Ссылки для упрощенного доступа

Александр Лебедев и Сергей Марков о новой версии Закона о губернаторах


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Сегодня Государственная Дума России большинством голосов приняла в первом чтении законопроект, который предоставляет партиям право, победившим на региональных выборах, предлагать своего кандидата на пост губернатора. О новой версии Закона о губернаторах политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов беседовал с депутатом Государственной Думы от фракции "Единая Россия" Александром Лебедевым и политологом Сергеем Марковым.

Михаил Соколов: Теперь партия, победившая на региональных выборах по партийному списку, я подчеркиваю, может порекомендовать президенту своего кандидата на пост губернатора, а глава государства может даже его одобрить, особенно если это представитель "Единой России". Александр Лебедев, вы представитель "Единой России".

Александр Лебедев: Я здесь ничего плохого не вижу. Главное, как это будет на практике исполняться. Давайте я вам пример приведу с парламентско-президентской республикой. Если не будет свободных, независимых, электронных и прочих средств массовой информации и развитой многопартийности, это абсолютно не работающая модель, ничего она не поменяет, если не будет реально, по-настоящему выбираемого парламента, который не подчиняется исполнительной власти. В рамках вот этих государственных программ по развитию звучит парадоксом по развитию гражданского общества.

По поводу сегодняшнего Закона. Если бы сейчас "Единой России" порекомендовали или разрешили построить правительство, я думаю, что вполне сильно могли бы выступить, особенно на фоне явных слабостей нынешнего. Мне до сих пор не понятно как сегодня у нас подбираются губернаторы, кто согласовывает, и где там "Единая Россия"? Я несколько раз пытался предложить каких-то достойных из наших рядов выходцев в регионах, не получилось.

Я пока не заметил, что мы серьезно влияли. Если наша роль по-честному расширилась бы, я подчеркиваю - по-честному, то в этом ничего плохо нет.

Михаил Соколов: А по-честному - это как, то есть вы открыто собираетесь и говорите, что губернатором должен быть такой-то?

Александр Лебедев: Хотя бы в президиуме, генсовете, внутри ведем консультации, слушаем с какой программой, допустим, губернатор идет в регион - по доступному жилью, здравоохранению, образованию. У нас же есть какие-то рамочные вещи. Например, мы собираемся на съезде принять программу по доступному жилью. Поверьте мне, она вообще в деталях разработана до площадок, сетей, типов домов, затрат частного сектора и государства, рекламного образа жизни. Мы стараемся более прикладными... У нас есть специалисты по этим вопросам. Все-таки ипотеку развивала последние 3 года "Единая Россия". Худо-бедно, но это работающий механизм.

Михаил Соколов: Сергей Марков.

Сергей Марков: Я считаю, что Российская Федерация должна развиваться по пути федерализма. Я считаю ошибкой переход к такой форме назначения губернаторов, который существует. Считаю правильным, что президент Путин несколько скорректировал эту форму, когда он предлагает по сути дела поддержать партию победителя на выборах. Я считаю, что при этом нужно более четко очертить процедуру этого. Например, я думаю, что не партия, которая больше всех получила, а та партия, которая смогла составить большинство в региональном парламенте. Это и будет переход некий к парламентской системе. Возможны другие варианты, когда, например, парламент выдвигает 2-3 кандидатуры, а президент назначает одну из них или, наоборот, президент выдвигает 2-3 кандидатуры, а потом парламент их утверждает, или эти 2-3 кандидатуры выносятся на всеобщее голосование. А уж переход к выборности членов Совета Федерации, мне кажется, настолько перезревшее решение, что просто стыдно многим членам Совета Федерации, что они не избраны.

При этом вертикаль власти тоже в какой-то мере должна сохраняться. Найти оптимально управленческое решение не так легко, но находить его надо. Я понимаю, почему власть приняла после Беслана это решение. А что если одновременно десять Бесланов и захваченная атомная станция боевиками? Есть такой страх, есть такой объективный страх. Нужно думать о том, как будет принимать решение в этом случае власть. Мы уже на 90-х годах выучили, что власть не имеет права сломаться. Если сломается под натиском врагов, в данном случае террористов, тогда ситуация настолько стремительно ухудшится, что исправить ее потом будет стоить десятки тысяч, а может быть и миллионы жизней россиян.

XS
SM
MD
LG