Ссылки для упрощенного доступа

Правоохранительные органы Украины задержали подозреваемых в убийстве Георгия Гонгадзе


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко, Андрей Шарый, Виталий Портников.

Дмитрий Волчек: Во вторник президент Украины Виктор Ющенко объявил, что убийцы журналиста Георгия Гонгадзе задержаны и дают показания. Сегодня новые подробности этого громкого дела сообщил генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. На его пресс-конференции побывал киевский корреспондент Свободы Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Как сообщил на пресс-конференции генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, на этой неделе задержаны два полковника службы криминальной разведки МВД. Они подозреваются в убийстве Гонгадзе. Еще один милицейский генерал, проходящий по этому делу, находится на подписке о невыезде. Генпрокурор рассказал подробности преступления.

Журналист был похищен на автомобиле вечером 16 сентября 2000 года тремя офицерами милиции. Его вывезли за пределы Киева, где задушили и расчленили тело. После этого труп был облит бензином и подожжен. Представители следствия надеются, что в ближайшее время будет найдена голова журналиста и еще несколько важных улик. К спецоперации по их поиску привлечены войска и подразделения Министерства чрезвычайных ситуаций.

По словам генпрокурора, убийство планировалось. Известен мотив. Однако для того, чтобы публично его назвать, как сказал Святослав Пискун, пока нет достаточных доказательств. Следствие известен и офицер МВД, который отдавал приказ убить журналиста. Его имя на пресс-конференции не было названо, но, по всей видимости, речь идет о бывшем милицейском генерале Пукаче, который объявлен в международный розыск.

Напомню, что обезглавленное тело Георгия Гонгадзе было обнаружено в ноябре 2000 года в лесу под Киевом. Вскоре после этого бывший охранник президента Николай Мельниченко обнародовал тайные записи разговоров в кабинете главы государства. Из них следовало, что Леонид Кучма рекомендовал главе МВД разобраться с неугодным журналистом. Тогда Кучма назвал эти записи сфабрикованными и утверждал о заговоре своих политических противников.

Во вторник президент Ющенко, выступая с заявлением по делу Гонгадзе, обвинил прежнюю власть в покрывательстве убийц. Однако каких-либо деталей глава государства не привел. Отказаться это сделать и генеральный прокурор, мотивируя интересами следствия. Украинские политики неоднозначны в оценках перспективы расследования дела Гонгадзе. Некоторые из них сомневаются, что будут установлены заказчики и организаторы убийства. В то же время политолог Дмитрий Выдрин оптимистически оценивает перспективы расследования. Он не исключает, что дело Гонгадзе поставит крест на карьере ряда известных украинских политиков.

Дмитрий Выдрин: Это дело закроет политическую карьеру, возможно, достаточно крупным еще действующим политическим фигурам. Все читали записи Мельниченко. По этим пленкам можно судить кого этого коснется фатально. Там нет из людей из окружения Ющенко

Владимир Ивахненко: Привлечь к ответственности заказчика убийства призывает новая оппозиция. Говорит один из лидеров социал-демократов объединенных Нестор Шуфрич.

Нестор Шуфрич: Тот, кто это провоцировал или заказывал, должны быть наказаны, кем бы они ни были. Убийство Гонгадзе не должно быть предметом политических спекуляций, возможностью использования для карьерного роста. Это вопрос чести как для новой власти, так и для оппозиции.

Владимир Ивахненко: Между тем, члены парламентской комиссии по делу Гонгадзе считают заявление президента и генпрокурора о раскрытии этого преступления преждевременными. С этим утверждением согласен и получивший политическое убежище в США Николай Мельниченко. Он по-прежнему убежден, что главными заказчиками похищения и убийства журналиста в то время были президент Кучма и министр внутренних дел Кравченко. Поскольку же нынешний генпрокурор Пискун неразрывно связан с прежней властью, дальнейшее расследование дела Гонгадзе, как прогнозирует бывший охранник Кучмы, вряд ли будет эффективным.

Дмитрий Волчек: Адвокат семьи Георгия Гонгадзе (он представляет интересы жены и матери убитого журналиста) Андрей Федур пока скептически относится к заявлениям о раскрытии преступления. Федур ожидает, что следствие назовет имена заказчиков убийства. С киевским адвокатом беседовал мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Вам понятны сейчас обстоятельства гибели Георгия Гонгадзе?

Андрей Федур: Нет. Мне эти вещи непонятны на сегодняшний день, потому что я не знаю всех обстоятельств. Я как представитель потерпевшего пока не имею доступа к этим материалам дела. Поэтому делать какие-то выводы для меня было бы преждевременным. На настоящий момент я имею только ту информацию, которая есть общая, что имеют журналисты и так далее, только те заявления, которые были сделаны в последние дни тем же министром внутренних дел, генеральным прокурором страны, президентом страны.

