителям города Моздок, от которого недалеко источники находятся. Бескорыстно приучили к тому и дургих промышленников, о чем свидетельствует тамошняя полицейское начальство и знатнейшие граждане. Мы осмеливаемся объяснить высшему начальству. Что желали бы распространить нефтяную промышленность здесь и в России более, но не имеем к тому достаточного капитала. А потому всепокорнейше и просим в награду 30-летних трудов из поспешествования к развитию внутреннего российского произведения нефтяной торговли дозволить отпуск нам из казенных источников, находящихся близ крепости Грозный, в течение пяти лет черной нефти по шестидесяти бочек каждый год безденежно, с дозволением нам свободно вывозить повсеместно на Кавказе и в России, и производить продажу по вольной цене, как выделанную белую, так и остатки от выварки ее черную. Если же невозможно сделать отпуска нефти нам безденежно, то выдать нам из казны в ссуду денежное пособие суммою семь тысяч рублей серебром. С таковою помощью мы надеемся ожиданию правительства больше успеха в распространении в Кавказском крае промышленности как нефтяной, так и других заведений. Ибо нам по давнему здесь проживанию известны теперь все средства". В общем-то ответ был достаточно скромным, скорее всего. Известно, что старший из братьев Василий Алексеевич Дубинин был награжден в итоге всех этих прошений и обращений медалью, медаль правда, была серебряная, носилась в петлице на Владимирской ленте и называлась она "За полезное". То есть в какой-то степени были заслуги братьев Дубининых признаны в деле развития российской промышленности, но практической пользы в итоге не было, потому что льгот никаких для развития производства братья Дубинины не получили и больше этим делом не занимались.

Анна Чертова: Несмотря на то, что разработка братьев Дубининых не получила поддержки со стороны правительства, дело перегонки нефти все же развивалось. В 60-х годах 19-го века и в Баку, и в районе Грозного появились подобные заводы. Российский керосин стал конкурировать с иностранным, вытеснив его к началу 90-х годов. Способ перегонки нефти, открытый Дубиниными, оказал огромное влияние на все последующее развитие нефтеперегонного дела. Впоследствии крупные нефтеперегонные заводы во всем мире создавались по принципу, установленному крепостными крестьянами Дубиниными. Российская история знает много примеров, когда уникальные изобретения в итоге больше обогащали более проворных зарубежных бизнесменов, поскольку победить родную бюрократию во все времена было непростым делом.

Олег Кусов: Русские цари пытались завоевать Кавказ не только с помощью армии, но и усилиями европейских миссионеров. В прошлые века на Кавказе появлялись поселения иноземных колонистов, которые пытались распространить среди горцев образование и западную бытовую культуру. Позже из поселений вырастали города. В районе современного Пятигорска находится один из них - Иноземцево.

Лада Леденева: В 1802-м году по разрешению российского государя Александра Первого в селении Караз близ Пятигорска (в конце в 18-го века эти земли были территорией Большой Кабарды), с целью распространения прибыли миссионеры, представители Эдинбургского библейского общества. Шотландцы поселились в домах местных жителей в качестве гостей. Поселение было татарским, поскольку в те времена кабардинцы были данниками Крымско-татарского ханства и селились на предоставленных им территориях. Говорит директор пятигорского музея краеведения Лидия Краснокуцкая.

Лидия Краснокуцкая: У подножия Бештау находилось селение Караз, названо оно так потому, что князь, который владел этими землями, имел такое имя. Караз - означает темная вода, берущая начало из грунта. В 1802 году по разрешению Александра Первого на эти земли прибыли шотландские миссионеры, представители Эдинбургского библейского общества с целью распространять христианство и ремесла среди местного населения. В то время, когда приехали шотландцы, они поселились в качестве гостей, поскольку у горских народов существовали кунакские гостевые дома, и их в эти дома поселили. Первоначально приехали три человека - Генри Брунтон, Александр Паттерсон, Эларам Геррисон.. Вот этот последний юноша 19-летний был воспитанник Генри Брунтана, Генри Брунтан до этого только что возвратился из Африки, из государства Сьерра Лиона и там работал в племени мандингов. Он создал для них азбуку, он перевел завет, крестил несколько человек. Видя, что у него получилось, комитет или директорат Эдинбургского библейского общества решил послать его на еще более сложный участок, где находилось очень много народов. В это время складываются у нас неплохие отношения с Великобританией. Александр Первый, когда приехали сами, по собственной инициативе, миссионеры, то он оказал им всяческую поддержку. Он дал им переводчика, подготовили для них грамоту. И они хотели на Кавказ, потому что проблем много, до сих пор племена, языческая вера, которая у христиан называлась варварская, и плюс вера, которая уже была распространена среди народов Кавказа - ислам. Александр Первый, стремясь к тому, чтобы как можно быстрее преобразить этот край по типу Западной Европы, вы знаете, что он был приверженец западноевропейской культуры.

