Ссылки для упрощенного доступа

Несколько вагонов поезда Грозный-Москва сошли с рельсов в результате диверсии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский, Вера Володина, Арслан Саидов.

Андрей Шароградский: Продолжается расследование диверсии в Подмосковье, в результате которой несколько вагонов поезда Грозный-Москва сошли с рельсов. По меньшей мере три человек получили тяжелые травмы. Назначены взрывотехническая и химическая экспертизы. Железнодорожное движение в Подмосковье полностью восстановлено минувшей ночью.

Максим Ярошевский: Взрыв поезда номер 382 направления Грозный-Москва прогремел в 7:10 утра на 153-ем километре от столицы, участок дороги Узуново-Ожерелье. По предварительным данным, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3 килограмма в тротиловом эквиваленте. Прокуратура Московской области возбудила уголовное дело по статьям "Терроризм" и "Покушение на убийство двух и более человек". О последствиях взрыва рассказывает корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.

Вера Володина: Через 18 часов после теракта движение на железнодорожном перегоне было восстановлено. Для работ бригадам железнодорожников потребовалось времени больше, чем предполагал министр транспорта России Игорь Левитин.

Игорь Левитин: Пассажирские поезда отклоняются по обходным маршрутам, графики отклонения все согласованы. После того, как мы приступим к ликвидации последствий, на восстановление нам потребуется около 4 часов.

Вера Володина: Сошедшие с рельсов вагоны были переставлены и отбуксированы. Восстановлено железнодорожное полотно и линии электропередач - они были повреждены вагонами, упавшими на столбы. И именно столбы предотвратили их опрокидывание. Теперь специальные группы проверяют железнодорожное полотно на предмет обнаружения взрывных устройств по всем направлениям, особенно южному, а милиция взяла под сопровождение все поезда дальнего следования и электрички по южному направлению. Таким образом, МВД усилило меры безопасности на транспортных объектах - перегонах, станциях и вокзалах. А с места взрыва были изъяты все следы и вещественные доказательства, но нет пока подозреваемых в совершении теракта.

Следственные группы опросили не только пассажиров поезда, но и искали очевидцев в соседних с местом происшествия дачных кооперативах. Еще вчера было известно о свидетельстве помощника машиниста, он обратил внимание на то, что когда после взрыва люди покидали вагоны, вдоль путей двое мужчин быстрым шагом шли к поселку. У следствия есть уверенность, что подрыв поезда был тщательно спланирован.

А пока доступны лишь сообщения из Центра общественных связей ФСБ России о том, что сход вагонов произошел в результате подрыва железнодорожного полотна. После взрыва и экстренного торможения поезд проехал полторы сотни метров, несколько вагонов сошли с рельсов. Взрывотехники ФСБ дали предварительное заключение об использовании преступниками безоболочного взрывного устройства. Взрыв произошел под фартуком электровоза. Взрывное устройство скорее всего было приведено в действие пультом дистанционного управления - его, как и провода обнаружили в полусотне метров в так называемой "лежке", где находились преступники.

Максим Ярошевский: По счастливой случайности в результате взрыва никто не погиб. За медицинской помощью обратились 36 человек, троим потребовалась госпитализация. Полуторагодовалая девочка облилась чаем и получила ожоги, 12-летний мальчик сломал голень, одна из проводниц повредила позвоночник. На Павелецком вокзале, куда на электричках доставили всех пассажиров поезда Грозный-Москва, психологи из Института Сербского оказали психологическую помощь еще 70 пострадавшим.

Член Комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков считает, что теракт в Подмосковье специально приурочили к Дню независимости. Взрыв произошел на территории, которая входит в состав Коломенского избирательного округа, от которого был избран депутат, и после аварии он получал самую оперативную информацию о происшествии. С Геннадием Гудковым беседовал корреспондент Радио Свобода Арслан Саидов.

Геннадий Гудков: Вполне возможно, что это специально кем-то имитированный теракт под чеченцев, под чеченских террористов, поскольку много театрального и поезд - Москва-Грозный. Хотя, скорее всего, это то, что мы называем террористическим подпольем. Совершенно очевидно, что подрывники рассчитывали на большие жертвы. Так как был выбран поезд Москва-Грозный, это достаточно сложно было сделать в одиночку, то есть это нужно было точно знать, что этот поезд уже идет, что он вышел со станции, потому что бывают некие сбои, задержки. Это, конечно, говорит о том, что была группа лиц. Ну и сама подготовка говорит о том, что это хорошо спланированная акция.

Скорее всего, это был вызов определенный к государственному празднику. В этот момент готовился прием в Кремле по случаю выдачи Государственных премий. И, наверное, задача была - сорвать этот праздник, показать, что не все в стране контролируют политические власти.

Арслан Саидов: Это не первый взрыв на российских железных дорогах, ранее подобные теракты были на юге России. Говорит ли это о том, что, в принципе, исключить возможность совершения подобных диверсий невозможно?

Геннадий Гудков: Безусловно, мы не можем превратить всю страну в зону особого режима. Я думаю, что граждане, в первую очередь, не согласятся с такой трактовкой системы защиты. Поэтому, конечно, акцент должен быть перенесен на агентурную работу, агентурное проникновение в источники, в центры подпольного терроризма, локализацию террористов на дальних подступах, выявление их планов, намерений и так далее, и тому подобное. Конечно, мирная страна, никакая страна не защищена от диверсий. Только слаженная работа агентурно-оперативных, технических, оперативных подразделений может дать результат.

С учетом того, что Россия все-таки очень большая страна, очень пестрое население, много проблем, достаточно кризисное экономическое состояние после 90-х годов, мотивы для вербовки в террористическое подполье, в общем, существуют, поэтому борьба достаточно сложная идет. Поэтому, конечно, к сожалению, мирная страна всегда является легкой добычей для диверсантов.

Единственное, что мы сейчас думаем, по печальному опыту прошлого, - не является ли этот подрыв некой отвлекающей акцией, за которой могут последовать какие-то другие действия террористов? Я думаю, что сейчас это прекрасно понимают и в ФСБ, и в МВД. И я ожидаю, что меры приняты достаточно серьезные. Они, конечно, не очень радуют наших граждан, но деваться тут некуда.

Максим Ярошевский: Военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец уверен, что взрыв поезда Грозный-Москва - это политический теракт.

Виктор Баранец: Конечно, первым делом думается о так называемом чеченском следе. Но это уже, как говорится, банальная традиция, поскольку, на мой взгляд, спектр версий может быть гораздо более широким. Я с таким же успехом могут утверждать, что это сделали и сторонники Ходорковского или Чубайса. Думать можно все что угодно, но то, что это взрыв явно политический, у меня не вызывает никаких сомнений.

Взрыв политический хотя бы потому, что он случился, будем говорить, в самый главный праздник России, он случился как раз в тот праздник, который говорит о нашей независимости, но и напоминает, что кто-то этой независимостью недоволен. Но мы знаем только один регион, который больше всего недоволен этой независимостью, поэтому у меня - как у нормального русского человека - у меня возникают прежде всего такие мысли. Но у меня возникают и другие мысли - о том, что все-таки эти силы работают в Москве, рядом с Москвой, потому что все это произошло недалеко от сердца России.

И если вы думаете, что это подготовка, прикрытие, можно, конечно, и так рассуждать. Сегодня никто не может гарантировать, что это не может случиться даже на Красной площади.

Максим Ярошевский: Говорил военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец.

XS
SM
MD
LG