Ссылки для упрощенного доступа

Полгода со дня завершения операции по освобождению заложников в бесланской школе №1


Андрей Шароградский: Сегодня - 3 марта - исполнилось полгода со дня штурма захваченной боевиками школы в Беслане. Тогда погибли, по официальным данным, 330 человек (в основном - дети) и свыше 700 были ранены.

Юрий Багров: Уже на подъезде к Беслану было заметно, что в городе предприняты повышенные меры безопасности. Милицейские автомашины дежурили чуть ли не на каждом перекрестке, охраняя практически пустые улицы. В 10 часов утра многолюдно было лишь у здания прокуратуры, где, как было объявлено накануне, должна была состояться пресс-конференция заместителя генерального прокурора России Николая Шепеля. Операторы со штативами и телекамерами держались ближе к входу, надеясь выбрать лучшую позицию для съемки. Однако пресс-конференция не состоялась; об этом журналистам объявил не представившийся работник прокуратуры.

Разрушенную школу номер 1 охраняли с особой тщательностью. "Если бы 1 сентября было бы столько милиции, террористы сюда не сунулись бы", - сказала одна из женщин, проходя мимо сотрудников МВД. Люди приходили с цветами к обгоревшему спортзалу. Женщины с заплаканными лицами стояли у черных от копоти стен. Серое небо вместо крыши спортзала лишь усиливало атмосферу скорби и печали. Позже во дворе школы стихийно возник митинг, на котором было объявлено о проведении акции протеста 8 марта в центре Владикавказа. Люди выражали недовольство ходом расследования теракта.

Председатель Комитета матерей Беслана Сусанна Дудиева рассказал о находках в карьере щебеночного завода на окраине города, куда 4-5 сентября из бесланской школы вывозили мусор.

Сусанна Дудиева: Мы увидели, что отвезли туда то, что сгребли с пола спортзала, по-видимому. Там детские вещи, детские и взрослые одежда, обувь, сумки. Мы нашли остатки волос со скальпом - несколько таких фрагментов. Мы обнаружили там неразорвавшуюся самодельную гранату (она "хаттабка" называется). Мы нашли сумку террориста, в которой была кассета, мы сняли оттуда пленку, и это оказалась молитва. Мы нашли в этой сумке обгоревшую часть часового устройство, часовой механизм от взрывного устройства, нашли бритвенный станок. Нашли два обручальных кольца, золотых, маленького размера (видимо, 15-16), - они ведь были у кого-то на пальцах. Сказали, что первое время, когда свезли туда все, там было очень много бродячих собак, лисы. Видимо, то, что там творили животные, доказывает, что над нами власти издеваются. Это говорит о том, что кругом безответственность, халатность, кощунство процветает у нас вовсю.

Юрий Багров: Люди говорили и о том, что настало время для объединения всех общественных организаций и комитетов Беслана. "Цели и задачи у нас общие, а значит, и добиваться своего мы должны вместе", - считают бывшие заложники. Обсуждался вопрос и о планах республиканского правительства снести школу, а на ее месте воздвигнуть мемориал. Своим мнение делится житель Беслана Казбек Торчинов.

Казбек Торчинов: Раньше из села в село возили плакальщиц, чтобы они помогли выплакать горе, они могли это делать. Так вот нам плакальщица не нужна, нам нужно оставить этот зал, в купол одеть его, как он есть, закрепить криво стоящую раму, все оставить в таком виде, как мы сейчас видим. И, наверное, в Волгограде неглупые люди, что дом Павлова до сих пор сохранили. Наверное, в Бресте тоже неглупые люди, когда он сохранен. И в мире таких прецедентов очень много. Разве можно трогать этот двор? Он сам - мемориал. Зачем мемориал строить? Он сам уже мемориал сам по себе. Зачем тратиться на мемориал, когда нам его по роковому стечению обстоятельств дали?

Юрий Багров: Большинство из тех, кто был сегодня в школе номер 1, позже отправились на кладбище, которое в Беслане называют "школьным", почтить память своих родных и близких.

Андрей Шароградский: Пикеты в память о жертвах теракта в Беслане прошли сегодня в Москве и Санкт-Петербурге.

Михаил Саленков: Пикеты в Москве и Санкт-Петербурге были немногочисленны. В Москве к зданию представительства Северной Осетии пришли около 30 человек. В первую очередь, вспомнить детей, погибших в Беслане и поддержать их матерей. На ступенях представительства они зажгли небольшие свечи, между ними положили конфеты. Среди лозунгов - "Беслан, мы с тобой", "Дзасохов, уходи в отставку!" (последний плакат - на двух языках). Организатор пикета Марина Литвинович говорит, что его передали из Беслана.