Андрей Шарый: У вас вызывает доверие версия о том, что прежние украинские власти не были заинтересованы в расследовании убийства журналиста?

Андрей Федур: Я много лет тому назад говорил следующее. На мой взгляд, нет не раскрываемых убийств. Убийства не раскрываются только в двух случаях - первое, когда работает непрофессиональная группа, и второе, когда этого кто-то не желает. Вывод, наверное, можно сделать самим какой из этих вариантов есть в этом случае. Безусловно, мне сложно предположить, что когда в стране наиболее громкое дело, дело об убийстве Гонгадзе, что нельзя собрать высокопрофессиональную группу следователей, а также собрать высокопрофессиональную группу сыщиков, которые бы могли раскрыть это убийство и, соответственно, его расследовать. Я не могу такого допустить. Я убежден, что в Украине есть еще специалисты.

Андрей Шарый: Означает ли ваши слова, что неожиданный прогресс в расследовании дела Гонгадзе следует связывать с политическими причинами?

Андрей Федур: Я бы не спешил пока с прогрессами. К прогрессам сейчас отношусь очень скептично. Я кое-что понимаю в делах, в расследовании умышленных убийствах в том числе, не могу воспринимать на веру, что убийство раскрыто. Когда нет головы Георгия Гонгадзе, нет заказчика, нет организатора, дело не передано в суд, дело не рассмотрено судом, нет обвинительного приговора суда, который бы имел законную силу. Без таких составляющих могу только политики делать те или иные заявления, могут милиционеры делать какие-то заявления, я не имею право говорить о том, что есть прогресс, что убийство раскрыто, пока вот такие обстоятельства.

Андрей Шарый: По вашему мнению, почему был убит Гонгадзе? Есть у вас какое-то объяснение причины, кому он мешал?

Андрей Федур: У меня могут быть только предположения. Очевидно, что есть большая проблема. Очевидно, на мой взгляд, это было убийство кем-то заказано. Вопрос следствия установить - кем. Я полагаю, что действительно все, что происходило, не могло произойти так случайно, спонтанно и так далее. Поэтому, безусловно, должен был быть организатор этого преступления. Это не только моя позиция, это позиция и Леси Гонгадзе. Мы не поем дифирамбы Пискуну, потому что на сегодняшний день еще нечему дифирамбы петь, мы достаточно скептично к этому относимся.

Андрей Шарый: Я заметил, что у вас очень осторожная позиция. В этой связи вопрос. Вы знаете, какие сейчас юридические действия будете предпринимать в ближайшие дни?

Андрей Федур: Да, конечно. Я будут готовить кое-какие ходатайства в прокуратуру. К сожалению, вопрос заключается в том, что то, что уже непосредственно делается по самому уголовному делу, я не имею права говорить, я не имею права детали оглашать до того момента, пока дело не находится на рассмотрении в суде. Такое же право распространяется на любого другого гражданина в этой стране. По сегодняшнему законодательству Украины даже следователь, который занимается расследованием убийства Гонгадзе, скажем, прокурор, который надзирает за расследованием, не имеет права разглашать конкретные данные, которые находятся в материалах уголовного дела.

Дмитрий Волчек: На линии прямого эфира наш обозреватель Виталий Портников.

Итак, генпрокурор Пискун сказал, что ему известны заказчики убийства. Отвечая на вопрос - известно ли кто давал преступный приказ высокопоставленным милиционерам, которые убили Георгия? - Пискун сказал: "Есть такой человек". Каковы ваши предположения? Какое имя рано или поздно прозвучит - президента Кучмы, бывшего министра внутренних дел Кравченко или не столь громкое?

Виталий Портников: Какое бы имя не прозвучало в качестве заказчика убийства Георгия Гонгадзе, мы должны понимать, что сама степень вины этого человека должна быть доказана. В этом суть происходящего, в этом залог дальнейшего развития Украины как демократического государства, а не как страны, где одна победившая группа сводит счеты с другой, используя столь трагическое дело, принесшее столь серьезный общественный резонанс.

Дмитрий Волчек: И генпрокурор, и адвокат Федур не решились говорить о мотивах убийства. Неужели они до сих пор непонятны?

