Ссылки для упрощенного доступа

В Сочи состоялось открытие фестиваля "Кинотавр"


Никита Татарский: Вчера в Сочи состоялось открытие фестиваля "Кинотавр". Церемония прошла по традиции в Зимнем театре, в котором буквально за несколько недель до начала праздника завершилась капитальная реставрация.

Марина Тимашева: Начало церемонии не задалось из-за сильного ливня, хотя люди, озябшие, с зонтами, все равно плотной стеной стояли вдоль звездной дорожки. Помимо гостей - актеров и режиссеров - по ней прошли глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Михалков появится на фестивале и в другом качестве - исполнителя главных ролей в фильмах "Статский советник" и "Жмурки".

Церемония открытия проходила в прекрасно отреставрированном Зимнем театре, и начали ее не эстрадные шоумены, а Евгений Гришковец с монологом. Он говорил о любви к кино. По экрану плыли черно-белые кадры лучших фильмов. И как-то так получалось, что Евгений Гришковец говорил о любви вообще.

"Прольется ли на нас с экранов тот самый свет, без которого жить невозможно?" - хороший вопрос прозвучал в финале монолога Гришковца. И занавес пополз вверх, обнажив не эффектные декорации, а серую кирпичную кладку стены, будто бы мы ни в Сочи, ни на торжественной церемонии, ни в 2005 году, а в Москве в 80-м в Театре на Таганке. На этом фоне как-то проще, естественнее смотрелись все выступающие - и губернатор Краснодарского края господин Ткачев, и новые владельцы "Кинотавра" Александр Роднянский и Игорь Толстунов, и все остальные.

Вели церемонию Анастасия Чухрай и Федор Бондарчук. Они представили жюри, которое возглавляет Галина Волчек. Судейской коллегии предстоит определить лауреатов конкурсной программы "Кинотавра". Но одна награда - за вклад - уже нашла своего героя. Им оказался Никита Михалков. А поздравлял его опять же Евгений Гришковец и умудрился сделать это как-то так, что зал, не слишком расположенный к Никите Михалкову, председателю Союза кинематографистов, думал о нем только как об актере и режиссере.

Церемония вышла лаконичной, достойной и интеллигентной. Ее завершала красивая джазовая композиция. Остается надеяться, что те же качества продемонстрируют заявленные в программу фестиваля "Кинотавра" фильмы.

Виктор Нехезин: Об изменениях, которые произошли в этом году в работе "Кинотавра", корреспондент Свободы Михаил Саленков беседует с кинокритиком Андреем Плаховым.

Михаил Саленков: Одно из главных отличий нынешнего сочинского фестиваля в том, что в нем не участвуют иностранные фильмы. На ваш взгляд, не станет ли он от этого менее интересным?

Андрей Плахов: Да, определенный риск есть, потому что я считаю, что международные конкурсы, международная программа, которая была в Сочи, все-таки вносила какой-то важный элемент в фестиваль, элемент разнообразия, как-то выводила из чисто российского кинематографического контекста в более широкое пространство. Но, очевидно, международный фестиваль не смог выжить в конкурентной борьбе с Московским фестивалем, с другими фестивалями и, по решению новых хозяев "Кинотавра", он отменен. Однако важно, что международная жизнь все-таки совсем не ушла с "Кинотавра", и для того чтобы этого не произошло, там будет организован целый ряд специальных показов российских фильмов для иностранных гостей, которые все равно будут, только это будут не кинематографисты, как таковые, а эксперты по кино, фестивальные директора, прокатчики, покупатели, в общем, все будет сделано для того, чтобы российское кино получило возможность быть представленным и каким-то образом выйти на международную арену.

Михаил Саленков: А если говорить о программе фестиваля, нынешний "Кинотавр" можно назвать фестивалем жанрового кино или упор, как и в прошлом году, сделан на авторское кино?

Андрей Плахов: Мне кажется, что в этом году есть определенный баланс между тем и другим. В программе есть и авторские фильмы, их довольно много, и такие фильмы, даже я бы сказал, маргинальные, не столько в конкурсе, сколько в других программах. Есть конкурс короткометражного кино и документальные фильмы, то есть очень разные. Сравнительно новым элементом является то, что довольно много жанровых фильмов. Впрочем, это и раньше тоже бывало на "Кинотавре", были годы, когда говорили о засилье криминального жанра даже. Но сейчас все-таки картина несколько другая, потому что речь идет не просто о попытках, порой довольно убогих, делать жанровое кино на российском материале, а, скорее, речь идет уже о достаточно полноценных и успешных попытках зрительских фильмов, которые собирают большие аудитории, например, "Статский советник" и целый ряд других.

Михаил Саленков: Как считалось, один из претендентов на победу в "Кинотавре" фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие" снят с участия. Вы могли бы сказать, кого теперь считают или могут считать претендентом №1?

Андрей Плахов: Довольно трудно ответить на этот вопрос. Картина Алексея Учителя действительно была одной из наиболее заметных в конкурсной программе, имела безусловные шансы стать фавориткой конкурса. Но в ее отсутствии, я думаю, фильм Павла Лунгина "Бедные родственники" привлечет к себе внимание, тот же уже упомянутый "Статский советник". Есть еще картина Ларисы Садиловой "Требуется няня", это совершенно новый фильм, который еще никто не видел, но имя режиссера обещает, вероятно, что-то любопытное. Так что есть несколько картин, которые вполне могут претендовать на успех на "Кинотавре".

Михаил Саленков: Вы сказали, что в Сочи будут прокатчики из других стран. Есть на что рассчитывать российским производителям кино, как вы считаете?

Андрей Плахов: Я думаю, что да, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, правда, мы уже давно говорим, что она меняется, но пока еще не изменилась. Кардинальной перемены в отношении российского кино не произошло в мировом прокате, но тем не менее симптомы интереса есть. Они связаны, с одной стороны, с таким феноменом, как успех фильма "Возвращение", один из самых успешных фестивальных фильмов прошлого сезона, купленный в огромное количество стран, по-моему, чуть ли не в 90, успешно прошедший во всем мире, собравший большую кассу, несмотря на то что это не стандартный, коммерческий фильм, а, скорее, чисто авторский, фестивальный. С другой стороны, появляется интерес именно к так называемым русским блокбастерам, то есть фильмам жанровой ориентации, чего раньше не было. Раньше считалось, что жанровое кино достаточно производится в Голливуде, Европе и от России ждали только каких-то чисто авторских изысков или какой-то русской экзотики. Но сейчас на Западе начали проявлять интерес к этому явлению, понимая, что российский рынок очень велик, с одной стороны, а с другой стороны, раз эти фильмы пользуются успехом на таком рынке в России, то, может быть, попробовать их прокатать и на других рынках и попытаться внедрить их также и на большой международный рынок.

XS
SM
MD
LG