Ссылки для упрощенного доступа

Газовый конфликт разрастается


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Владимир Ивахненко и Сергей Сенинский.

Андрей Шарый: Газовый конфликт между Москвой и Киевом в связи с прекращение поставок российского газа Украине постепенно разрастается. Россия обвиняет Украину в незаконном отборе газа, который идет по Украинской территории в Европу, Украина эти обвинения решительно отвергает.

Любовь Чижова: Вот что сообщил в понедельник заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев.

Александр Медведев: Тот объем, который был 1 января Украиной украден из экспортной трубы, - это около 100 миллионов кубометров газа по рыночной стоимости - свыше 25 миллионов долларов. Если такими темпами воровство будет продолжаться, то объем и стоимость украденного будет весьма и весьма значительна. Для того чтобы иметь не только наши документальные подтверждения, но и независимые замеры, мы привлекли международную фирму, которая пользуется безукоризненной репутацией в деле качественной и количественной оценки внешнеторговых потоков, они уже вылетели сегодня на наши газоизмерительные станции и приступают к независимой фиксации объемов газа, поступающего в газотранспортную систему Украины.

Любовь Чижова: О дальнейших действиях "Газпрома" мой коллега Данила Гальперович побеседовал с официальным представителем газового концерна Сергеем Куприяновым.

Данила Гальперович: "Газпром" говорит о том, что газ Украина отбирает. Украина говорит, что несанкционированного отбора нет. На чем вы базируетесь, когда вы говорите свое?

Сергей Куприянов: В газотранспортную систему Украины сейчас поступает только российский газ для экспортных поставок в соответствии с теми контрактами, которые у нас существуют на поставку газа европейских потребителям. На чем основывается украинская сторона, нам объяснить довольно сложно. Они сейчас перестали давать нам данные о работе своей газотранспортной системы, хотя еще буквально несколько дней назад передавали нам их регулярно. Это нормальный процесс работы диспетчерских служб. Видимо, есть что скрывать.

Данила Гальперович: Можно ли говорить что-то о ближайшей тактике "Газпрома", что вы будете делать дальше?

Сергей Куприянов: Мы будем проводить действия, направленные на то, чтобы обеспечить поставки газа европейским потребителям в необходимых объемах, несмотря на то, что Украина ворует газ. Это для нас сейчас первоочередная задача. Несмотря на то, что сегодня уже совершенно очевидно, что Украина таким образом использует свои преимущества как транзитной страны, считая, что может просто забирать газ, который идет на экспорт, и ни с чем не считаться.

Данила Гальперович: Сейчас украинцы говорят, что какие-то юридические претензии у европейских реципиентов российского газа могут быть только к России, потому что у Украины нет договоров о транзите.

Сергей Куприянов: Ну, это примерно как если бы пираты в Карибском море говорили о том, что "к нам не может быть никаких претензий, потому что мы не граждане никакого государства".

Данила Гальперович: Можно ли сказать, что в этом деле полностью отсутствует политика? Или все-таки некая примесь политики здесь есть?

Сергей Куприянов: В наших действиях примеси политики, конечно же, нет. Но понятно, что Украина сейчас отдаляется от России, и в этой ситуации продолжать ее субсидирование, не имея ничего взамен, было бы бессмысленно. Нас не только в Украине, но и в других странах интересуют возможности участия в управлении и эксплуатации газотранспортной системы. Обещания, которые были нам даны несколько лет назад, не выполнены. Сейчас прямо заявляется, что они не будут выполнены никогда. В этой ситуации продолжать поставлять газ по ценам несколько раз ниже рыночных совершенно необоснованно. Заявления о том, что нужен какой-то переходный период или что-то еще, - ну, "Мерседесы" и "Кадиллаки" Украина же не покупает за 20 процентов их цены. Мы ведь не предлагаем для Украины какую-то, как нас часто пытаются убедить, взятую с потолка цену. Европа сейчас получает газ по ценам намного выше, чем те, которые звучат на переговорах с Украиной. И почему для них должна быть какая-то другая ситуация, совершенно непонятно.

Любовь Чижова: Представители "Газпрома" опровергли заявления украинской стороны о том, что сейчас Украина потребляет газ собственной добычи и газ, поступающий из Туркмении. Никакого газа, кроме российского, на Украине нет, - сообщили в Газпроме.

Андрей Шарый: На Украине придерживаются другой точки зрения. Киев опровергает обвинения Москвы в несанкционированном отборе газа. В связи с прекращением "Газпромом" поставок топлива Украина переходит на режим максимальной экономии газа. Президент страны Виктор Ющенко сегодня провел переговоры с другим поставщиком - это лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов. Известно, что руководитель Украинской нефтегазовой компании вылетел на переговоры в столицу Туркмении.

