Ссылки для упрощенного доступа

"Россия заинтересована в хаосе". На Балканах говорят о новой войне


Плакат с изображением Владимира Путина и Александра Вучича
Плакат с изображением Владимира Путина и Александра Вучича

Одним из первых, кто вызвал призрак военной катастрофы в регионе, стал малоизвестный депутат Народной скупщины Сербии от правящей Сербской прогрессивной партии Владимир Джуканович. Вскоре после начала войны в Украине он написал в Twitter: "Мне кажется, что Сербия будет вынуждена начать денацификацию Балкан". В последнее время о возможности новой войны на юго-востоке Европы говорят всё чаще. В чем причины?

Копирование термина, который был использован Россией в качестве одного из предлогов для военного вторжения в соседнюю страну, на первый взгляд казалось бессмысленным. Однако оно отражало главную идею сторонников создания "сербского мира", вдохновлённых идеологами "русского мира", – собрать всех сербов в одном государстве под эгидой Белграда. К сегодняшнему дню угроза войны проявляется несколько иным образом, но возникает из той же идеи.

Заблудившаяся республика

Милорад Додик, президент Республики Сербской – образования, входящего в состав Боснии и Герцеговины (БиГ), отрезал недавно со всей прямотой: "Мои друзья – это Орбан, Вучич и Путин, а наша столица – Белград. В конце концов мы покинем Боснию и Герцеговину. Мы не хотим быть в ней, это проблема нашего выживания". "Мы" – это около миллиона сербов, живущих в БиГ.

Давняя и подчёркнуто вызывающая сепаратистская риторика Додика, угодившего в 2022-м в санкционные списки США в связи с "коррупционной деятельностью и продолжающимися угрозами стабильности и территориальной целостности Боснии и Герцеговины", казалось, утратила шокирующий эффект. Сейчас к ней вынуждены прислушиваться заново. Имея в виду ожидающееся до конца мая голосование по резолюции Генассамблеи ООН, в соответствии с которой должен быть учреждён День памяти жертв геноцида в Сребренице (в 1995 году войска боснийских сербов убили там более 8 тыс. мужчин и мальчиков старше десяти лет из числа боснийских мусульман), Додик обозначил свою "красную линию": "Резолюция по Сребренице, если она будет принята, окончательно разделит Боснию и Герцеговину".

Резолюция по Сребренице окончательно разделит Боснию и Герцеговину

В середине апреля тысячи сторонников Додика провели в Баня-Луке, столице Республики Сербской, акцию протеста против этой резолюции. Некоторые из них размахивали плакатами с изображением Путина. На плакатах также были изображения сербского генерала Ратко Младича, который несет ответственность за геноцид и приговорен в Гааге к пожизненному заключению как военный преступник.

"Если Додик объявит об отделении, в течение часа здесь начнется война", – убежден вице-президент Республики Сербской Камил Дуракович, противник политики разделения.

"Сломать сербов"

В Сербии крайне опасаются принятия резолюции ООН о признании событий июля 1995 года в Сребренице геноцидом. Она, в частности, осуждает отрицание геноцида и героизацию военных преступников, что сплошь и рядом происходит в Сербии и Республике Сербской. Белград полагает, что принятие документа будет означать автоматическое признание Республики Сербской "геноцидным образованием" и приведёт к стигматизации всех сербов как "геноцидной нации".

