Ссылки для упрощенного доступа

Новая экспозиция майолики в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.

Олег Винокуров: Новая экспозиция майолики открылась в Москве в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов.

Лиля Пальвелева: В отличие от таких старинных и почтенных керамических промыслов, как, скажем, гжельский фаянс или каргопольская игрушка, ярославская майолика возникла совсем недавно. В 1992 году два художника - Евгений Шепелев и Наталья Павлова - основали производственное предприятие "Майолика". Его продукция - вазы, настенные панно, а чаще небольшие скульптурки, так называемая мелкая пластика - легко узнаваема. Художники отталкивались от знаменитых ярославских изразцов. Говорит Наталья Павлова, ныне главный художник предприятия "Майолика"...

Наталья Павлова: У нас было развито производство изразцов в Ярославле. Многие церкви украшены изразцами с характерным колоритом. И также были печи изразцовые в домах.

Лиля Пальвелева: И какой это колорит?

Наталья Павлова: Зеленый, коричневый, желтый, синий цвета, белая эмаль, жизнерадостный такой колорит.

Лиля Пальвелева: Глину для ярославской майолики используют ту же, что и в прежние века.

Наталья Павлова: Наша местная глина хороша тем, что из нее можно делать керамику. Конечно, мы ее тоже обогащаем различными добавками, потому что в чистом виде она будут трескаться, а в результате получается вот такая штучка, которая стоит здесь, бычок. После росписи она проходит еще один обжиг. Краски вплавляются в эмаль и получается уже готовое изделие.

Лиля Пальвелева: Еще она становится блестящей, до этого она была матовой.

Наталья Павлова: Да-да. Конечно, это отличается от фарфора. Она более мягкая, то есть у нее даже цвет этой эмали не такой, может быть, белый, как у фарфора, холодный. Она более теплая.

Лиля Пальвелева: И вот за эту теплоту, считает директор предприятия "Майолика" Евгений Шепелев, эти вещи и ценят коллекционеры.

Евгений Шепелев: У нас уже сформировалась своя клиентура, и эти клиенты приходят на каждую последующую выставку, все время говорят: а чего новенького?

Лиля Пальвелева: Всякий промысел, даже если он не совсем народный, а, в общем-то, профессиональный, как у вас, всегда балансирует на грани между ширпотребом и произведением высокого искусства. Каких вещей вы ни за что не стали бы делать, чтобы не скатиться в китч, в ширпотреб самого дурного толка?

Евгений Шепелев: Если появляется, с нашей точки зрения, китч или в росписи, или... ну, в пластике его нет, в росписи, безусловно, появляется, мы это дело изымаем, разбиваем, ругаемся.

XS
SM
MD
LG