Виталий Портников: Ведь неизвестно даже, было ли это убийство преднамеренным. До сих пор есть различия в версиях. Одни говорят, об эксцессе исполнителей, что Гонгадзе был убит случайно, что его хотели запугать, выстрелили ненамеренно. Другие, как, например, министр внутренних дел Украины Юрий Луценко говорят, что милиционеры убили Гонгадзе намерено. Тут важно понять не столько причину этого убийства, а сколько то насколько действительно Гонгадзе мешал тем людям, которые решили его либо запугать, либо уничтожить. Важно тщательное расследование профессиональной деятельности самого Георгия Гонгадзе. Важно понять, чем был проект "Украинская правда" в Интернете? Какие источники финансирования он имел? Какие дополнительные источники финансирования привлекались? Какие люди сотрудничали с этим проектом на момент убийства Георгия Гонгадзе? Раскрыть архивы Службы безопасности Украины. Выяснить не были ли эти люди связаны с этой службой или другими ведомствами силовыми украинскими, не действовали ли в той или иной мере по указанию определенных фигур в этих ведомствах?

Сейчас, когда у власти Украины другая власть, обнародование подобных досье является делом чести. Необходимо увидеть списки лиц, сотрудничавших с СБУ в украинской среде. Возможно, именно тогда станет ясно в чем истинные причины происшедшего с господином Гонгадзе.

Дмитрий Волчек: Судя по вашему тону, вы сомневаетесь, что все это будет сделано?

Виталий Портников: Важна не тональность высказываний, а содержание происходящего. Я не могу высказывать сомнений по поводу того - будет это сделано или нет, потому что речь идет о предвыборных обещаниях победившей команды - увидеть страну с чистыми руками, честную, в которой никто не сомневается в том, что государство служит народу, а не народ государству. Если такое государство не будет построено, это вне всякого сомнения отбросит Украину на десятилетия назад и поставит точку на желании украинского народа попасть в европейскую семью. Думаю, что новая украинская власть это прекрасно понимает.

Дмитрий Волчек: Виталий, а можно ли доверять, на ваш взгляд, пленкам Николая Мельниченко, свидетельствующим о том, что приказ об убийстве Гонгадзе отдал Леонид Кучма?

Виталий Портников: Дмитрий, в пленках Николая Мельниченко не содержится прямого указания на то, что президент Украины Леонид Кучма, даже если считать, что тот человек на пленках, это он, отдал приказ об убийстве Георгия Гонгадзе. На пленках можно увидеть лишь раздражение Леонида Кучмы по поводу личности и деятельности Георгия Гонгадзе. Хотел бы вам напомнить и о том, что огромный массив пленок Николая Мельниченко не обнародован. Совсем недавно лидер украинских социалистов Александр Мороз заявил, что на этих пленках в контакте с Леонидом Кучмой упоминаются такие имена как имя государственного секретаря Украины Александра Зинченко, секретаря совета по национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко. Он называл также некоторые другие фамилии ближайших соратников Виктора Ющенко. Некоторые наблюдатели считают, что имеется массив пленок, зафиксировавших телефонные беседы Леонида Кучмы и самого Виктора Ющенко. Тут возникает следующий вопрос. Должны ли мы считать, что весь массив пленок Николая Мельниченко должен быть обнародован, включая пленки бывших оппозиционеров, ставших властью, или удовлетвориться только обнародованием тех, кто входил в число сторонников Леонида Кучмы и Виктора Януковича. Это тоже вопрос, на которых украинское общество должно ответить самой себе.

Дмитрий Волчек: И вопрос о судьбе бывшего президента Кучмы. Сейчас очень много спекуляций о том, что на родину он возвращаться не собирается, Кучма находится в Чехии, и даже будет просить политическое убежище в одной из стран СНГ. Сам Кучма с журналистами не встречается. Есть ли у политологов какие-то предположения о линии поведения, которую он выберет?

Виталий Портников: Вероятно, можно говорить о том, что многие наблюдатели уже сейчас считают, что действия украинского бывшего президента будут зависеть оттого, какого рода обвинения будут выдвинуты в его адрес в связи с этим делом, да и не только в связи с этим делом, со многими делами, которые могут быть обнародованы.

Хотел бы сказать еще одну очень важную вещь, о которой мы должны помнить. Леонид Кучма работал вместе со всеми теми людьми, которые сегодня пришли на Украине к власти. Все они входили в состав высшего украинского руководства, занимая в нем посты от премьер-министра и ниже. Если Леониду Кучме придется защищаться, защищать свою жизнь и свободу, я думаю, что он может выступить в роли человека, который будет говорить и предоставлять некие факты, которые в принципе могут опрокинуть украинскую государственность, как машину. Это очень опасный процесс. Я не думаю, что новая украинская власть может ее запустить. На запуск такого процесса могут отважиться только люди, которые были диссидентами, а не чиновниками.

XS
SM
MD
LG