Ссылки для упрощенного доступа

Эли Визель


Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 19 сентября - лауреат Нобелевской премии, писатель Эли Визель. Возглавляемый им Гуманитарный фонд из Нью-Йорка организовал сбор подписей десятков лауреатов Нобелевской премии в защиту изучения в школах теории происхождения видов. В письме 38 выдающихся ученых и общественных деятелей указано, что теория Чарльза Дарвина является незаменимой основой биологии.

Эли Визель родился в 1928 году в Румынии. В годы Второй Мировой войны попал в нацистские концлагеря, после войны обосновался во Франции, затем переехал в США. Получил лингвистическое и философское образование в Сорбонне. Известен своими книгами и работами о холокосте и истории еврейского народа "И мир хранил молчание", "Ночь", "Рассвет", "Город за стеной". Лауреатом Нобелевской премии стал в 1986 году.

О Человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Александр Генис.

Александр Генис: Эли Визель мудро пользуется своим огромным влиянием. Сразу после Нобелевской премии он создал Фонд, цель которого бороться, как трижды подчеркнул в хартии своей благотворительной организации ее основатель, с безразличием. Путь к истине, добру, справедливости, - говорит знаменитый писатель, философ и гуманист, - начинается с того, что нам не все равно. В данном случае - не все равно, чему будут учить детей в штате Канзас, где собираются уравнять в правах научную теорию эволюции и теологическую гипотезу «разумного дизайна». Такая постановка вопроса - вольно или невольно - представляет обе концепции одинаково убедительными или, что то же самое, равно спорными. И это принуждает школьника сделать судьбоносный выбор между наукой и религией, даже не осознавая, что его на это толкает новая учебная программа. Собрав когорту прославленных ученых, Визель бросился в бой. Пока эта атака не увенчалась успехом: глава департамента образования Канзаса Стив Абрамс не отменил реформы школьной программы, сказав, что подписи 38 нобелевских лауреатов ничего не решают в этом споре. Его тоже можно понять. Когда в Германии вышла оспаривающая теорию относительности книга, написанная 100 учеными, Эйнштейн заметил, что если он не прав, хватило бы одного профессора с убедительными доказательствами.

Суть нынешней проблемы, однако, куда глубже, чем кажется. Речь идет не столько об эволюции, сколько о природе науки. Поверив в то, что она способна заменить религию, мы требуем от науки не информации, а трансформации, не знания, а мудрости, не фактов, а истины. «Физики» без метафизики нам не хватает, но и метафизика без «физики» нам не нужна. Попав в ловушку этого парадокса, сторонники «разумного дизайна» пытаются навязать науке ту мировоззренческую роль, которую она не способна играть.

Вот против такого подхода и протестует Эли Визель. Его фонд, призванный защищать обездоленных, встал на защиту ученых, которые попали под удар в нашу раскаленную религиозными исканиями эпоху.

XS
SM
MD
LG