Марина Литвинович: Сегодня полгода с того дня, как погибло 330 человек. И мы, простые граждане, хотим, во-первых, напомнить об этом, и напомнить о том, что до сих пор не закончилось расследование и на многие вопросы не даны ответы. Мы хотим поддержать Комитет матерей Беслана, который требует отставки Дзасохова; но их никто не слышит в Беслане, и мы хотим, чтобы это услышали хотя бы в Москве и Санкт-Петербурге, где сегодня проводятся пикеты. Я хочу, чтобы люди знали, что матерям Беслана не дают говорить, что они вынуждены идти на перекрытие дорог. Они это делают только потому, что их никто не слышит. Они это делают потому, что за кровь их детей никто не ответил.

Михаил Саленков: Поддержать матерей Беслана на пикет пришли и представители общественной организации "Норд-Ост". Говорит Татьяна Карпова.

Татьяна Карпова: У нас также погибли дети. Это наши родные, близкие, мы с Бесланом вместе. Сегодня мне звонили ребята из Беслана, я разговаривала с ними непосредственно. Они находятся все на кладбище, у них сегодня накрыты поминальные столы, им сегодня не до митингов. Начиная с 1999 года на территории России произошло 15 терактов. И то, что творится по отношению к нам - погибшим и потерпевшим - после терактов, вообще нет слов. Мы живем безумно тяжело и плохо.

Михаил Саленков: В Санкт-Петербурге пикет состоялся, несмотря на то, что не был санкционирован властями. Из - Петербурга передает Дмитрий Казнин.

Дмитрий Казнин: В пикете приняли участие около 30 человек - представители различных общественных и политических организаций, жители города. Один из участников пикет - лидер Молодежного "Яблока" Александр Шуршев - заявил, что это в первую очередь акт памяти, хотя у многих людей есть и определенные требования к власти.

Александр Шуршев: Прошло уже полгода, расследование идет, а никаких результатов мы не видим. Чиновники, которые сидели на своих местах, они в большинстве своем там и остались, и никаких мер принято не было. Власти просто хотят, чтобы люди забыли о том, что произошло.

Дмитрий Казнин: Участники пикета держали плакаты: "Хватит лжи! Хватит крови! Хватит Путина!", "Беслан, мы с вами!", "Нам нужна правда!". Городские власти пикет не согласовали, несмотря на поданную за несколько дней заявку на его проведение. В итоге милиция попыталась задержать Александра Шуршева, - по их мнению, организатора акции. Но участники пикета, окружив лидера Молодежного "Яблока" плотной толпой, сумели отбиться от милиционеров и проводить Александра Шуршева до метро.

Михаил Саленков: Организаторы обоих пикетов особенно подчеркивают, что это были не политические, а гражданские акции.

Виктор Нехезин: Сегодня исполняется полгода трагическим событиям в североосетинском городе Беслан. В течение трех дней несколько десятков боевиков удерживали в здании городской школы №1 несколько сотен заложников, в основном детей. Ровно 6 месяцев назад около часа дня события начали стремительно развиваться, был предпринят штурм, погибшими официально считаются 330 человек. Сегодня в Беслане на месте событий во дворе школы №1 находятся корреспондент Радио Свобода Юрий Багров. Мы попытаемся связаться с ним по телефону. Юрий, что вы видите вокруг себя, планируются ли какие-либо траурные мероприятия сегодня, что происходит в Беслане?

Юрий Багров: Сейчас к школе №1 в Беслане стали приходить люди, родные и близкие погибших во время теракта 1-3 сентября. Люди приходят с цветами, с бутылками воды и слышен плач. Атмосфера очень тягостная. Я наблюдаю, что число людей, которые сюда подходят, увеличивается ежеминутно. Сейчас здесь, в разрушенном спортивном зале, порядка 50-60 человек, но подходят все новые и новые люди, несут венки и цветы. В Беслане приняты повышенные меры безопасности. Во дворе школы дежурят милиционеры, и патрульных машин достаточно много, по Беслану также выставлены дополнительные медицинские автомашины.

Виктор Нехезин: Юрий, известно, что расследование этого теракта продолжается. Официальных данных очень мало. Что известно о ходе расследования в самом Беслане?

Юрий Багров: Жители Беслана разочаровались в официальном расследовании. Высказывалось мнение женщинами Комитета матерей Беслана и общественным комитетом, учительским комитетом о недоверии расследованию прокуратуры. Люди рассчитывают на объективность расследования парламентской комиссии, но говорят, что все будет ясно только тогда, когда парламентарии опубликуют свой доклад. Между тем, в Беслане создана инициативная группа из представителей общественных движений и комитетов, которая проводит собственное расследование. Еще два месяца назад были найдены использованные огнеметы "шмель" в одном из частных дворов Беслана. Люди предполагают, что именно эти огнеметы были использованы в ходе штурма.

