Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Латвии Михаил Бомбин. Надежда Перцева: Гордость европейской музыки, великий немецкий композитор, реформатор оперы Рихард Вагнер жил в Риге целых два года - с 1837 по 1839 годы. Здесь он сочинил первые свои шедевры. Михаил Бомбин: По словам латвийского историка Игоря Ваторина, в Ригу неизвестный еще тогда никому Рихард Вагнер приехал из Кенигсберга в 1837 году, и было ему тогда 24 года. Точнее сказать, не приехал, а бежал от осаждавших его кредиторов. Игорь Ваторин: С другой стороны, там у него были проблемы в личной жизни, жена его бросила. В общем-то, ничто не свидетельствовало о каком-то таком великолепном будущем. Но было одно качество, которое позволило ему прославиться, стать великим Вагнером, это честолюбие, трудолюбие, некоторый такой трудовой педантизм. Кроме необходимости куда-то бежать от кредиторов, видимо, решающую роль в появлении Рихарда Вагнера в Риге сыграл новый директор Рижского музыкального театра Карл фон Холтей. Видимо, он и пригласил Вагнера. Рига была тогда в основном немецким городом. Рихард Вагнер за эти два года своей жизни особо ни с русскими людьми (разве что с какими-нибудь чиновниками таможенными), ни с латышами контактов не имел. По крайней мере, мы о них не знаем. Единственное, что он, начиная с какого-то момента, жил в доме купца Попова, который находился в районе нынешней улицы Бривибас, 33, в центре города. Если говорить, как дальше разворачивалась музыкальная карьера Вагнера, то, надо сказать, что в Риге она была невероятно успешной, если мы берем чисто профессиональные аспекты. Реально Вагнер дебютировал здесь в том самом году приезда, 1837-м, с романтической оперой композитора Буальдье "Белая дама". Михаил Бомбин: Имела успех? Игорь Ваторин: Да, очень большой успех! И надо сказать, что в течение этих двух лет Рихард Вагнер фактически передирижировал весь популярный тогдашний среднеевропейский репертуар. Причем Вагнер не только дирижирует, он и пишет. Не следует забывать, что Вагнер, кроме композиторского дара, имел очень серьезный литературный дар, то есть он сам писал либретто великой тетралогии "Кольцо Нибелунгов" и был недюжинным театральным критиком. Михаил Бомбин: Однако если с профессиональной точки зрения жизнь в Риге вполне удалась, то в личном и, как сейчас говорят, в социальном плане у Вагнера особых успехов не было. Игорь Ваторин: Он здесь жил с супругой, но, надо сказать, что в Риге Вагнер прозябал. В одной из его собственных записей он говорит, что такая атмосфера, что поговорить не с кем, «я должен идти своим путем с высоко поднятой головой». Почему он уехал? Именно по этой причине. То есть из-за этой некой социальной нереализованности, а он был человеком честолюбивым... То есть он явно не считал Ригу местом своей основной судьбы, карьеры. И он отправляется из Риги в Париж. В то время для артистической карьеры покорить Париж - это была вершина. Здесь мы сталкиваемся с загадкой, потому что мы до конца не понимаем, почему Вагнер покинул Ригу именно в 1839 году. Тут есть три версии. Первая версия, что его таки разыскали кенигсбергские кредиторы и продолжили травлю, и он сбежал в экипаже, который был нанят его друзьями, потому что даже его паспорт был уже отмечен в правоохранительных структурах и они могли его задержать. Другая, более существенная версия, это то, что он в пух и прах разругался с Карлом фон Холтей, который его сюда пригласил. Михаил Бомбин: Не поладил с начальством... Игорь Ваторин: Да, не поладил с начальством. В результате этого конфликта с Холтей вырастает третья причина, что просто-напросто с ним не продлили контракт здесь. Ну, покинул, чтобы после постановки оперы "Риенци" уже стать таким видным композитором, а после "Кольца Нибелунгов" уже великим.
Популярное
1