Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники считают, что над Россией нависла угроза фашизма


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Михаил Фролов: Сегодня в Москве российские правозащитники и либеральные политики обсуждали проведенный 4 ноября в центре российской столицы митинг национал-радикалов. Он собрал, по разным данным, от 3 до 5 тысяч участников, и был санкционирован властями. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: По словам главы московского бюро по правам человека Александра Брода, о том, что националисты в день нового российского праздника готовят массовую демонстрацию, было известно за месяц. Правозащитники пытались остановить митинг националистов, но у них ничего не вышло.

Александр Брод: Многие правозащитные организации Московское Хельсинское общество, "Мемориал" подготовили большое письмо, которое подписали несколько десятков человек. Оно было направлено мэру Москвы. Мэр предупрежден был о том, что готовится откровенно радикальное националистическое шествие. Были письма в Прокуратуру, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, но никто никоим образом не прореагировал на эти письма, на эти предупреждения. Разрешение было выдано префектурой Центрального округа "Евразийскому союза молодежи" на проведение митинга, посвященного новому празднику. Данное шествие не показывалось по российским телеканалам.

По поводу этого вопиющего факта не выступили ни мэр, ни президент. Создается впечатление, что подобные шествия, подобная идеология кому-то нужна, из властных структур в том числе. Это как бы определенная проба грунта, определенные тренировочные мероприятия, поскольку, к сожалению, подобная идеология популярна, востребована и на этом поле играет все больше и больше общественных и политических деятелей радикал-националистического толка. Фашизм вышел из подполья. Он марширует по нашим городам.

Любовь Чижова: Доктор политических наук Эмиль Паин считает, что за последнее время российский национализм несколько видоизменился.

Эмиль Паин: В чем я вижу угрозу того, что произошло? В том, что это, во-первых, индикатор неких перемен в нашем обществе, а, во-вторых, в фактах, стимулирующие эти перемены. О чем я говорю? Мы пока еще живем в условиях политической демобилизации, той политической демобилизации, которая позволяет невнятным, безликим партиям, средним, промежуточным набирать голоса не только в результате административного давления, но и по целому ряду обстоятельств психологического характера. Эта ситуация уходит. Если раньше мы говорили об экстремизме и ксенофобии как явлении сугубо социальном, опасном для межэтнических отношений, то сегодня можно говорить уже о значительной политической роли этих организаций. Появляются новые лица, новые лозунги. Сегодня в условиях потребности новизны и того и другого это очень привлекательно. Накапливается социальный дискомфорт разного рода. Он очень легко облекается в лозунги националистические.

Тут многие говорят о том, что власть заинтересована в этом. Я не знаю, заинтересована она или не заинтересована. Я только знаю, что она не должна быть заинтересована, не может быть заинтересована по простой причине - по причине самосохранения. Я даже не говорю о ее интересе к общественным благам, стратегическим задачам государства, но даже если она заинтересована всего лишь в самосохранении, то она не должна была бы быть столь самоуверенной и полагать, что выращенный в пробирке джинн может быть ею как-то управляем.

Любовь Чижова: По мнению лидера Республиканской партии Владимира Лысенко, националистические идеи в России действительно популярны. Но вот кровопролития россияне не хотят.

Владимир Лысенко: Вы знаете, опросы общественного мнения уже в течение года показывают, что больше 50 процентов наших граждан поддерживают лозунг "Россия для русских". Из них 30-35 процентов при этом говорят, но только без насилия. Уберите их отсюда, но чтобы ни капли крови не пролилось. Это еще немножко успокаивает, что все-таки большинство из этих 50 понимают и помнят, что у нас было в начале 90-х годов, когда лилась кровь на территории всего Советского Союза. Они этого не хотят. Но в то же время избавиться от представителей других национальностей, от приезжих они сегодня с удовольствием бы хотели.

Я полагаю, что это как раз очень серьезная проблема, которую пока, увы, на уровне нашего президента мы не решаем. Тем более что Владимиру Владимировичу Путину ни федерализм, ни национальная политика не нужны. Вы помните, он Министерство по делам национальностей ликвидировал, сейчас, правда, создал Министерство по делам регионов, но оно занимается в основном экономическими, промышленными проблемами. А серьезными межнациональными отношениями сегодня на уровне власти никто не занимается.

Я полагаю, что когда националисты шли, насколько я знаю, они как раз приветствовали нашего президента. Они его поддерживали. Они как раз видели в нем возможное воплощение своих идей. Поэтому, я полагаю, что это как раз один из возможных сценариев сохранения Путина у власти. Именно эта сила, если она будет дальше продолжать расширяться и усиливаться, что я вполне допускаю, что эта карта может быть разыграна.

Любовь Чижова: Лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада рассуждает о том, кому выгодно проведение подобных митингов, и делает вывод - российским властям. Националистическая карта популярна среди российских политиков самого разного ранга.

Ирина Хакамада: Одному из своих приятелей, который не имеет никакого отношения к политике, я сказала вскользь в разговоре, что мне нужно в пятницу идти на дебаты с Рогозиным по поводу событий, которые происходят. На что мне совершенно так легко было сказано: "Зря идешь, все равно проиграешь. Россия сейчас живет в эпоху фашизма. С этим ничего нельзя поделать".

Что происходит? Почему опять беснуемся на пустом месте? Я бы с удовольствием увидела толпы молодежи, которая борется за рабочие места, за снижение налогов, за то, чтобы стипендия была нормальная, если столько денег в стране. Какого черта им не хватает рабочих мест? А их, действительно, не хватает. Нет, начинается вот это мракобесие, которое, на самом деле, снизу не имеет никаких причин. Упоминание рынков на эту тему просто становится смешным, потому что никто не занимается расследованием, что, например, в Москве большинством рынков владеют украинцы. Об этом никто не знает, тупо эксплуатируя кавказскую внешность еще буквально 4 года назад при более низких ценах на нефть, при более низких доходах. Ничего подобного в таких массовых выступлениях националистов нет. Сегодня это уже доходит до безобразия.

Лидеры этих молодежных организаций, притом, что меня не было в Москве, объявляют, что Хакамада несла флаг с фашистскими лозунгами. Не стесняются ничего. На самом деле, их пользуют, власть их пользует, как марионеток. Они даже этого не понимают, что как только их используют, их также как в свое время "Память" и других националистов, вычистят, от них ничего не останется.

Любовь Чижова: Это была лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада.

XS
SM
MD
LG