Ссылки для упрощенного доступа

Катастрофы в Тверской области удалось бы избежать, если бы МЧС и РЖД вовремя договорились


Женя Снежкина, Максим Ярошевский

Что случилось с цистернами? Они упали.

22 июня министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу провел видеоконференцию с руководителями всех служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий железнодорожной аварии в Зубцовском районе Тверской области.

Непосредственно на месте аварии на вопросы министра отвечали начальник Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Павел Плат, который сообщил, что на момент проведения конференции – утро 22 июня, в районе аварии собрано 215 из 250 тонн мазута, в том числе около 193 тонн с грунта и более 22 тони с водной поверхности. С места аварии уже убрано 92 кубометра загрязненной травы и земли, очищено 12150 метров береговой полосы (Вазуза - 2500 м, Волга - 9650 м). Пока еще не собрано около 50 тонн топлива. Завершить обеззараживание, основную очистку и утилизацию топлива с прилегающей к месту аварии территории планируется в течение ближайших нескольких дней.

Вечером 15 июня в 18 километрах от Ржева, на перегоне Зубцов-Аристово Московского отделения Октябрьской железной дороги с рельсов сошла часть состава в 60 цистерн, груженых мазутом. На земле оказались 24 цистерны. Разлив нефти в этом районе был опасен тем, что недалеко от места аварии находится несколько речек и водохранилище, из которого идет водозабор питьевой воды.

Как и следовало ожидать, между спасателями и железнодорожниками возник конфликт. Почти целый день, 16 июня, судя по всему, шли ожесточенные дискуссии о том, что делать в первую очередь – налаживать движение поездов или заниматься очисткой территории. МЧС и РЖД удалось договориться только к вечеру 16 июня, но время было уже упущено, и боновые заграждения были выстроены существенно позже, чем нужно, как сказала прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Вера Солдатова.

«МЧС, специально уполномоченные контролирующие органы, за исключением работников охотоохраны и рыбнадзора, первоначально недооценили степень общественной опасности аварии, ее последствий, оказались недостаточно подготовленными к действиям в условиях чрезвычайно ситуации и просто проявили растерянность, - говорит Вера Солдатова. - При поступлении сообщения об аварии и о разливе нефти и нефтепродуктов, время локализации разлива нефти не должно превышать четырех часов в том случае, если нефтепродукты попали в акваторию водоема, и шесть часов, если нефтепродукты попали на почву. Однако данные требования выполнены не были, установленные нормативные сроки были превышены более чем в два раза. Практически отсутствовала надлежащая координация между задействованными в ликвидации аварии службами».

Между тем, экологи оценили ситуацию в Тверской области как близкую к кактастрофической. Об этом 17 июня заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сопредседатель экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк: «Распространение загрязнения произошло еще до того, как МЧС принял решение устанавливать боновые заграждения, очевидно, что какая-то часть нефтепродуктов распространилась в разные стороны по реке, и какая-то их часть попала в Волгу»

Первоначально оценка объема разлившейся нефти была существенно занижена спасателями – в основном они говорили 250-300 тонн. 17 июня Павел Плат сказал, что, скорее всего, вылилось 700 тонн мазута. Общественности пришлось бы только гадать – попала ли нефть в питьевую воду или нефть, если бы не случайность. На первой телеконференции, посвященной ликвидации аварии, 19 июня, после выступления Сергея Шойгу, который сказал что все в порядке, по громкой связи, с места событий на вопросы журналистов начал отвечать Павел Плат. Он доложил о 70-километровом мазутном пятне, которое спасатели обнаружили на речке Вазузе. Как рассказывает один из журналистов, присутствовавших на той телеконференции, Шойгу отреагировал весьма своеобразно, министр спросил кого-то из подчинённых: "Что он несёт, его что, предупредить никто не мог!?" И действительно, на следующий день выяснилось, что пятна мазута прибило к берегу.

Сегодня, выступая на телеконференции, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин сказал, что основные меры предосторожности были приняты - понижен уровень водохранилища, таким образом, все нефтепродукты остались на берегах и теперь основная задача состоит в том, чтобы их собрать, пока уровень воды не повысился. Опасность заключается в том, что до тех пор, пока прохладно, мазут находится в желеобразном состоянии, но как только потеплеет – начнет течь.

«В настоящее время, к сожалению, уже слышны победные рапорты об устранении последствий аварии, говорит Вера Солдатова. - Я считаю, что они явно преждевременны. Специфика экологических аварий заключается в том, что их последствия будут видны не сразу, а по истечении времени. Осевший на дне рек мазут убирать очень тяжело и к уборке этого мазута пока еще никто не приступал».

15 июня

Первое сообщение об аварии. По данным пресс-службы РЖД , сход грузового поезда номер 2909 произошел в 19.08. "Сошли с рельсов 24 цистерны из 60 груженных мазутом", - сказали в пресс-службе. По неподтвержденным данным, мазут разлился. Несколько цистерн лежат на боку.

ЧП на железной дороге в не угрожает загрязнением Вазузы

16 июня

В результате аварии в Тверской области блокирован участок железной дороги

При аварии поезда в Тверской области вылилось 300 тонн мазута

Разлившийся в Тверской области мазут может попасть в Волгу

Авария в Тверской области: нефтепродукт уже в водоеме

В РЖД затрудняются назвать сроки восстановления движения в Тверской области

17 июня

"Здесь очень много людей, но практически никто ничем не занимается" - Олег Митволь

Уровень загрязнения водоемов в Тверской области в районе железнодорожной аварии в плане использования их в питьевых целях не превышает нормы

Движение на месте разлива нефти под Ржевом восстановлено

С.Шойгу: Угрозы экологии в Тверской области нет

XS
SM
MD
LG