Виктор Нехезин: Известно, что одним из самых главных требований родственников погибших в Беслане людей была отставка президента Дзасохова. Остается ли до сих пор это требование и что по этому поводу вы можете сказать?

Юрий Багров: Да, отставка президента Дзасохова - это главное требование всех общественных организаций. И еще в январе они устраивали пикет, перекрывая федеральную трассу "Кавказ". Отставки Дзасохова добиваются инициативная группа Комитета матерей Беслана и другие общественные организации. Они крайне возмущены тем, что в местных СМИ с подачи местной власти представлены их действия, как недовольство ходом расследования парламентской комиссии. Они подчеркивают, что главное их требование - это отставка президента Северной Осетии Александра Дзасохова.

Виктор Нехезин: Как ожидается, сегодня акция в память жертв теракта состоится и в Москве. Корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров связался с ее организатором Мариной Литвинович.

Марина Литвинович: Сегодня 3 марта, полгода со дня трагедии в Беслане. И сегодня группа граждан проводит в Москве возле представительства республики Северная Осетия-Алания пикет, посвященный памяти жертв, а также там выдвигаются требования, касающиеся честного расследования, отставки Дзасохова, президента республики Северная Осетия-Алания, поскольку именно эти требования выдвигает Комитет матерей Беслана. Эта акция пройдет в 2 часа, это Покровский бульвар в Москве. Также планировалась акция в Санкт-Петербурге, она должна была пройти в два часа на Малой Конюшенной улице. Однако вчера власти Санкт-Петербурга запретили проведение этого пикета, запретили незаконно, на наш взгляд, потому что все бумаги были оформлены вовремя. Поэтому пикет в Петербурге не будет проводиться, но уже сегодня будет подано заявление в суд о незаконности запрещения.

Карэн Агамиров: Марина, а сколько примерно человек вы планируете сегодня собрать в Москве?

Марина Литвинович: Вы знаете, это чистый эксперимент, поскольку пикет не партийный. Я считаю, это такая тема тяжелая - Беслан, что ни одна партия не имеет права приватизировать эту тему, поэтому это пикет граждан. Я собирала, собственно, именно граждан, которые не принадлежат ни к партиям, ни к общественным организациям. Сколько людей соберется, даже для меня вопрос. Я не знаю, я просто надеюсь, что в Москве много неравнодушных людей.

Карэн Агамиров: Полгода прошло со дня трагедии в Беслане. Как идет, по вашим данным, следствие?

Марина Литвинович: Я знаю, что матери, потерявшие детей, а также люди, которые сидели в зале в школе, очень надеются и очень верят в расследование, которое ведет парламентская комиссия. Она еще не завершила свою работу, но люди верят, что именно эта комиссия сможет ответить на их вопросы и сможет рассказать правду. Правду, во-первых, о том, как террористы смогли проникнуть в Беслан и так легко захватить школу, а также правду о том, что это было - штурм, спасение заложников, почему столько людей погибло, отчего они погибли, ну, и масса других вопросов.

Карэн Агамиров: Все-таки как вы чувствуете, правду узнают люди?

Марина Литвинович: Я достаточно в курсе, как идут дела у общественной организации "Норд-Ост", которая в приблизительно похожем находится состоянии, они за два года так и не смогли добиться ответов на свои вопросы, ситуация не очень благоприятно складывается. Я очень боюсь, что бесланские жертвы повторят этот путь, который сейчас проходит "Норд-Ост".

Карэн Агамиров: Сегодня, 3 марта, в Москве состоится презентация книги "Беслан: свидетельства очевидцев и журналистские расследования".

Марина Литвинович: Да, эта книга подготовлена журналистами, авторами, а также другими людьми, сотрудничающими с "Новой газетой". В этой книге собраны материалы и непосредственно о днях, когда заложники сидели в зале, а также обо всех последующих событиях, о расследованиях, о том, как люди получали помощь, о том, как вели себя власти. Достаточно много интересных материалов, они собраны под одной обложкой. В этот же вечер мы покажем фильм, это фильм о трех подростках из Беслана, им было 13 лет, они все погибли. Этот фильм, скорее, рассказывает не о том, как они погибли, а как они жили, о чем они мечтали, как они проводили время, потому что в Москве часто кажется, что Северный Кавказа, Осетия, Беслан - это какая-то другая планета, там живут какие-то другие люди. Вот этот фильм показывает, что там такие же люди, как мы, они также живут надеждами, они любят, они страдают, в общем, хороший, добрый фильм, он снят осетинской журналисткой.

XS
SM
MD
LG