Владимир Ивахненко: На совещании с руководителями украинских регионов премьер-министр Юрий Ехануров сообщил о мерах, принимаемых в связи с прекращением поставок российского газа.

Юрий Ехануров: В первую очередь мы обеспечиваем газом население, коммунальную теплоэнергетику, бюджетные организации. Промышленности в ближайшее время необходимо сократить потребление газа, это касается металлургической, химической отраслей и энергетического комплекса.

Владимир Ивахненко: На режим максимальной экономии газа переходят предприятия восточных и южных регионов страны. Как заявляют в компании "Нефтегаз Украины", "Газпром" сократил поставки топлива не только для украинских, но и для европейских потребителей. Утверждения же Москвы о воровстве Украиной российского газа из транзитных трубопроводов вслед за президентом Викторов Ющенко опроверг также министр топлива и энергетики Иван Плачков.

Иван Плачков: Сегодня несанкционированного отбора газа нет. Сегодня, еще раз повторяю, Украина потребляет газ собственной добычи, газ, которые поставляется из подземных хранилищ, и туркменский газ строго в соответствии с подписанным контрактом.

Владимир Ивахненко: Вместе с тем, Иван Плачков не исключает, что Украина все же может прибегнуть к отбору российского газа, если температура воздуха опустится ниже 3-5 градусов по Цельсию. Ранее премьер Ехануров заявлял, что Украина, согласно долгосрочному контракту с "Газпромом", имеет право отбирать 15 процентов российского транзитного газа.

Тем временем, стало известно, что "Газпром" перекрыл газовый вентиль и Молдавии, которая также не согласна покупать топливо по весьма завышенным ценам. Как сообщил президент Ющенко, Украина в этой ситуации поможет Кишиневу и будет поставлять свой газ из подземных хранилищ.

О том, что российско-украинский газовый конфликт может затянуться надолго, свидетельствуют жесткие заявления внешнеполитических ведомств двух стран. В ответном заявлении МИД Украины подчеркивается, что последние действия Москвы призваны создать экономическое давление и шантаж, а в конечном счете дестабилизировать экономику Украины и сорвать поставки российского газа потребителям в странах Евросоюза. Украинские власти настаивают на продолжении межправительственных переговоров с участием независимых международных экспертов. Они должны помочь в определении формулы цены на российский природный газ. Более чем четырехкратное повышение стоимости газа - до 230 долларов за тысячу кубометров - для Украины, по словам президента Ющенко, неприемлемо.

Виктор Ющенко: Эта цена является виртуальной. До сегодняшнего дня Украина не получила соответствующего экономического обоснования по ее формированию. Эта цена не может быть предметом переговоров.

Владимир Ивахненко: В газовом споре Киева и Москвы украинские власти намерены твердо отстаивать национальные интересы. Как заявил Виктор Ющенко, нынешний конфликт с Россией - это продолжение борьбы Украины за свою независимость. И борьба эта, по мнению украинского лидера, значительно труднее, чем та, что была на майдане во время "оранжевой революции".

Андрей Шарый: Сейчас у микрофона в студии программы "Время Свободы" мой коллега, экономический обозреватель нашего радио Сергей Сенинский.

Сергей, скажите, пожалуйста, насколько важны для Украины российские поставки газа? Означают ли вот эти проблемы с "Газпромом", что ситуация катастрофическая?

Сергей Сенинский: Что такое российский газ для Украины? Это значительный, конечно, объем поставок, но не катастрофический, наверное. На долю российского газа приходится примерно 30 процентов всего потребления газа на Украине. Все остальное - это, с одной стороны, местная какая-то добыча, хотя, конечно, на Украине нет таких месторождений, как, скажем, российский Уренгой, плюс к этому поставки из третьих стран, в первую очередь из Туркменистана.

Кроме всего прочего, сейчас, после того, как прекращена подача фактически российского газа на Украину, что может Украина задействовать? Прежде всего свои резервы, так называемые подземные газохранилища. Так уж получилось, что на территории Украины находятся самые крупные - это просто от природы - подземные газохранилища на пространствах всего бывшего Советского Союза. В этих подземных газохранилищах на данный момент находится примерно 17-18 миллиардов кубометров. Это много или мало? Россия сократила поставки на Украину на 120 миллионов кубометров в день. 120 миллионов кубометров в день - это примерно 3,5 миллиарда кубометров в месяц. Запасов - на 8 миллиардов, то есть примерно на 5 месяцев. Другое дело, что, конечно, ни одна нормальная страна не будет вычерпывать все свои запасы, но, тем не менее, какой-то определенный запас есть.

