Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты радио Свобода: МВД само толкает людей на путь вооруженного сопротивления


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.

Арслан Саидов: Беспомощность правоохранительных органов, слабая работа спецслужб стали причиной нападения боевиков на столицу Кабардино-Балкарии. Таково мнение военных экспертов и политологов. С военным обозревателем «Комсомольской правды» Виктором Баранцом, политологом Аланом Касаевым и журналистом "Времени новостей" Иваном Суховым беседовал корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Максим Ярошевский: Военный эксперт Виктор Баранец считает, что нападение на Нальчик было тщательно спланированной и продуманной акцией террористов.

Виктор Баранец: Я бы хотел, несмотря на всю многозвучность этого слова, оценить ситуацию со стратегической точки зрения. Совершенно очевидно, что продолжается выполнение плана Масхадова-Басаева о распространении сепаратизма на весь Кавказ. Вы прекрасно помните боевые действия в Назрани, которые проходили абсолютно по такой же схеме. Террористы или боевики наносят ключевые удары, прежде всего по силовым структурам, а также по структурам, которые пытаются заниматься контролем за распространением наркотиков.

Какие выводы первые можно сделать? Первое, ясно абсолютно, что ситуация спланирована. Что силы, которые ее проводят, хорошо провели рекогносцировку, изучили расположение силовых структур, тактику их действий. Они прежде всего нанесли удары по тем силовым структурам, где можно одновременно с введением боевых действий запастись оружием. И нападение на милицейские органы, в том числе на магазин "Арсенал", говорит само за себя.

Ну, и теперь самое главное, каковы масштабы той бандгруппировки, которая сегодня орудует? Я сейчас разговаривал со специалистами непосредственно из Нальчика. Очень противоречивые данные. С одной стороны, говорится, что там 50 человек, с другой стороны - до 200. Но, судя по масштабам боевых действий, которые ведутся сразу в 5-6 очагах города, их, конечно, было больше 100, я могу сказать, судя по той информации, которой я сейчас располагаю. Как это ни печально, приходится говорить все-таки, что для наших силовых структур это оказалось внезапностью. И слава богу, что нашлась хотя бы одна рота мотострелкового полка, который дислоцируется в районе аэропорта, которая сумела организовать оборону и отбила нападение боевиков на аэропорт.

Я могу спрогнозировать так. Уже совершенно очевидно, что на протяжении последних лет по всему Северному Кавказу, я не боюсь говорить, в тех центрах и в тех населенных пунктах, где очень сильно развит ваххабизм, развиты антифедеральные настроения, сепаратистские настроения, там созданы очаги, штабы, группировки, которые хорошо "закопались", замаскировались, у них есть своя разведка, у них есть свои склады боепитания, у них есть сигналы сбора, у них есть свои штабы. И, таким образом, можно стратегический вывод сделать, что события в Нальчике показывают только одно, что организованный сепаратизм и, если хотите, организованный терроризм, он, эти метастазы продолжают дальше распространяться по Северному Кавказу.

С другой стороны, какой можно прогноз сделать? Если мы опять не усилим многократно, тысячекратно агентуру, работу, разведку, если мы не будем наращивать силовые структуры, прежде всего спецслужбы, то мы можем прийти к тому, что года через два план Масхадова-Басаева поставит на дыбы весь Северный Кавказ.

Максим Ярошевский: Эксперт по Северному Кавказу, политолог Алан Касаев надеется, что случившееся в Нальчике не станет поводом для развития конфликта в республике.

Алан Касаев: Первое ощущение у меня, когда я все это услышал, некое фантастическое, то есть я хорошо знаю Нальчик и представить себе, что это происходит там, для кавказца, для россиянина странно. Но вспомните Беслан. Беслан еще более тихий город, хотя гораздо более компактный. То, что происходило там точечно, фактически никак с Нальчиком по всей видимости не сравнится. Точных данных у нас нет, то, что это все происходило в разных частях города, это город немаленький... И столица он не только формальная Кабардино-Балкарии, он такой хороший провинциально-столичный город. Конечно, ощущение полной беспомощности наших спецслужб. Пока, на этот момент главное ощущение то, что наша спецслужба основная, которая должна предотвращать, предупреждать, совершенно явно чем-то не тем занимается, потому что ничего реально не предотвращается, ничего реально не профилактируется, все через жертвы, через кровь, через колоссальные, страшные события. Это не объяснить. Я надеюсь на то, что население Кабардино-Балкарии, две основные этнические группы - кабардинцы и балкарцы - вновь, как это было уже в первой половине 90-х годов, проявят взвешенность. Лидеры этих двух составляющих республики, двух субъектов республики, что называется, проявят взвешенность, мудрость, вычленят каким-то образом из своей среды только конструктивный элемент и этот конструктивный элемент не позволит ситуации обостриться, потому что потенциально зона эта конфликтная. То, что в нее усиленно добавляют экстремизма, оружия, радикализма, агрессивных течений, это все, конечно, очень тревожно. Надеюсь только на здравомыслие и кабардинцев, и балкарцев. Путь, по которому идет федеральный центр уже многие годы, предотвращение конфликтов за счет двух инструментов. Первый - это накачивание бюджетными трансфертами, которые идут, в первую очередь, на удовлетворение амбиций национальных, а по сути, оторвавшейся от любой национальности бюрократии. И второе, гипернасыщенность силовыми структурами, такая интенсивная накачка войсками, подразделениями внутренних дел, увеличение штатов спецслужб. Все это неэффективно. Экстенсивная деятельность есть, а интенсификации почему-то не происходит. Не понятно, почему. Машина наша работает неэффективно. Ожидать какой-то общей дестабилизации повсеместной я бы не стал. По субъектам, конечно, надо быть готовым ко всему, потому что, судя по событиям в Нальчике, власти по-прежнему ни к чему не готовы и выстраивание вертикали пока никакого результата позитивного не дает.

Максим Ярошевский: Журналист, военный обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов, всего две недели назад побывавший в Нальчике, считает, что конфликт там назревал уже давно.

Иван Сухов: Ну, на самом деле это давно ожидалось, потому что в Кабардино-Балкарии, как нигде, наверное, были налицо эти издержки работы правоохранительных органов, очень неаккуратные по религиозным общественным организациям, которых называют ваххабитами, которые сами себя таковыми не признают. В результате нескольких лет такой неаккуратной работы относительно мирные люди, которые не собирались браться за оружие, оказались вынуждены встать на путь вооруженного джихада. Такое развитие ситуации прогнозировалось уже несколько лет. На самом деле ее очень оправдано было бы сравнить с той ситуацией, которая сложилась в Назрани в июне 2004 года. Тот же самый сценарий. Религиозный конфликт, как я вам сказал, налицо. Очень непопулярно официальное духовенство, то, что называется Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии. Это структура, которая не работает, которая непопулярна. Там еще есть такое обстоятельство: в течение последнего года по настоянию Министерства внутренних дел в рамках их контртеррористической активности были закрыты практически все мечети. А верующие и так от него отворачиваются, потому что оно слишком близко к власти, не отвечает их потребностям. Зато есть масса молодежи, которая прошла образование в университетах Ближнего Востока, это молодые выпускники этих исламских университетов, которые приезжают и могут те же функции, которые раньше выполняло официальное духовенство нелюбимое, запросто выполнять сами, гораздо лучше. Люди, которые связаны с мусульманами в Кабардино-Балкарии, считают, что реально верующих людей там порядка 1% населения, но если мы пересчитаем в соответствии с данными переписи, это примерно 9 тысяч человек, считайте, что это 9 тысяч человек ваххабитов.

XS
SM
MD
LG