Лада Леденева: Каждому из миссионеров пришлось выучить по пять-шесть языков народностей Северного Кавказа - ногайский, абазинский, кабардинский и другие. Чуть позже в Караз прибыли еще несколько шотландских семей, они привезли с собой латинские и арабские шрифты, и уже в 1804-м году здесь была основана первая на Северном Кавказе типография.

Лидия Краснокуцкая: В 1804-го года они начинают издавать богословскую литературу - Новый завет, Священное писание, дружественное послание к мусульманам, маленький катехизис, катехизис в вопросах и ответах. Они делали небольшие брошюры с тем, чтобы люди могли прочесть, не утомляясь, и наиболее доступным языком разъясняли им Библию, священное писание.

Лада Леденева: Командующий на кавказской линии князь Тицианов предложил поселенцам взять в собственность земли и начать обрабатывать их. Александр Первый разрешил колонистам закупать у кавказских народов невольников, брать их в свои семьи, обучать и воспитывать по европейским канонам. От наделов шотландцы отказались, прекрасно понимая, что получение ими земель может вызвать недовольство горцев, невольников взяли.

Лидия Краснокуцкая: На условиях, предлагаемых шотландцами, была подписана жалованная грамота на поселение, в которой так и написано, что "учреждается шотландская колония на вечные времена для вящей силы, для распространения трудолюбия и ремесел и христианства среди магометан и язычников никакого образования не имеющими".

Лада Леденева: Шотландцы мечтали на месте колонии Караз построить город, похожий на Петербург. Заложили центральный проспект, планировали сделать открытый канал для трех ручьев воды, которые текли с горы Бештау. Однако вместо этого в селении пришлось построить закрытый водопровод, поскольку не все горские народы принимали иноверцев и то и дело пытались отравить воду. Миссионерам, чтобы уберечь резервуары с водой, пришлось организовать круглосуточное дежурство.

Лидия Красокуцкая: Мирных поселений на тот момент вообще на территории Кавминвод не было, которые были бы учреждены нашим российским правительством. Это было первое мирное население. Они с собой привезли библиотеку замечательную, они в 1805 году открыли первую школу на Северном Кавказе, до десятка начали обучать. Учили английскому, учили немецкому, учили русскому, учили арабскому и плюс ремесла.

Лада Леденева: Шотландцы посадили в поселке ранее не произраставшие там фруктовые деревья, стали развивать молочное производство, построили мельницу, начали выпекать хлеб. Однако поселенцам все же пришлось покинуть кавказские земли.

Лидия Краснокуцкая: В 25-м году по просьбе кавказского Библейского общества два миссионера поехали в Ингушетию. В это время уже на территории Чечни исповедовали ислам, и все это быстренько перебралось на территорию Ингушетии. Когда Ермолову доложили, что какой-то шотландец неизвестно чем занимается среди ингушей, он велел его выселить. Это, конечно, не устроило всех миссионеров, с Англией уже давно были порваны отношения, и они стали уезжать.

Лада Леденева: В 1892-м году общество Владикавказской железной дороги приступило к строительству железнодорожной ветки Минеральные Воды - Кисловодск. Несмотря на очень сложный профиль пути, железная дорога в одну колею длиною 60 верст была построена менее чем за два года. Курортная ветвь строилась по непосредственному распоряжению Общества Владикавказской железной дороги и ее управляющего Ивана Дмитриевича Иноземцева. К концу службы Иван Иноземцев по своему проекту построил на станции Кораз прекрасный особняк и при уходе на пенсию переехал в него с семьей из Ростова-на-Дону. После его смерти, выполняя завещание Иноземцева, инженера-железнодорожника перезахоронили на станции Караз в специально выстроенной часовне-усыпальнице. В этом же году поселок переименовали в Иноземцево. Это название населенный пункт носит и до сих пор.

