Ссылки для упрощенного доступа

В России может быть введено принудительное лечение наркозависимости


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Олег Винокуров: В России может быть введено принудительное лечение наркозависимости по решению суда. Лечение в этом случае станет альтернативой наказанию в виде лишения свободы за преступления, связанные с наркооборотом.

Марьяна Торочешникова: Правительство России поручило заинтересованным ведомствам - Госнаркоконтролю и Минздравсоцразвития - в короткие сроки рассмотреть этот вопрос, чтобы подготовить соответствующий законопроект. Руководитель департамента Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов в эфире Радио Свобода сказал, что считает замену тюремного срока на принудительное лечение от наркозависимости вполне оправданной мерой. Однако он пояснил, что даже если депутаты примут соответствующие поправки в действующее законодательство, они будут распространяться только на тех, кто привлечен к уголовной ответственности за хранение наркотиков.

Александр Михайлов: Речь идет только о тех наркоманах, которые действительно совершают преступления относительно неумышленно, попались в основном на хранении наркотиков. Потом что сбыт - это является уже тяжким преступлением. Мне представляется, что если мы идем к гуманистическому государству, то, конечно, мы должны такую вот возможность больным предоставлять. Если человек действительно серьезно болен, если он попадается на малозначимом преступлении, которое не нанесло ущерба ни личности, ни государству, не наступили тяжкие последствия, то, соответственно, мы должны дать ему шанс. Вопрос только в том, насколько мы к этому готовы.

Марьяна Торочешникова: Вопрос немаловажный, учитывая, что себестоимость лечения одного наркомана составляет приблизительно 1,5 тысячи рублей в день. И пока непонятно, найдутся ли у государства деньги на финансирование принудительного лечения.

Правозащитников же больше беспокоят иные вопросы. Так, адвокат Сергей Насонов опасается, что принудительное лечение от наркотической зависимости из альтернативы лишению свободы может превратиться в его разновидность.

Сергей Насонов: Расширение альтернатив лишению свободы - это очень гуманистический шаг. Это можно только приветствовать. Но все зависит от того, насколько в законодательстве будут регламентированы условия отбывания этого вида наказания, не превратится ли это в разновидность лишения свободы. Каким будет ее максимальный срок, какими будут критерии назначения этого вида наказания? И, наконец, всем известно, что излечение может наступить в любой момент - кто и как будет это определять? Я думаю, что в зависимости от этого и можно будет оценивать это нововведение как позитивное либо, наоборот, как негативное.

Марьяна Торочешникова: Однако пока идея о замене лишения свободы на принудительное лечение для тех, кто был привлечен к уголовной ответственности за хранение наркотиков, находится в стадии разработки. Возможно, взвесив все "за" и "против", правительство и вовсе от нее откажется.

XS
SM
MD
LG