Ссылки для упрощенного доступа

"Внешэкономбанк" заявляет, что не имеет отношения к покупке компании "Юганскнефтегаз"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин и Ирина Петерс.

Андрей Шароградский: Российский "Внешэкономбанк" заявляет, что не имеет отношения к покупке компании "Юганскнефтегаз". Напомню, что накануне министр финансов России Алексей Кудрин, отвечая на вопрос о том - откуда поступили деньги для "Роснефти" на покупку "Юганскнефтегаза"? - сказал: "Внешэкономбанк" привлекал кредиты у китайских банков". Эту информацию и намерения руководства компании ЮКОС привлечь к судебной ответственности всех участников сделки покупки по "Юганскнефтегаза" мой коллега Кирилл Кобрин попросил прокомментировать руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина.

Кирилл Кобрин: В сегодняшнем интервью "Файненшл Таймс" Стивен Тиди, председатель правления компании ЮКОС, пригрозил, что его компания будет предъявлять иски компаниям или частным лицам, которые покупают сырую нефть у компании "Юганскнефтегаз". Это дополнение к судебному иску по возмещению нанесенного ЮКОСу ущерба российскими властями. Насколько далеко могут идти эти меры? Потому что сырую нефть могут покупать большое количество потребителей.

Евгений Ясин: Я полагаю, что те усилия, которые предпринимает менеджмент компании ЮКОС, в том числе Стивен Тиди и по части судебных преследований по поводу "Юганскнефтегаза" к тем, кто участвовал в конкурсе и так далее, и вот сейчас по поводу конкретных сделок, покупок и прочее для спасения компании, улучшения ее положения, я полагаю, эти действия не дадут очень много. Просто наступит очень скоро некий предел, некое насыщение, после чего на такого рода акции рынок перестанет реагировать. В то же время для российского руководства, также как с Чечней, ЮКОС является своеобразной красной тряпкой. Все, что по этому вопросу становится предметом дискуссии, выступает скорее в качестве провокации на еще какие-то действия, например, на аресты каких-то сотрудников ЮКОСа, которые ни в чем неповинны, также впрочем, как и другие люди. На них теперь нападают, ищут не способ урегулирования проблемы, а ищут способ как еще наказать, как отомстить и так далее. Вот такого мое впечатление.

Спросите, чтобы я делал на месте Стивена Тиди? Все равно, наверное, я бы дела тоже самое. Потому что одновременно все-таки у нашего руководства должно возникать ощущение, что не все позволено, а что есть еще какая-то граница, за которой они должны останавливаться и реагировать на сигналы, которые до них доходят.

Кирилл Кобрин: Давайте обратимся к другому аспекту этой проблемы. Вчера стало известно, по крайней мере, была подтверждена информация о том, что именно китайские банки дали России кредит в 6 миллиардов долларов для финансирования покупки компании "Юганскнефтегаз". Называется даже участник этой сделки - Государственная китайская энергетическая компания "Си-Эн-Пи-Си". Почему Китай? Почему китайская энергетическая компания?

Евгений Ясин: Рыбак рыбака видит издалека. Если западные инвестиции Китай принимает охотно, а инвесторы тоже относятся спокойно, хотя заведомо известно, что идеологи и политически они никак не связаны, то здесь, видимо, ситуация несколько иная. Насколько я понимаю, президент Путин был в Китае. Он договорился о том, что Китай получит какое-то участие в эксплуатации российской нефти. Китай в этом крайне заинтересован, потому что его растущая экономика все больше и больше нуждается в энергетических ресурсах.

Кроме того, известно, что были у Китая договоренность с Ходорковским, они рассчитывали на взаимодействия с ЮКОСом. Теперь поняли, что с частными компаниями договариваться не следует, а надо идти в правительство. Когда для правительства, для администрации президента Путина возникли какие-то проблемы (а у них проблемы серьезные, потому что совершенно очевидно, что у "Роснефти" нет денег на то, чтобы купить то, что она так хочет, и у государства нет возможности просто-напросто сделать вид как будто бы деньги взялись из воздуха, хотя, конечно, это тоже возможно - можно взять из валютных резервов, можно взять из стабилизационного фонда, но это нежелательно), я думаю, что возникла идея. Если хотите участвовать, мы предоставляем вам возможность. Пускай сейчас пока кредит, мы его оформим, по-моему, было в печати, через "Внешэкономбанк". "Внешэкономбанк" уже предоставил кредит "Роснефти", и теперь он берет деньги у китайцев. Китайцы дают. Они считают, что их правило игры на рынке позволяют это.

Андрей Шароградский: В Вильнюсе адвокат Михаила Ходорковского Роберт Амстердам обратился с призывом к странам Европы не молчать по поводу судебных процессов по делу бывшего руководителя концерна ЮКОС. Рассказывает Ирина Петерс.

Ирина Петерс: На мое напоминание об интервью Ходорковского в Вильнюсе два года назад, когда он оптимистично сказал: "Россия - это уже не Советский Союз. У нас политика от бизнеса отделена", господин Амстердам ответил

Роберт Амстердам: Да, Ходорковский недооценил, что происходит в России, поэтому он и находится сейчас в Матросской тишине. Я уверен, что единственный определитель того, сколько времени Ходорковский проведет там, где он находится, это Кремль.

Ирина Петерс: По поводу визита именно в Литву представитель Ходорковского сказал.

Роберт Амстердам: Я здесь в первый раз. Цель поездки - лишь обмен мнениями. Я убедился, что Литва может играть важную роль в Европе в вопросах соблюдения прав человека.

Ирина Петерс: Относительно молчания, как он выразился, стран Европы по делу ЮКОСа. "Почему Германия поддерживает эту отнюдь не священную войну Кремля?" - риторически спрашивал он на устроенной в Вильнюсе встрече с журналистами. И сам же давал ответ. "Дело в прагматичном желании не портить отношения со страной, с которой Германия связана совместными проектами, например "Рургаза" и "Газпрома"." Последнему особенно досталось от Роберта Амстердама. "Российский "Газпром", - считает он, - это настоящая машина по учреждению имущества, способ нажима, политический рычаг". Адвокат считает, что именно этот газовый монополист присвоил имущество ЮКОСа, "Газпром" - это угроза демократии всюду, где он действует. И Литве, посоветовал Амстердам, следовало поостеречься, как он сказал, "оков "Газпрома".

Литва, действительно, оказалась не только полностью зависимой от поставок российского газа, но и мирится с тем, что перераспределением газа внутри страны занимаются предприятия, действующие по указанию того же "Газпрома". Российский концерн владеет третью акций литовской газовой компании, и его аппетиты в этом отношении растут. На днях в парламенте Литвы созывается внеочередная сессия, специально посвященная этому вопросу.

XS
SM
MD
LG