Ссылки для упрощенного доступа

В Саранске состоялась презентация издания "История сталинского ГУЛАГа. Собрание документов"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Телин.

Андрей Шарый: В Саранске состоялась презентация семитомного издания "История сталинского ГУЛАГа. Собрание документов". Это первое полное документальное собрание истории ГУЛАГа. Как заявил на презентации директор одного из крупнейших российских издательств "РОССПЭН" Андрей Сорокин, энциклопедия станет базой для последующих исследований трагической советской истории. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мордовии Игорь Телин.

Игорь Телин: Новый сборник является первым полным документальным собранием истории ГУЛАГа. Над проектом работали ученые не только России, но и Франции, Германии, США. На территории республики находилась колония одного из подразделений системы Главного управления лагерей - Дубравлага. Рассказывает саранский политолог Родион Муртазин.

Родион Муртазин: Дубравлаг начинался в начале 30-х годов как достаточно безобидное предприятие, поставляющее в Москву дрова. Но поскольку лесоповалы требовали много работников, а в начале 30-х годов на глухой железнодорожной ветке распоряжением Главного управления лагерей ОГПУ был организован исправительно-трудовой лагерь.

Игорь Телин: Период сталинского Гулага связан с Мордовией не только географически. По мнению ученого-историка, профессора Мордовского госуниверситета Владимира Абрамова, по своему размаху, репрессии в республике не идут ни в какое сравнение с соседними регионами.

Владимир Абрамов: Что же касается масштабов Мордовии, то они просто ужасны. До начала репрессий, сталинских репрессий, до 1931 года население Мордовии росло очень быстрыми темпами. В 1931 году в Мордовии проживало около 1 миллиона 400 тысяч, а к 1939 году уже стало проживать 1 миллион 149 тысяч человек. Это абсолютное уменьшение.

Игорь Телин: Пик репрессий на территории Мордовии пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Рассказывает заместитель руководителя Фонда спасения эрзянского языка Евгений Четвергов.

Евгений Четвергов: В годы образования государственности Мордовии сконцентрировалась в Саранске вся национальная интеллигенция. Саранск оказался как бы ловушкой. Собрали здесь всех, соответственно, провели эту зачистку, как теперь говорят. В результате этих репрессий погибли самые выдающиеся люди. Была срублена голова этноса.

Игорь Телин: А вот что говорит об этом профессор Мордовского госуниверситета Владимир Абрамов.

Владимир Абрамов: У мордвы к этому времени поднялся только первый слой мордовской интеллигенции. Этот слой просто уничтожили полностью. Это такие великолепные были люди. Все писатели мордовские, кто поднялся, заявил о себе. Они уходили в небытие молодыми людьми, не оставляя ни учеников, ничего. Поэтому преодолеть последствия этой страшной катастрофы для немногочисленных народов было гораздо труднее, чем русскому, например.

Игорь Телин: Ученые, и представители местных национальных общественных организаций признают: население Мордовии пострадало в годы сталинских репрессий больше, чем население других регионов. Отсюда и повышенный интерес в Саранске к первым, выставочным экземплярам "Истории сталинского ГУЛАГа", переданных издательством в дар Историко-социологическому институту Мордовского госуниверситета и Национальной библиотеке Мордовии. Есть и другие причины, говорит политолог Родион Муртазин.

Родион Муртазин: Издание этой книги, посвященное ГУЛАГу, я считаю таким знаковым событием в нашу эпоху. Потому что история разоблачения сталинских преступлений, исследования сталинских репрессий, репрессивной политики Советского государства фактически к концу 90-х годов была свернутой. Насколько я знаю, сейчас очень немного исследователей этим занимается. Возвращение к этой теме, безусловно, очень важно и для массовой общественности, которая сейчас пытается для себя изменить свое отношение к репрессивной политике, к политике Советского государства, находя больше положительного, чем отрицательного, пытаясь забыть о миллионах заключенных, которые были осуждены по политическим статьям, о сотнях тысячах уничтоженных. Эта книга напоминает о том, что репрессивная политика была основой Советского государства.

Игорь Телин: Собранные в новом издании архивные материалы очень важны, и тем, что по признанию профессора Владимира Абрамова, получить разрешение на работу в архивах местных наследников ОГПУ-НКВД с каждым годом становится все труднее.

Владимир Абрамов: Существует система допусков. Там несколько градаций есть. Я такой допуск имел в начале 90-х годов, я работал в нашем архиве ФСБ. Мне давали дела и о мордовском правотроцкистском, буржуазном блоке, по которому пострадала основная часть мордовской интеллигенции в 1937-1938 годах. Я изучил это дело, отложил до лучших времен. У меня тогда была другая тематика. А когда во второй половине 90-х годов попросил это дело, мне его больше не дали. Условия работы в архивах стали более сложными, ухудшились.

Игорь Телин: Составители семитомной "Истории сталинского ГУЛАГа. Собрания документов", представленной общественности Мордовии в столице республики, позиционируют свое издание, как базу для последующей работы над темой сталинских репрессий.

XS
SM
MD
LG