Олег Кусов: История большинства кавказских народов сложна и интересна. Среди народов, к которым сохраняется большой интерес, ученые называют ногайцев. Первое поминание о предках ногайцев - кипчаках относят к 8 веку после рождения Христа. Согласно данным специалистов, ногайская орда в начале второго тысячелетия простиралась от Иртыша до Дуная. В наше время на Северном Кавказе ногайцы помимо Дагестана живут в Карачаево-Черкесии и Чечне. О ногайцах в Дагестане рассказывает наш корреспондент Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Несмотря на свое уникальное в рамках Российской Федерации этноязыковое многообразие, в подавляющем большинство коренных жителей Дагестана все же достаточно легко выделить две основные группы - кавказцы и тюрки. Ключевыми понятиями для первой являются горы, для второй - равнины, степь. К кавказоязычным нарско-дагестанским дагестанским народам относятся аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины и другие. К тюркоязычным - кумыки, ногайцы, азербайджанцы. Кавказоязычных в Дагестане намного больше, к тому же самый многочисленный этнос среди дагестанских тюрков кумыки по своим антропологическим и этнокультурным особенностям почти ничем не отличаются от своих кавказоязычных соотечественников. Более того, по мнению таких авторитетных этнологов как Федоров и Гаджиева, кумыков можно считать турками-кипчаками лишь по языку, это прямые потомки древних нарско-дагестанских племен, сменивших со временем по целому ряду причин свой родной язык. Совсем иное дело - ногайцы, здесь налицо явно тюрко-монгольские корни, что в свою очередь способствует обособлению зачастую не только в качестве этнического, но и расового меньшинства. О том, кто такие ногайцы. Рассказывает представитель ногайского народа доктор исторических наук профессор Даниэл Кидирниязов.

Даниэл Кидирниязов: Название ногайцев - ногай. Под этим названием они известны и соседним народам Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма. Происхождение этнонима ногай большинство исследователей производят от имени жившего в 13-м веке полководца Ногая. Почти 40 лет Ногай держал в руках все нити политической жизни Золотой Орды. Этноним ногай мы встречаем в русских и иностранных документах 15-го века. Когда Золотая Орда стала приходить в упадок, из нее выделилась Ногаевская орда или Мангитский юрт. Свое название Мангитский юрт - это государственное образование получило, потому что основатели эдыги, происходил из племени мангитов. Владея мангитским югом, Эдигей одновременно оставался неограниченным правителем всей Золотой Орды. В настоящее время ногайцы живут в Дагестане, Карачаево-Черкесии, в Чеченской республике, Астраханской области, в Крыму, в дальнем зарубежье в Сирии. Иордании. Турции, Саудовской Аравии и других странах.

Олег Кусов: В 1957-м году советские власти восстановили Чечено-Ингушскую автономию, вернув сотни тысяч людей из сталинской ссылки. Ногайская степь была разделена между тремя субъектами РСФСР. Ногайцы стали жителями Дагестана, Чечни и Ставропольского края. Этот передел обернулся в годы перестройки большими проблемами для ногайцев, обострились отношений с соседями даргинцами, чеченцами. Национальные лидеры поднимали вопрос о территориальных переделах, образовании новых автономий. С близкими по языку кумыками ногайцы, напротив, пытались отыскать общие национальные интересы. В те же годы казаки, проживающие на территории Чечни, нашли в лице ногайцев и кумыков союзников. Лидеры национальных движений ногайцев, кумыков и казаков стали говорить о необходимости создания общего территориального образования. Но цели оказались для них непосильными. Руководству Дагестана удалось снять напряжение в районах с ногайским населением в середине 90-х годов после провозглашения национально-культурной автономии. Однако события в Чечне во второй половине 90-х годов затронули и интересы ногайцев.

Магомед Мусаев: Часть ногайской молодежи оказалась восприимчивой к идеям исламского радикализма, пополнив ряды Басаева, Хаттаба и им подобных. В пропагандистской литературе дагестанца Магомеда, одного из ведущих идеологов небезызвестного похода на Дагестан, немало места уделялось ногайскому вопросу. Так с явным расчетом на привлечение ногайцев Тогаев на страницах своей брошюры "Повстанческая армия имама" широким жестом отдает ногайцам на вечные времена все земли Ставрополья и краснодарского края. О влиянии идей исламского фундаментализма на определенную часть ногайской молодежи рассказывает первый заместитель главы администрации Ногайского района республики Дагестан Эльмурза Саидов.

Эльмурза Саидов: Были втянуты в эту войну многие люди ногайской национальности. Правда, они являются в основном выходцами из Ставропольского края. Но они были обмануты эмиссарами ваххабитов, но не только обманули в плане духовном, их обманули в материальном плане. Вливали в них пропагандистские материалы и одновременно давали подачку долларов. Естественно, они на это клюнули, принимали участие на стороне боевиков против российской армии. В 96-м году парламент России принял закон "О национально-культурных автономиях". Изучив этот документ, изучив этот закон, наши лидеры пришли к выводу, что этот закон является достаточно сегодня удобным средством для того, чтобы сохранить нашу культуру, наш язык. Могу сегодня констатировать, что в Дагестане образована национально-культурная автономия ногайцев Дагестана. Образована такая же национально-культурная автономия ногайцев Карачаево-Черкесии. Образована национально-культурная автономия ногайцев в Чеченской республике.

Олег Кусов: Однако провозглашение национально-культурной автономии не смогло решить проблемы ногайского народа, проживающего в степных районах Дагестана.

XS
SM
MD
LG