Ссылки для упрощенного доступа

Суд признал организаторов выставки "Осторожно, религия" виновными в разжигании религиозной вражды


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Кирилл Кобрин: Сегодня Таганский суд Москвы признал виновными двух организаторов выставки "Осторожно, религия", эта выставка современного изобразительного искусства, директора Центра имени Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую, в разжигании религиозной вражды. Им предстоит выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей каждому.

Любовь Чижова: Самодурова и Василовскую признали виновными в возбуждении религиозной вражды, это 282-я статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Третью обвиняемую, художницу Анну Михальчук, суд оправдал, признав, что в ее действиях нет состава преступления. Первыми впечатлениями о завершившемся судебном процессе делится Юрий Самодуров.

Юрий Самодуров: Этот приговор на самом деле открывает, я бы сказал, новую страницу в политической и общественной жизни нашей страны. Впервые суд от имени государства в обвинительном приговоре сформулировал, что бывают произведения искусства, чуждые, то есть близкие западному сознанию, и чуждые российскому. Если говорить, сводя до формулы, это формула не суда, это навязываемая формула, что существует дегенеративное искусство и существует другое, нормальное. Это в решении суда практически. Когда он описывал, предъявляя от имени государства уже, не от имени частных лиц, которые являются экспертами, и следователь все-таки в обвинительном заключении не осмелился переписать мнение частных лиц, вписать их в обвинительный приговор. А судья, видимо, был вынужден это сделать. И теперь в обвинительном приговоре сообщается всем, что около 15 художников, их работы направлены на разжигание религиозной вражды и, в принципе, чуждой нашему сознанию и недопустимой к показу. Вот за их показ несут ответственность те, кто их показывает.

Любовь Чижова: Говорит адвокат Юрия Самодурова Юрий Шмидт.

Юрий Шмидт: Обвинительный приговор придаст самым темным, самым реакционным силам новый импульс. Нет в нашей жизни, оказывается, ничего более страшного, чем эта маленькая выставка. Я пытался задавать вопросы людям, которые разгромили ее, почему вы не протестуете против страшных и отвратительных явлений в нашей жизни, когда включаешь кнопки определенных каналов, видишь на экране такое, что если рядом оказываются женщины и дети, то смотреть практически невозможно. Это я назвал только одну сторону, против которой как бы и могла направить свои усилия Русская православная церковь. Но она сосредоточила свой гнев на другом. Думаю, это неслучайно. Это как раз то, в чем наше свободомыслие, нашу свободу, наше право на свободу выражения своих мнений и своих убеждений, вот ее они и хотят подавить для того, чтобы, как не раз выражали свои тайные, да уже и не тайные замыслы, сделать православие государственной религией, превратить Россию в теократическое государство.

Любовь Чижова: Все время, пока длился процесс над Юрием Самодуровым и Людмилой Василовской, их поддерживали известные правозащитные и общественные организации. На один из пикетов, который проходил у здания Генеральной прокуратуры, сторонники Самодурова и Веселовской принесли вязанки хвороста с намеком на то, что нынешнее событие очень напоминает времена Великой инквизиции. Говорит участник пикета Николай Храмов из Партии российских радикалов.

Николай Храмов: Мы крайне обеспокоены тем, что происходит, мы крайне обеспокоены этим процессом, и мы видим в нем не просто какой-то изолированный эпизод, а этап в попытках превратить Российскую Федерацию из светского, правового государства в государство клерикальное. Де-факто, где православие в издании Московской патриархии провозглашено государственной религией фактически, где патриархия занимает место идеологического отдела ЦК. То есть те тенденции, которые мы считаем крайне опасными, нарушающими Конституцию. Поэтому мы протестуем.

Хворост - это то, при помощи чего святейшая инквизиция искореняла ересь в средние века. И если мы наблюдаем усилия, достойные лучшего применения, усилия святейшей прокуратуры по искоренению ереси и богохульства, то я думаю, что это им не помешает в качестве рабочего инструмента.

Любовь Чижова: Еще один участник пикета - правозащитник Александр Подрабинок.

Александр Подрабинок: Люди озабочены урезанием гражданских свобод в России, сокращением пространства свободы в России. Обвинительный приговор будет означать, что художники, писатели, деятели культуры должны будут в своем творчестве ориентироваться на то, как их воспримут религиозные фундаменталисты, люди крайних религиозных взглядов, которые могут быть оскорблены каким-то произведением искусства. Достаточно вспомнить недавнюю демонстрацию «Идущих вместе» перед Большим театром, когда они протестовали против оперы, положенной на либретто Сорокина. Вот им не нравится, их это оскорбляет. Ну, пока они просто демонстрируют там, а вот прокуратура уже требует лишения свободы. Это звенья одной цепи на самом деле. К сожалению, приходиться констатировать, что наше общество довольно равнодушно к собственной свободе.

Любовь Чижова: Процесс над организаторами выставки "Осторожно, религия" комментирует вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр.

Елена Боннэр: В этом суде доказывается, что в России не существует свободы совести как таковой. Существует свобода действий бесконтрольных православной церкви, некоторое принижение других религий и запрет на атеизм и агнестицизм. В свое время Андрей Дмитриевич, будучи горячим защитником, бескомпромиссным свободы совести, писал, защищая все группы верующих: "Я подхожу к религиозной свободе, как к части общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я, наверное, выступал бы защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков". Это слова Сахарова.

Любовь Чижова: Выставка под названием "Осторожно, религия" открылась в Музее имени Сахарова в январе прошлого года и проработала всего четыре дня. Экспозицию пришлось закрыть после ее разгрома членами организации "За нравственное возрождение отечества", они залили краской стены и картины. Однако судили не погромщиков, а авторов выставки, по мнению стороны обвинения, оскорбивших религиозные чувства православных. Погромщики же, как и художники, участвовали в процессе в качестве свидетелей.

XS
SM
MD
LG