[ Радио Свобода: Программы: Культура ]
Лиля Пальвелева: "Царь конь" - выставка с таким названием открылась в Государственном Историческом музее. Мир этой выставки - это мир скачущего на своей Фру-Фру Вронского из "Анны Карениной", Чичикова, летящего на хрестоматийной птице-тройке, очеловеченного Холстомера и многих, многих других. В русской классической литературе, да и в российской истории тоже, лошадь - непременный персонаж, однако, современный человек уже смутно представляет, чем отличались дрожки от брички и как выглядели орловские рысаки. Поэтому посетители выставки "Царь конь" с таким неподдельным интересом вглядываются в экспонаты. Это - знакомые незнакомцы. А вот Юлия Кузнецова может рассказать о лошадях чрезвычайно много. Она - сотрудник Научно-художественного музея коневодства. Основной массив экспонатов предоставил именно этот славный, но малоизвестный музей, существующий при Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Мы хотели показать разные породы, подчеркивает Юлия Кузнецова. Юлия Кузнецова: Ахалтекинскую, орловского рысака в большом количестве, показать английскую скаковую, орловскую верховую. И мы хотели показать различные сферы использования лошади - охота, транспортную и парадные портреты. То есть все многообразие использование лошади мы постарались как-то показать. Лиля Пальвелева: В XIX столетии жил такой художник-анималист Николай Сверчков. Писал он по большей части лошадей, да так, чтобы знаток мог оценить все достоинства породистого животного. Потретируемые, говорит Юлия Кузнецова, изображались строго боком по отношению к зрителю, безгривной стороной, при этом должны были быть видны все четыре конечности. Юлия Кузнецова: Великолепные парадные портреты с великолепными холеными лошадьми. Конечно, у них все чувства, все эмоции обострены, конечно, они живут полной жизнью, и, конечно, на них сидят прекрасные всадники. Лиля Пальвелева: Впрочем, очень часто этих коней писали и без всадников, чтобы ничто не отвлекало внимания от эдакой-то красоты! Такими "портретами лошадей" очень любили украшать свои кабинеты конезаводчики. Ах, какие они давали имена своим питомцам! Верховой жеребец Тезей, Барс 1-ый, Лебедь 4-ый, Флориал, Горностай - читаем мы на этикетках к картинам. Кстати, Горностаями называли белоснежных коней с черными гривами и хвостами. Были такие.
[10-07-05]
"Царь конь"
Редактор и ведущая Лиля Пальвелева
Лиля Пальвелева: "Царь конь" - выставка с таким названием открылась в Государственном Историческом музее. Мир этой выставки - это мир скачущего на своей Фру-Фру Вронского из "Анны Карениной", Чичикова, летящего на хрестоматийной птице-тройке, очеловеченного Холстомера и многих, многих других. В русской классической литературе, да и в российской истории тоже, лошадь - непременный персонаж, однако, современный человек уже смутно представляет, чем отличались дрожки от брички и как выглядели орловские рысаки. Поэтому посетители выставки "Царь конь" с таким неподдельным интересом вглядываются в экспонаты. Это - знакомые незнакомцы. А вот Юлия Кузнецова может рассказать о лошадях чрезвычайно много. Она - сотрудник Научно-художественного музея коневодства. Основной массив экспонатов предоставил именно этот славный, но малоизвестный музей, существующий при Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Мы хотели показать разные породы, подчеркивает Юлия Кузнецова. Юлия Кузнецова: Ахалтекинскую, орловского рысака в большом количестве, показать английскую скаковую, орловскую верховую. И мы хотели показать различные сферы использования лошади - охота, транспортную и парадные портреты. То есть все многообразие использование лошади мы постарались как-то показать. Лиля Пальвелева: В XIX столетии жил такой художник-анималист Николай Сверчков. Писал он по большей части лошадей, да так, чтобы знаток мог оценить все достоинства породистого животного. Потретируемые, говорит Юлия Кузнецова, изображались строго боком по отношению к зрителю, безгривной стороной, при этом должны были быть видны все четыре конечности. Юлия Кузнецова: Великолепные парадные портреты с великолепными холеными лошадьми. Конечно, у них все чувства, все эмоции обострены, конечно, они живут полной жизнью, и, конечно, на них сидят прекрасные всадники. Лиля Пальвелева: Впрочем, очень часто этих коней писали и без всадников, чтобы ничто не отвлекало внимания от эдакой-то красоты! Такими "портретами лошадей" очень любили украшать свои кабинеты конезаводчики. Ах, какие они давали имена своим питомцам! Верховой жеребец Тезей, Барс 1-ый, Лебедь 4-ый, Флориал, Горностай - читаем мы на этикетках к картинам. Кстати, Горностаями называли белоснежных коней с черными гривами и хвостами. Были такие.
