Ссылки для упрощенного доступа

Новые обыски по делу «ЮКОСа»


Андрей Шароградский: Генеральная прокуратура России приступила к изучению документов, изъятых в ходе обысков и выемок в рамках дела об отмывании средств сотрудниками нефтяной компании ЮКОС. Предполагается, что уже в ближайшее время Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, осужденным недавно, могут быть предъявлены новые обвинения.

Михаил Саленков: Обыски в компаниях связанных с ЮКОСом продолжались до полуночи в среду и возобновились в четверг. Сотрудники прокуратуры произвели выемку документов в офисе одного из адвокатов Михаила Ходорковского Антона Дреля, адвокатском бюро "АЛМ-Фельдманс", Инвестиционном банке "Траст", акционерных обществах "ЮКОС-ФЦБ", Национальный банк "Траст", "Эльрабус" и фонде "Открытая Россия". Обыски проводились не только на территории России, представители Генпрокуратуры посетили и офис голландского дочернего подразделения ЮКОСа - ЮКОС ФИНАНС БВ, которая управляет всей зарубежной собственностью компании.

В Генпрокуратуре проведение подобных мероприятий называют плановыми, аргументируют тем, что следствие располагает данными о том, что с 2000 по 2003 год некоторые руководители и сотрудники ЮКОСа похитили и легализовали путем вывода за рубеж около 7 миллиардов долларов. В сообщении ведомства указывается, что "для проведения этих операций были привлечены различные лица, в том числе адвокаты, сотрудники коммерческих структур и банков".

Известна реакция адвоката Ходорковского Антона Дреля. Он заявил информационному агентству "Интерфакс": "Главная причина обысков лежит не в юридической плоскости. Это чистая политика. Думаю, обыски связаны с непрекращающейся общественно-политической активностью Ходорковского".

А вот что рассказал нашей радиостанции сотрудник пресс-центра Ходорковского Максим Дбар.

Максим Дбар: Мы получили информацию, что проходит обыск в офисе адвоката Михаила Ходорковского Антона Дреля. Выехали на место - это поселок Жуковка-88. Мы встретили адвоката Антона Дреля, которого в офис не пускали, он был около ворот. Никаких подробностей, кто проводит обыск, на основании каких документов, по какому делу, у нас не было, поскольку сотрудники правоохранительных органов изолировали находящихся внутри офиса от тех, кто был снаружи. В этом здании обыск проводился уже два раза, это было осенью 2003 года. Что с тех пор там могло измениться, какие документы, которые заинтересовали бы Генеральную прокуратуру или иные следственные органы, появились, нам неизвестно. По словам Антона Дреля, в его адвокатском кабинете находятся исключительно материалы, связанные с уголовным делом Михаила Ходорковского, по которому он работал последнее время, - ксерокопии материалов дела, приговора, обвинительного заключения и так далее. Я не думаю, что там что-то могло представлять ценность для правоохранительных органов.

Михаил Саленков: Максим, а вам удалось поговорить с Антоном Дрелем?

Максим Дбар: Да, и я в основном передаю вам его слова. Он в этом здании арендует лишь небольшое помещение. И поскольку он не видел к тому моменту никаких документов, ордера на обыск или постановления, он не мог сказать, по какому делу обыскивали. Как уже я сказал, там неоднократно проводились обыски, поэтому новый обыск никакого процессуального смысла не имеет. Это просто политическая акция. Правоохранительные органы пытаются подменить какие-то доказательства просто объемом проделанной работы. Доказательств нет, но они отчитываются, что проведены следственные действия, обыски, изъятия, выемки. Я считаю, что это единственная причина.

Михаил Саленков: Обыск в фонде "Открытая Россия" начался сегодня утром. Сотрудникам каждого из офисов фонда предъявили постановление старшего следователя по особо важным делам о проведение обыска и изъятия документов в рамках по делу об отмывании средств в особо крупных размерах. В документе фигурируют фамилии Невзлин, Ходорковский, Лебедев и названия ряда зарубежных компаний - об этом рассказал корреспонденту Радио Свобода Марьяне Торочешниковой директор образовательно-просветительских программ "Открытой России" Александр Осовцов.

Александр Осовцов: Требовали все договоры о пожертвованиях, спонсорской помощи и тому подобные с "Открытой Россией", и все документы, связанные собственно с деятельностью "Открытой России", то есть с нашими перечислениями на все наши мероприятия.

Марьяна Торочешникова: За этот год уже сколько проверок налоговых проводилось?