Чтобы избежать вето России и Китая в Совете Безопасности ООН, страны – спонсоры документа, прежде всего Германия и Руанда, предложили провести голосование в составе Генеральной ассамблеи. Черногорский дипломат и учёный Борис Вукотич в статье для хорватской газеты "Индекс" пишет, что инициатива Германии воплощает коллективное стремление Запада наказать главу Сербии Александра Вучича за то, что он обманул возлагавшиеся на него надежды. Запад, отмечает Вукотич, ожидал от Вучича прежде всего отхода от националистической программы, которая обусловила кровавую трагедию 1990-х годов. Вашингтон и Брюссель одно время считали, что Вучич может стать главным гарантом стабильности и безопасности в этой части Европы. Вместо этого Вучич вновь запустил идею "сербского мира", поставил под сомнение природу резни в Сребренице, назвав ее "великим преступлением", но не геноцидом. Вучич нарушает стандарты, установленные Дейтонским мирным соглашением, пытается заблокировать переговоры о вступлении Черногории в ЕС. Германия была выбрана в качестве спонсора проекта резолюции для того, чтобы свести на нет последствия политики Вучича в регионе, заключает автор, а немцы известны как люди, которые не любят терять время.

Милорад Додик общается с Владимиром Путиным часто и с удовольствием
Милорад Додик общается с Владимиром Путиным часто и с удовольствием

Как нагнетается атмосфера вокруг принятия документа? Например, так: "В окружении президента Сербии Александра Вучича есть люди, которые работают на ЦРУ, и он это знает". Это заявляет бывший директор разведывательного Агентства безопасности и информирования (БИА) Сербии, а ныне вице-премьер Александр Вулин. Но тут же добавляет: Вучич "очень хорошо информирован" и многие вещи ему известны заранее.

Что касается реакции Москвы на готовящийся документ, то она в известном смысле саморазоблачительна. Вот что говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью Альтернативному телевидению Баня-Луки (ATV): "Невозможно объяснить, чем руководствуются европейцы в практическом плане, продвигая эту идею, кроме одной причины: сербы слишком своенравны, слишком самостоятельны в своих действиях, не покоряются требованиям присоединиться к санкциям против России". И ещё: "Цель – сломать сербов. Она никуда не исчезала. Десять лет назад в Совете Безопасности ООН они пытались провести такую резолюцию (о геноцидном характере резни в Сребренице). Мы использовали право вето".

Гром на Западе

Wall Street Journal в статье "Путин хочет войны на Балканах" констатирует: Владимир Путин открыто заявляет о своем желании ослабить НАТО и восстановить "исторические границы" России. Но пока российские войска увязли в войне против Украины, Москва может извлечь немалую выгоду из разжигания проблем в других регионах. "Правильный" кризис дал бы Кремлю возможность получить местные рычаги влияния через поставки оружия и посредничество, одновременно отвлекая внимание от Украины и предоставляя России рычаги влияния на западные столицы. Западные Балканы – идеальный кандидат. В докладе американской разведки от 5 февраля, продолжает WSJ, говорится, что в 2024 году на Западных Балканах возрастет риск межэтнического насилия. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в декабре предупредил, что Россия планирует дестабилизировать ситуацию на Балканах, и это опасение в январе подтвердил министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон. У России нет необходимости направлять на Балканы свою армию: ей достаточно Сербии для дестабилизации с расчетом на то, что НАТО будет колебаться с ответом, заключает издание.

Опасная ситуация в регионе Западных Балкан обострилась

Все эти тезисы подтверждают высокопоставленные военные. Главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Кристофер Каволи заявил 17 апреля Конгрессу США: "Опасная ситуация в регионе Западных Балкан обострилась. Этническая напряженность в Боснии имеет потенциал для эскалации, а влияние России и Сербии способствует нестабильности в регионе". Предшественник Каволи на этом посту генерал Джеймс Ставридис отмечает: "Сохраняется напряженность между католиками в Хорватии, православными христианами в основном в Сербии и мусульманами в Албании, Косове и Боснии. Путин стремится извлечь выгоду из этого. Он знает, что если страны – члены НАТО снова будут втянуты в поддержание порядка на неспокойных Балканах, они отвлекутся от поддержки Украины. Путин явно поощряет Сербию оказывать давление на поддерживаемое НАТО правительство Косова. Он также стремится дестабилизировать шаткое правительство Боснии и Герцеговины. Еще десять лет назад Додик говорил мне о необходимости отделения Республики Сербской, что фактически разрушило бы страну. Отделившаяся часть затем объединилась бы с Сербией, создав большое сербское государство, что Путин с радостью одобрил бы".

