Ссылки для упрощенного доступа

Директор Музея имени Пушкина успокоится только тогда, когда коллекция прибудет в Москву


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Андрей Шароградский: Коллекция картин из Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина отправилась сегодня из Швейцарии в Россию. Накануне швейцарские власти сняли с картин арест, заявив, что международное законодательство запрещает задерживать произведения искусства в частных интересах. Эту информацию подтвердила Радио Свобода и директор Пушкинского музея Ирина Антонова. При этом госпожа Антонова убеждена, что инцидент с коллекцией полотен французских мастеров негативно скажется на межгосударственных обменах выставками произведений искусства.

Лиля Пальвелева: Грузовые машины с бесценным грузом - 50 полотнами Пикассо, Ван Гога, Матисса, Ренуара и других французских живописцев - сейчас благополучно движутся по направлению к России. Самое худшее, как будто бы, позади. Но окончательно директор Музея имени Пушкина Ирина Антонова успокоится только тогда, когда коллекция прибудет в Москву и будет осмотрена специалистами.

Ирина Антонова: Никто не может сказать, что там внутри. Сейчас они только прошли таможенную обработку. Все грузовики опломбированы, туда никто не имеет права доступа. Когда они поступят в музей, пройдут сутки, как положено, мы все выгрузим, потому что там должен произойти определенный климатический перепад, и мы начнем их открывать. Открывать будем комиссионно, реставрационной комиссией, и будем смотреть, что там произошло. Я все-таки надеюсь, когда они разгружали наши 9 ящиков в хранилище, там присутствовал наш сотрудник, хотя там уже не было музейных рабочих, а были, наверное, обычные такелажники, все-таки я надеюсь, что наш сотрудник, госпожа Степина, как она меня заверила, она наблюдала за этой разгрузкой, поэтому никаких падений ящиков, неправильного их кантования и прочего не происходило. Сейчас они их обратно заложили в грузовик, соответственно, значит, два раза они ими манипулировали без нашего разрешения - все это нарушения очень грубые.

Лиля Пальвелева: Как сообщает пресс-атташе России в Швейцарии Игорь Петров, о судьбе картин, арестованных по требованию фирмы Noga, уже много лет предъявляющей России финансовые претензии, беспокоились и в Швейцарии.

Игорь Петров: Последние два дня характеризовались прежде всего самым важным событием, имеется в виду решение, которое было принято Федеральным советом Швейцарии, то есть правительством страны на своем специальном заседании. В рамках этого решения было принято постановление отменить все решения всех судов всех инстанций по отношению к этой выставке и освободить ее из-под стражи.

Сегодняшняя утренняя пресса и вчера комментарии электронных средств массовой информации. в принципе, с одобрением оценивали это решение. Указывалось на то, что Федеральный совет, руководствуясь соответствующей статьей Конституции, которой вменяется Федеральному совету в обязанности охранять интересы страны, принял это решение именно с этой точки зрения. Считалось, что арест такой выставки нанесет Швейцарии большой вред в том плане, что ей и без того очень трудно получать иностранные крупные выставки в страну, это связано с тем, что Швейцария не является членом Европейского союза, и здесь законодательство, в частности, страховое совсем иное, и очень сложно решать эти проблемы. Такого рода казусы еще сильнее нарушают культурные связи Швейцарии с миром.

Далее подчеркивается также, что такая выставка в соответствии с международными законодательными актами не может подвергаться никаким обеспечительным арестам или конфискациям в обеспечении интересов третьих лиц, поскольку такого рода картины не имеют цены в принципе, они являются мировым культурным достоянием, и налагать на них арест невозможно ни с правовой точки зрения, ни, тем более, с моральной.

Отдельно газеты указывают на то, что эти картины являются до сих пор ярким символом связи России и Европы, и подчеркивается, что в свое время, когда российские меценаты покупали эти картины, они своими собственными средствами фактически поддерживали западную или французскую живопись и культуру.

Лиля Пальвелева: Игорь Петров произнес фразу: "Трудно получать иностранные выставки в Швейцарию". Похоже, теперь многим музеям мира, не одним только швейцарским, станет намного сложнее договариваться об экспонировании искусства из России. Кто даст гарантию, что фирма Noga, на чьей стороне сейчас решение суда, не потребует вновь в той или иной стране ареста тех или иных экспонатов из страны-должника? Анатолий Вилков, заместитель руководителя Росохранкультуры, утверждает: число российских выставок в других странах теперь может сократиться.

Анатолий Вилков: Мы никому не навязываем свои выставки. Если вы хотите знакомиться с нашим искусством, с творчеством, с историей - ради бога. Обеспечьте надлежащие гарантии и все.

Лиля Пальвелева: Заметим, Швейцария надлежащие гарантии давала, в том числе от претензий третьих лиц. Иначе, инцидент мог бы завершиться совсем по-иному.

Ирина Антонова: Этот случай, конечно, нанес удар по культурному обмену. И это скажется на всех странах, потому что ведь мы тоже хотим, чтобы к нам приезжали художественные ценности из других стран, мы их здесь показываем. Кстати говоря, сейчас из Швейцарии с тем же транспортом к нам идут тоже картины, которые нас интересуют. И я знаю, что мировое содружество музеев в лице Международного совета музеев занимается этими проблемами. Я была в этом году в Лондоне на совещании, вместе с Пиотровским, где как раз рассматривали эти проблемы, вот эти гарантии. Было специальное совещание на очень высоком уровне участников. Кстати говоря, они так и не пришли к окончательным выводам. Сделали целый ряд заявлений, деклараций о необходимости и прочее, но окончательное решение пока не найдено.

Лиля Пальвелева: Ну, а сейчас Ирина Антонова дает понять, что Музей имени Пушкина готовит встречный иск.

Ирина Антонова: Претензии могут быть предъявлены не только тогда, когда произошло какое-то нарушение, отслоение красочного слоя, что-то треснуло - в таком роде. Они могут быть предъявлены и за нарушение сроков, оговоренных в договоре, и вообще за весь тот моральный, в конце концов, ущерб, который нам нанесла вся эта история.

XS
SM
MD
LG