Александр Осовцов: Я давно перестал заниматься глупостями и считать их. Я могу точно совершенно сказать, что за этот год не было ни одного рабочего дня, когда бы никакая проверка не проводилась. Я надеюсь, что наша бухгалтерия справится как-то с этой ситуацией. Но с учетом того, что вчера, по крайней мере (не знаю, как сегодня), шли выемки в банке, где наш счет находится, а с другой стороны идет налоговая проверка, то я опасаюсь двух вещей. Во-первых, что сумма этих действий может привести не только к большим трудностям, но и просто к параличу чисто техническому. А ведь сотрудники Генпрокуратуры требуют все эти документы, в том числе платежки, в подлинниках, ну а завтра придут налоговики - и тоже потребуют эти документы. Мы скажем: "А они в Генпрокуратуре". А нам скажут: "А нам дела нет, где они у вас, вы их обязаны по закону нам предоставить", что правда, обязаны.

Марьяна Торочешникова: То есть вы переживаете, что такая коллизия еще может возникнуть.

Александр Осовцов: Конечно. Здесь же политические цели - я убежден, что цели всего этого реально политические, - могут быть достигнуты техническими средствами.

Михаил Саленков: Заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин, как и адвокат Антон Дрель, полагает, что одна из причин новых обысков в структурах компании ЮКОС - политическая активность Ходорковского. По его мнению, подобная деятельность экс-главы ЮКОСа в настоящее время может принести вред ни только самому Ходорковскому.

Сергей Митрохин: Выглядит это, конечно, все отвратительно, в стиле такого афоризма известного философа - "падающего подтолкни". Государство не удовлетворилось тем, что оно расправилось с ЮКОСом и Ходорковским, оно еще хочет добить последние остатки. Ну, а подоплека этих действий, я думаю, имеет политический и экономический характер. Причем главным образом экономический: прокуратура хочет все-таки добиться ареста многочисленных счетов ЮКОСа за границей и, естественно, перекачать эти деньги в адрес тех или иных лиц в России или структур. А для этого ей нужно доказать этим государствам, на территории которых находятся счета, что ЮКОС занимался отмыванием денег. Потому что это обвинение является самым веским аргументом для западных стран, это законодательство имеет международную основу. А политическая цель - видимо, это добыть какие-то новые доказательства и подтверждения тому, что Ходорковского посадили не зря, и тем самым как бы исправить репутацию в глазах международного сообщества, которое увидело полный произвол в связи с делом ЮКОСа.

Михаил Саленков: В Генеральной прокуратуре говорят, что в данное время идет анализ изъятых в ходе обысков документов. Часть документов будет изучена совместно с зарубежными коллегами. Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры, которое опубликовано на сайте ведомства, следователи положительно оценивают результаты проведенных обысков и выемок. Изъятая документация, говорится в сообщении, представляет значительный интерес для следствия.

Андрей Шарый: В среду в Голландии был произведен обыск в офисе дочерней компании ЮКОСа Yukos Finance BV. О подробностях сообщает корреспондент нашего радио в Амстердаме.

Софья Корниенко: Визит разведывательного управления Министерства юстиции Нидерландов в офис дочернего предприятия ЮКОСА был связан с продолжающимся разбирательством по иску банков-кредиторов нефтяной компании, предъявленному в августе этого года. По сообщению пресс-секретаря компании ЮКОС в Лондоне Клер Девидсон, в ходе обысков в амстердамском офисе представителей российской прокуратуры в здание офиса Yukos Finance BV не допустили. Не разрешили снимать происходящее и приехавшим журналистам телекомпании НТВ.

Компания Yukos Finance BV зарегистрирована в Нидерландах и контролирует иностранные активы ЮКОСа, в том числе предприятия ЮКОСа в Литве и Словакии, общей стоимостью в 1 миллиард долларов. В 2003 году крупный голландский банк "Ай-Эн-Джи" совместно с десятью другими банками, в том числе "Дойче-Банком", выдал компании ЮКОС кредит в 1 миллиард долларов США. Доля голландского банка в кредите составляет, по информации газеты "Эн-Ар-Се Ханделсблад", около 100 миллионов долларов. С тех пор ЮКОС выплатил приблизительно половину суммы кредита и остался должен более 482 миллионов долларов США. В апреле этого года европейские банки-кредиторы решили потребовать наложить арест на акции в Yukos Finance BV в связи с общим положением дел в ЮКОСе, опасаясь, что иначе им никогда не вернуть оставшейся суммы кредита. Все активы дочерних предприятий ЮКОСа были выведены из Yukos Finance BV, чтобы эти активы не были отчуждены российскими властями в счет налоговой задолженности ЮКОСа. Yukos Finance BV, по голландскому выражению, стал "пустым стручком". "Это удачный ход, чтобы избежать отчуждения активов российскими властями, но ведь теперь активы стали недоступны и для кредиторов", - заявил адвокат банков-кредиторов Дуко Оранье в интервью голландской прессе. Теперь решать, имел ли право ЮКОС вывести иностранные активы из ЮКОС Yukos Finance BV, будет амстердамский суд. По словам Дуко Оранье, "конструкция", придуманная ЮКОСом, ранее ни разу не применялась, то есть для нее нет даже законодательной базы.