На передней лошади едет императорГде бы узнать, не о картине ли кисти Николая Сверчкова сложил свою песню "Батальное полотно" Булат Окуджава? Очень уж императорская кобыла узнаваема. Между прочим, Николай Сверчков, сын вышедшего из крестьян старшего конюха придворных конюшен, любил и простых беспородных лошаденок, что отразилось в его жанровых картинах. Юлия Кузнецова: Видите, как там крестьянские лошадки, которые уже совсем потеряли свою живость и энергию: Картина "Охота на медведей" - страшный хищник, любая лошадь, даже увидев, заслышав запах, должна была вскочить и убежать, а эти замученные крестьянские лошадки - их даже этот страшный запах, и то не волнует. Ну, они так посмотрели на него, ну, и опять же стоят. Или вот такие праздники - "Праздник Флора и Лавра", покровителей домашних животных, в основном лошадей. Огромная картина, написанная Николаем Егоровичем Сверчковым уже на склоне своей жизни. Или "Катание на тройках в Масленицу" - это тоже традиционный русский праздник. Тут мы видим моменты отдыха крестьян после тяжелого труда. Ну, отдыхают как могут - катаются на тройках, пьют, пляшут, веселятся. Лиля Пальвелева: У выставки "Царь конь" - легкое дыхание. Экспонатам здесь не тесно и не чрезмерно просторно, а монотонности удалось избежать за счет того, что устроители не ограничились одними картинами, с которых мы и начали свой рассказ. Еще есть, к примеру, детали конской сбруи. Какой, оказывается, она была разнообразной! Обойдя отдельный куб стеклянной витрины, можно в деталях разглядеть седло детское с подпругой, дамское с подножкой, английского типа со стременами и, наконец, седло европейского типа. Еще одно достоинство выставки: экспонаты относятся к локальному периоду времени. Если бы кто-то взял на себя труд рассказать всю длинную историю взаимоотношений коня и человека, получилась бы скороговорка. На это во время вернисажа обратил внимание директор Исторического музея Александр Шкурко... Александр Шкурко: Это выставка о коне и всаднике. Уже в течение многих тысячелетий они всегда соединяются вместе. Но эта выставка, конечно, не о древней археологии, а о XIX в основном веке, о XVIII, о тех всадниках, которые были, действительно, и царственными персонами, были просто ценителями и любителями этого замечательного животного, благородного, преданного человеку. Лиля Пальвелева: О том, что в России коней действительно ценили и любили, свидетельствует вот какой факт: В 1912 году в стране насчитывалось более 50 пород лошадей, а их поголовье превышало 35 миллионов. Это больше, чем где-либо в мире. Чтили традиции. Свидетельство тому - бронзовая скульптура коня на массивном мраморном постаменте. Ее изготовили 1875 году к 100-летию рысистой орловской породы. Как выглядит эталонный образец? Круп длинный, ноги коротковатые, зато крепкая шея отменно хороша - выгнута крутой дугой. Такие скульптуры выдавали в качестве приза владельцам рысаков, победивших в состязаниях памяти графа Орлова-Чесменского. Ну, а самый трогательный экспонат выставки "Царь конь" - из собрания Исторического музея. Это - детская коляска с вензелем "М". В ней маленькая великая княжна Мария Александровна, дочь Александра II по Царскому Селу каталась. В почти игрушечную, но такую ладную колясочку запрягали пони, которого вели под уздцы придворные.
в голубом кафтане.
Белая кобыла с карими глазами,
С челкой вороною.
Красная попона, крылья за спиною,
Как перед войною.