Ссылки для упрощенного доступа

Споры вокруг земельной реформы проведенной в 1945-1949 годах в восточной Германии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.

Андрей Шарый: Накануне 60-летия окончания второй мировой войны в Германии, похоже, поставлена точка в продолжавшемся 15 лет внутригерманском споре, напрямую связанном с итогами войны.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге отклонил жалобу наследников землевладельцев бывшей Восточной Германии. Они требовали от правительства Германии выплаты дополнительных компенсации за отобранную у них советскими оккупационными властями земельную собственность, принадлежащую ныне разным владельцам, в том числе и государству.

Юрий Векслер: Масштабы проведенной в 1945-1949 годах в восточной зоне земельной реформы таковы. Экспроприации подлежали земельные участки площадью более 100 гектаров. В результате этого раскулачивания от 7 до 10 тысяч семей землевладельцев потеряли все, а именно 2,5 миллиона гектар без выплаты компенсаций. Многие семьи эмигрировали, в частности, в США и вернулись в Германию после объединения. Акция советских властей оказалась своеобразным продолжением действий нацистов, которые ранее отобрали у прежних землевладельцев 600 тысяч гектар. Вместе это составило 3, 1 миллиона гектар, которые были распределены между 500 тысячами бедняков включая эмигрантов и беженцев. Делили не поровну, так что многие получили участки, бессмысленные с точки зрения возможного хозяйствования. Это подготавливало путь к принудительной коллективизации, окончательно завершенной к 1960 году.

Наследники жертв земельной реформы начали борьбу за восстановление своих прав и за выплату компенсаций. Им было в 1994 году выплачено примерно от 5 до 10 % сегодняшней стоимости участков, но это не удовлетворило семьи наследников, и 70 из них, кому это оказалось по карману, продолжили борьбу. После проигрыша в конституционном суде ФРГ последней надеждой для них оставался суд в Страсбурге, где первые обсуждения проходили обнадеживающе... Одно из заседаний сформулировало оценку послевоенной земельной реформы, как нарушение права на частную собственность...

Один из заявителей сказал в интервью накануне объявления решения...

Заявитель: Я хотел бы, насколько это возможно, получить семейные владения обратно, а если это невозможно, то тогда получить подобающую компенсацию.

Юрий Векслер: Он же заявил после объявление решения...

Заявитель: Мы очень разочарованы: 15 лет борьбы привели в итоге к тому, что мы остаемся обворованными.

Юрий Векслер: Так или иначе,полного отказа в удовлетворении своих жалоб наследники пострадавших от экспроприации никак не ожидали. Тем горше их разочарование. Согласно решению суда, жалоба полностью отклонена, с формулировкой, что правительство ФРГ не несет никакой ответственности за действия на территории Германии, как оккупационных властей, так и властей ГДР. И это решение негде обжаловать.

Надо отметить, что в контракте объединения Германии послевоенная экспроприация земли была зафиксирована, как не подлежащая пересмотру. Сегодня трудно конкретно назвать тех, кто был заинтересован во внесении этого пункта в договор. Но именно он был в основе решений немецких судов, которые поддержал суд в Страсбурге.

Если бы суд решил бы в пользу заявителей, то решение распространялось бы на всех пострадавших и министру финансов Германии Айхелю в его и без того трудном положении предстояло бы изыскивать возможности для многомиллиардных выплат. Теперь же правительственные чиновники облегченно вздохнули. Говорит министр юстиции Германии Бригитте Циприс...

Бригитте Циприс: Правительство приветствует это решение европейского суда по правам человека. Мы надеемся, что с этим последним юридическим решением снова вступает в силу правобезопасность, которая нам всем так нужна.

Юрий Векслер: Суд в Страсбурге в своих размышлениях, как считают многие, руководствовался среди прочего соображением, что иное решение создало бы прецедент и подобные процессы на территории почти половины Европы. Но эти соображения не могут утешить проигравших. Вот мнение еще одного из заявителей, рядом с которым во время телевизионного интервью в кадре находился его 4-летний сын.

Заявитель: Мы сомневаемся теперь в существовании правового государства в Германии. Если мой сын скажет когда-нибудь, что он хотел бы жить и работать в другой стране, то мне трудно будет после этого опыта его переубеждать.

Юрий Векслер: Обиженные на свое правительство граждане Германии намерены обратиться с жалобой в Комиссию Организации Объединенных Наций по правам человека в Женеве, но все комментаторы сходятся на том, что шансы на успех в этом случае крайне малы.

XS
SM
MD
LG