Пресс-секретарь Министерства Юстиции в Гааге заявил, что ничего не знает о проводившемся вчера обыске в амстердамском офисе Yukos Finance BV и, следовательно, пока не может прокомментировать ситуацию.

Андрей Шарый: Представители Генеральной прокуратуры говорили о том, что вечером в четверг могут быть возбуждены новые уголовные дела и предъявлены новые обвинения Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Пока мы не располагаем информацией, что такого рода действия предприняты.

А вот в отношении ряда российских крупных фирм и банков возбуждены дела, связанные с легализацией преступных доходов. Об этом сообщил начальник департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенант Сергей Мещеряков. По его словам, обвинения предъявлены первым лицам крупных фирм и банков. Глава Федеральной Службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил, что некоторые дела связан с коррупцией со стороны чиновников высокого ранга. Некоторые обозреватели считают, что это все происходит также в рамках кампании по преследованию ЮКОСа.

Олег Кусов: В нынешнем году проводится несколько тысяч финансовых расследований. Схемы по отмыванию финансов связанны не только с банками, но и с топливно-энергетическим комплексом, игорными заведениями. Есть претензии и к иностранным банкам, которые имеют счета в российских банках. Об этом сегодня на пресс-конференции в Москве заявил глава Федеральной Службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков.

Виктор Зубков: У нас есть претензии к иностранным банкам, которые находятся за пределами России, которые имеют корсчета в ряде наших банков.

Олег Кусов: Обвинение в отношении ряда крупных фирм и банков комментирует экономист, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Михаил Делягин: Мы должны понимать, что, действительно, Москва за последние пять лет стала, наверное, одним из мировых центров по отмыванию грязных денег. Эти деньги отмываются не для наркомафии, не для терроризма, а для взяток чиновникам, насколько это можно понять, но, тем не менее, это впечатление очень твердое и очень прочное. К сожалению, эффективность борьбы с отмыванием денег резко снизилась. Скромный межведомственный центр, который существовал до очередного витка административной реформы, был все-таки, как представляется, на порядок более эффективным, чем хорошо отпиаренные нынешние структуры, которые называются финансовыми разведками и прочими громкими словами.

У меня сложилось твердое ощущение, что нынешний виток борьбы с отмыванием денег к самому отмыванию денег отношения не имеет. Это продолжение борьбы с уже раздавленным ЮКОСом. И это такой иррациональный страх со стороны нашей правящей бюрократии, которой все кажется, что от Ходорковского исходит какая-то угроза. И они хотят раздавить его и раздавить все, что с ним связано, окончательно. И они хотят создать прецедент, на котором все будет показано, что нельзя пытаться отстаивать какие-то свои представления против правящей бюрократии, что любое проявление чувства собственного достоинства смертельно опасно. Если бы это имело отношение к каким-либо вещам, связанным с законом или с отмыванием денег, ну, тогда эти действия не были бы столь узко направлены. Потому что понятно, что подобного рода схемы осуществляют многие структуры, и уж во всяком случае последние два года, когда ЮКОС практически придавлен могильной плитой, если он и занимался подобного рода вещами, он был отнюдь не самым активным оператором в этой сфере.

Так что это продолжение политического дела ЮКОСа и Ходорковского. Но если раньше у этого политического дела можно было себе представить какую-нибудь рациональную составляющую, то сейчас это уже просто проявление, с одной стороны, страха, а с другой стороны - желание напугать всех окончательно.

Олег Кусов: Аналитик инвестиционной компании Rye Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев считает, что эта кампания не связана с проблемами ЮКОСа.

Дмитрий Царегородцев: В последнее время в отношении банковской системы властями были предприняты очень мощные и достаточно скоординированные акции, но они в основном направлены не на подавление какого-либо инакомыслия в банковской среде, а просто-напросто на очистку банковской сферы от обналичивания денег в первую очередь, от легализации "черной" части, "серой" части экономического оборота. За последнее время Центробанк отозвал почти полтора десятка лицензий у банков, которые определенно занимались обналичиванием и, наоборот, обезналичиванием нелегально оборачиваемых денег. И кроме этого, у российских банков есть целый ряд системных проблем, точнее системных привычек, которые и Центральный банк, и правительство хотели бы искоренить. Думаю, что преследование денег акционеров ЮКОСа - это всего-навсего удачный повод для того, чтобы продолжить работу в этом направлении.

XS
SM
MD
LG