Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина трагедии в Сребренице


Программу ведет Никита Татарский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге, Андрей Шарый и Андрей Шароградский.

Никита Татарский: В боснийском городе Сребренице сегодня пройдет траурная церемония памяти жертв расстрела войсками боснийских сербов. Около 8 тысяч мусульманских мужчин и мальчиков были убиты в июле 1995 года, ровно 10 лет назад.

Айя Куге: В мемориальном центре Поточари рядом с 1300 опознанными и уже похороненными жертвами сегодня перезахороняются останки еще 610 мусульман из Сребреницы. Мальчики, мужчины, старики в возрасте от 14 до 90 лет - все они были убиты после того, как ровно 10 лет назад Сребреницу заняли войска боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича. Младич как победитель прогулялся по пустому городку и заявил

Ратко Младич: Вот мы 11 июля 1995 года в сербской Сребренице. Накануне большого сербского праздника Петрова дня мы дарим сербскому народу этот город. Пришло время отомстить туркам.

Айя Куге: Все жители Сребреницы заранее покинули свои дома. 15 тысяч мужчин по горам пытались добраться до территории под контролем войск боснийских мусульман, а дети, женщины и старики пошли в Поточари, на базе голландского миротворческого батальона. Большинство мужчин потом пропали без вести, часть из них взяли в плен сербские войска. Их, начиная с 12 июля, в течение одной недели расстреляли в массовом порядке. 30 тысяч женщин и детей депортировали из анклава, который считался зоной под защитой ООН. До сих пор найдено 50 массовых захоронений, последнее из них - на днях, в нескольких сотнях метров от мемориального кладбища. Большинство жертв пока не опознаны. Они найдены в захоронениях вторичного характера. Несколько месяцев после расстрела сербы выкапывали тела бульдозерами и перевозили в другие, скрытые места, поэтому кости перемешаны и для опознания тел нужна длительная антропологическая обработка.

На траурной церемонии по случаю 10-ой годовщины преступлений в Сребренице ожидается около 50 тысяч человек. В числе десятков иностранных делегаций впервые будет делегация из Белграда во главе с президентом Сербии Борисом Тадичем. Он высказал уверенность, что в ближайшее время будут арестованы главные виновники трагедии в Сребренице - высший лидер боснийский сербов Радован Караджич и генерал Ратко Младич. Международный Гаагский трибунал обвиняет в причастности к этому преступлению 16 сербских военных и политиков.

Никита Татарский: Радован Карджич и Ратко Младич уже много лет находятся в розыске по ордеру Гаагского трибунала. Наш коллега Андрей Шарый, 10 лет назад работавший корреспондентом Радио Свобода в Сараево и Загребе и написавший несколько книг о ситуации в бывшей Югославии, считает, что если Караджич и Младич будут пойманы, трибунал признает их виновными. С Андреем Шарым беседует наш коллега Андрей Шароградский.

Андрей Шароградский: Младич, начальник Генерального штаба Армии республики Сербской в Боснии, и бывший президент этой республики Радован Караджич - они считаются виновными в организации преступлений в Сербии. Вы считаете, есть для этого достаточные основания?

Андрей Шарый: Я думаю, что да, хотя последнее слова когда-нибудь скажет суд. Но в общем документов уже так много и свидетельств так много накопилось за эти 10 лет, что фактически это не вызывает сомнений - это преступники. И политическая оценка этому всему тоже уже дана. Дело в том, что в Международном Гаагском трибунале десяток дел по Сребренице, и все уже признались: признались люди, которые расстреливали, признались люди, которые командовали инженерными батальонами, которые закапывали трупы, признались люди, которые организовывали вывоз на автобусах мусульманских пленных, признались люди на уровне полковника или генерала, командующих бригадами или отдельными подразделениями. Поэтому, суммируя все это, можно сказать, что, в общем, судьба Младича и Караджича предрешена.

Есть документы, есть откуда-то, по разным деталям, по разным каналам собранные документальные съемки. И вот последняя из них - то, что показали пару месяцев назад в Сербии, что вызвало, в общем, еще одну волну отрезвления в сербском обществе, где считали, что сербы не могут совершить такое преступление. Там кадры расстрела прямо шести человек были.

В общем, надо сказать, что, действительно, информация о Сребренице расходилась очень медленно. Журналистов там не было, и вот первый случай, когда информация такая серьезная оттуда просочилась, - это когда один из бойцов, который вынужден был участвовать в расстрелах мусульман под угрозой его расстрела (потом он получил 5 лет в Гаагском трибунале), его фамилия Демович, и вот он сам вышел на западных журналистов и пообещал им рассказать о том, что там происходило, и предоставить какие-то материалы в обмен на то, чтобы ему помогли связаться с Гаагским трибуналом. Собственно говоря, так и произошло, и первая информация была как раз от него. Но потом потихонечку все это накапливалось, и сейчас массив доказательств такой, что я не думаю, что был бы какой-то суд, более-менее непредвзятый, который на основании этих документов не осудил бы Караджича и Младича.

XS
SM
MD
LG