Ссылки для упрощенного доступа

Здоровье Папы Римского продолжает ухудшаться


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Джованни Бенси.

Андрей Шарый: Обнадеживающие заявления делают в эти дни, в том числе и сегодня, высокопоставленные священники, близкие к Папе Римскому, руководства Ватикана. Они говорят, что, несмотря на осложнения в состоянии его здоровья последних дней, понтифик идет на поправку. Таким заявлениям мало кто верит. Говорят о том, что Папе становится все хуже и хуже.

Откроет тему корреспондент Радио Свобода в Италии Джованни Бенси.

Джованни Бенси: Папе Римскому Иоанну Павлу Второму очень плохо. Он не только больше не может говорить, но и не способен принимать пищу нормальными путями, его питают через зонд. Драматическое состояние главы католической церкви, с начала февраля уже два раза лежащего в больнице, стало для всех очевидным в минувшее воскресенье, в день католической Пасхи. Иоанн Павел Второй появился у окна Апостольского дворца, пытался говорить, но не смог. То же самое повторилось и в последующие дни, его лицо при этом выглядело осунувшимся и страдальческим. Папа делал рукой жесты, которыми он как будто хотел выразить свое сожаление по поводу того, что не может общаться с верующим.

В феврале он подвергся операции на гортани, и с тех пор может дышать только через трубочку, вложенную в дыхательные пути. Тем не менее, пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Вальс уверяет, что здоровье Папы хотя и медленно, но улучшается. «Процесс выздоровления, - сказал Наварро-Вальс, - протекает стабильно». Понтифик проводит много часов в кресле, служит мессу в своей личной капелле в Апостольском дворце и поддерживает рабочие контакты со своими сотрудниками. Однако отменены встречи с паствой, в частности так называемые «генеральные аудиенции», которые ранее проводились по четвергам. Но приближенные к Папе люди заявляют, что он не намерен сложить с себя свои обязанности и останется во главе Католической церкви «до тех пор, пока Господь не вызовет его к себе».

Как раз в эти трудные дни для Иоанна Павла Второго и для Католической церкви, появились новые сведения о покушении, которое в мае 1981 года на него совершил турецкий террорист Мехмет Али Агджа. В архивах «Штази», Министерства госбезопасности бывшей ГДР, якобы найдены документы, подтверждающие тезис, уже изложенный Агджой на суде в Риме, о том, что заказчиком покушения на жизнь Папы была болгарская служба безопасности «Държавна сигурност», действовавшая по наущению советского КГБ. В четверг итальянская газета «Репубблика» опубликовала интервью с Агджой, отбывающим срок наказания в турецкой тюрьме. Он сделал заявления, которые выглядят невероятными. По его словам, при попытке убить Иоанна Павла Второго якобы ему помогали священники и кардиналы внутри самого Ватикана, которых однако он не назвал по имени. И в заключение Агджа сказал: «Дьявол находится и в стенах Ватикана».

Андрей Шарый: Вот за этой политической историей мы будем внимательно следить в последующие дни, поскольку очевидно, что она будет развиваться.

А сейчас поговорим о медицинских аспектах состояния здоровья Папы Римского. В прямом эфире программы наш постоянный медицинский эксперт, доктор медицинских наук, профессор Даниил Голубев, по телефону из Нью-Йорка.

Профессор, добрый вечер. Вы далеко от Ватикана, так же как и я, однако, собственно, профессиональной информации о состоянии Папы Римского очень мало. На основании того, что известно из газет, что можно сказать, насколько тяжело состояние здоровья понтифика.

Даниил Голубев: Самое тяжелое заключается в том, что болезнь прогрессирует. Его состояние ухудшается - это совершенно очевидно. 24 февраля пришлось прибегнуть к трахеотомии, чтобы ввести трубку для облегчения его дыхания. А в среду надо было ввести трубку через нос для искусственного или, скажем так, вспомогательного питания его. Если так будут развиваться события, то через короткое время потребуется постоянное введение питательных веществ через трубку, которая вводится прямо в желудок, потому что вот эта введенная через нос трубка может выполнить только временные функции, долго так продолжаться не может. Все это свидетельствует о нарастании симптомов Паркинсоновой болезни, ослаблении функций гладкой мускулатуры, сначала дыхательной, а теперь и функций мускулов, которые обеспечивают проглатывание пищи. То есть процесс в динамике. Хотя сама по себе болезнь Паркинсона не является фатальной в принципе, но ее течение у данного больного, подорванного многочисленными травмами и инфекционными процессами, выглядит весьма и весьма тревожно.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, профессор, верно ли я вас понял, что главный диагноз Папы - это болезнь Паркинсона, а все остальное только сопровождающие ее явления?

Даниил Голубев: Болезнь Паркинсона многолетняя, она является фоном, на котором развиваются все те тревожные симптомы, и является причиной этих тревожных симптомов, которые нарастают. Но организм его подорван многочисленными респираторными заболеваниями. Он постоянно болеет гриппом или другими острыми инфекционными процессами, поражающими дыхательные пути, и это свидетельствуют об ослаблении иммунных защитных функций, которые, конечно, тоже при болезни Паркинсона ослаблены. И вот это сочетание того и другого, плюс 84 года, плюс травма, которую он получил в 1981 году в результате покушения, создает, конечно, очень неблагоприятный фон и позволяет сделать, в общем, печальный прогноз о развитии состояния его здоровья.

Андрей Шарый: Католическая этика гласит, что Папа Римский останется на своем посту вплоть до того момента, как Господь не призовет его к себе на встречу. Что говорит врачебная этика, может ли так случиться, что Папа будет по настоянию врачей отлучен, скажем так, от своих функций? Что вообще медицина говорит по этому поводу, нет ли медицинской необходимости прекратить его страдания и просто уложить на больничную койку?

Даниил Голубев: Вопрос об эвтаназии вообще в мире не решен, тем более в лоне Католической церкви. Поэтому, я думаю, так вопрос не встанет. И никто не возьмет на себя смелость, с моей точки зрения, прекратить его страдания, тем более что это отчетливо противоречит его собственной воле. Но, я повторяю, развитие событий может привести к тому, что он не сможет выполнять свои функции. Сегодня они тоже крайне ограничены, ведь общение с паствой является важнейшим элементом его пасторского служения.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, профессор, возможно ли, что к Папе вернется речь? Или речь идет уже только о том, что теперь ему будет все хуже и хуже, улучшение не наступит?

Даниил Голубев: Нет, так сказать нельзя. И вот эта трахеотомическая трубка, и питательная трубка, они, строго говоря, не исключают возможности некоторого улучшения речи. Но, учитывая, что все это происходит на фоне Паркинсоновой болезни, при которой и так речь смазана, может так получиться, что он просто, как это было в среду, не сможет донести свои мысли, ясные и четкие, до паствы.

Андрей Шарый: Благодарю вас. О состоянии здоровья Папы Римского я беседовал с медицинским экспертом Радио Свобода, доктором медицинских наук Даниилом Голубевым.

XS
SM
MD
LG