Здесь, правда, еще следует иметь в виду такое обстоятельство. Запасы есть - это хорошо, но их надо еще уметь использовать. Готова ли газовая инфраструктура Украины для того, чтобы газ шел в обратном направлении? Наверное, это как-то отработано. Вопрос в том - насколько.

Андрей Шарый: Есть ли какие-то альтернативные возможности у Украины в том случае, если затянется этот конфликт и Россия не будет поставлять газ? Может ли Украина увеличить поставки, скажем, туркменского газа или это невозможно? И могут ли быть вообще еще какие-то варианты, о которых мы пока не говорили?

Сергей Сенинский: Увеличить поставки из Туркменистана - во-первых, это газ, который должен идти через территорию России, а это значит, что возникает вопрос платы за транзит, которую, устанавливает Россия. Россия недавно подписала контракт с Туркменистаном как раз о дополнительных закупках газа, и у Туркменистана может не оказаться просто достаточно свободного газа, для того чтобы его продать Украине, даже если можно будет решить вопрос транзита этого газа на Украину.

Тогда остается вариант - можно полагаться на поставки сжиженного газа, который перевозится танкерами, благо у Украины есть выход к морю, и с портами вопросом нет. Сразу надо понимать, что это будет значительно дороже. Плюс можно, наверное, представить себе, что какие-то дополнительные поставки могут быть по газотранспортной системе, которая связывает Украину с Западной Европой, то есть некие поставки не с востока на запад, а с запада на восток. Каждый из этих вариантов, в общем, достаточно проблематичен.

Андрей Шарый: Представители "Газпрома" заявляют, что Украине несанкционированно откачивает газ. Украина опровергает эту информацию. Есть какой-то способ понять, кто прав? Есть ли механизм контроля?

Сергей Сенинский: С одной стороны - да, конечно, и довольно простые. С другой стороны, этот контроль может быть столь же сложным, сколь и простым. Естественно, можно провести замеры, причем не однократные, а регулярный мониторинг, 24 часа в сутки, - сколько газа входит на территорию Украины и сколько выходит. Если такое провести, наверное, можно будет легко проверить, уже даже не полагаясь на заявления либо одной стороны, либо другой стороны, потому как они обе в данном случае заинтересованы. Тем не менее, это можно будет сделать. Это могли бы сделать, например, представители Европейской комиссии. Не так сложно организовать это на протяжении какого-то времени. Другое дело - захочет ли Европа этим заниматься. Со своей стороны Россия уже сделала первый шаг в этом направлении - представитель "Газпрома" заявил о том, что уже есть договоренность с одной из самых крупных в этом бизнесе в мире фирм, есть такая швейцарская SGS, которая занимается как раз контролем того, сколько те или иные компании производят или продают на рынке своей продукции. Но в любом случае, как мне представляется, такая проверка может быть организована нормально, видимо, только если будет контролироваться с обеих сторон, и на входе, и на выходе.

Андрей Шарый: Растет беспокойство в западноевропейских и центрально-европейских странах, которые также в некоторой степени зависят от поставок российского газа. Какова там ситуация и насколько для Германии, Австрии и других стран важны российские поставки?

Сергей Сенинский: Венгерская компания "Мол" объявила о том, что поставки российского газа сокращены на 40 процентов на данный момент, то есть к середине дня 2 января. Но при этом этот же представитель компании заявил о том, что "даже при таком сокращении объемов мы не будем вводить какие-либо ограничения на потребление газа до тех пор, пока температура воздуха не упадет ниже чем минус 10", а там сейчас значительно теплее.

Что такое российский газ для Европы? В целом примерно 23-25 процентов всего газа, который в среднем потребляется в Европе, имеет российское происхождение, они идет разными маршрутами, разными трубопроводами.

Андрей Шарый: Это был экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.

Молдавия отключена от поставок российского газа вместе с Украиной из-за отсутствия нового контракта с "Газпромом". Об этом было заявлено в понедельник в Кишиневе на заседании руководства республики во главе с президентом Молдавии Владимиром Ворониным. "Объявленная "Газпромом" цена в 160 долларов за 1 тысячу кубометров не является рыночной, поэтому Молдавия продолжает переговоры с российскими поставщиками" - это цитата из выступления Воронина.

XS
SM
MD
LG