Есть и кое-какие практические мысли. Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши, прямо заявил: "Я выступаю за создание тяжелой бригады ЕС, которая позволила бы немедленно реагировать, чтобы нам не приходилось просить США предоставить свои ресурсы в случае любой чрезвычайной ситуации по соседству".

А что остальные Балканы?

Македонский аналитик Любомир Фрачкоски видит такую картину: согласно планам Кремля, регион Западных Балкан, и особенно его славянские государства, должен быть превращён в нейтральную буферную зону с тайным или открытым влиянием "русского мира", "что стало бы своего рода воплощением нынешней геополитической линии России в этой части мира". Но поскольку Болгария, Северная Македония и Черногория являются членами НАТО, Россия, похоже, разрабатывает "план Б", продолжает автор. Он состоит в расширении российского влияния, которое "обычно ассоциируется с националистическими партиями, авторитарными или популистскими, вдохновленными антимусульманскими концепциями, поддерживающими и продвигающими вмешательство православной церкви в политику на основе панправославного подхода и предлагающими международные союзы – альтернативу ЕС. Однако самым токсичным является пропагандистское направление деятельности российских спецслужб, заключающееся в использовании социальных медиа для создания общей обстановки непредсказуемости, нестабильности и неопределенности, состояния "постправды", когда распространение фейковых новостей является информационной игрой, в которой выигрывает тот, кто распространяет их больше".

"Сербы и русские – братья навеки". Граффити на одной из улиц Баня-Луки
"Сербы и русские – братья навеки". Граффити на одной из улиц Баня-Луки

Милорад Додик педалирует как раз усиление российского пропагандистского влияния в регионе. Он заявил прокремлёвскому каналу RT Balkan в апреле, присутствуя на международном форуме по безопасности в Санкт-Петербурге: "Мы народ, который испытал на себе санкции. Запад тренировался на нас, перед тем как применить все это по отношению к России. Запад спровоцировал конфликт и ведет войну с Россией". Я думаю, продолжает Додик, что "присутствие на Балканах российских СМИ немного запаздывает. Но никогда не поздно. Вы должны усиливать свое присутствие при сильной институциональной поддержке".

Вучич на самом деле является российским доверенным лицом, как и Додик

Любопытно, что об опасности балканской войны говорят и пророссийские источники, но как бы "с обратной стороны" – вот, например, анализ сербской газеты "Печат": "Западное бессилие в украинском конфликте увеличивает шансы новой войны на Балканах. К ней уже идет подготовка, и ложные цели определены: помешать "вредному" влиянию Москвы. На самом деле Запад намерен создать на Балканах платформу для антироссийских действий. Все заявления американских и европейских лидеров крутятся вокруг одной мысли: нужно как можно быстрее полностью взять Балканы под политический и военный контроль. По сути, это означает удар всеми средствами по Сербии и Республике Сербской".

Балканские политики сохраняют при этом хладнокровие. Министр иностранных дел БиГ Элмедин Конакович, комментируя позицию сербского президента относительно предстоящего принятия резолюции по Сребренице, заявил: "Я думаю, что мы вытащили Вучича из логова, откуда он продавал миру идею о том, что он проевропейский и глобальный политик, но на самом деле он является российским доверенным лицом, как и Додик". Премьер-министр Черногории Милойко Спайич подтвердил, выступая в парламенте страны, что он поддерживает резолюцию по Сребренице. В нашей стране, сказал Спайич, живут черногорцы, сербы, хорваты, бошняки и албанцы. Россия часто вмешивалась в дела этих этнических групп, чтобы потом говорить о том, что они находятся под угрозой. "За 25 лет мы наблюдаем резкую поляризацию общества. Картина кристально ясна: Россия заинтересована только в создании хаоса".

XS
SM
MD
LG