Ссылки для упрощенного доступа

В Хьюстоне начался процесс над бывшими главами корпорации "Энрон"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Андрей Шарый: В Хьюстоне завершился отбор членов жюри присяжных в ходе процесса над двумя бывшими главами американской энергетической корпорации "Энрон". Бывший председатель совета директоров компании и бывший исполнительной директор обвиняются в мошенничествах и заговоре, приведших к банкротству компании в 2001 году. Оба отвергают предъявленные им обвинения.


Я приветствую в студии моего коллегу Андрея Шароградского, выпускника бизнес-школы при Ротчестерском технологическом институте - это США. Большая часть курса, посвященному менеджменту, в любых университетах западных посвящена корпоративному праву. Корпоративное мошенничество, в чем обвиняют бывших руководителей этой компании, какова схема того, что произошло?



Андрей Шароградский: Давайте представим себе балансовый отчет фирмы. Слева - это активы, то есть деньги на счетах, оборудование, все то, что должно по идее приносить прибыль. Справа - это пассивы, опять же понятно, что это. Разница между активами и пассивами составляет бухгалтерскую стоимость данной компании. Это как бы взгляд назад. Это нужно для того, чтобы компания отчиталась по налогам и так далее.


Но если бухгалтер говорит об одних цифрах, то человек, который покупает и продает акции, может назвать совершенно другую стоимость этой компании. Почему? Потому что он смотрит в будущее. Он видит, что эта компания может бурно развиваться и приносить еще большую прибыль. Он может заплатить сейчас больше, а потом он будет иметь гораздо больше денег.


Главная махинация, которая происходила в этих компаниях, заключалась в том, что иногда в сговоре с аудиторами, иногда обманывая аудиторов, то, что идее должно было бы быть пассивом, переводилось в часть активов. Таким образом, компания показывала большую прибыль. В результате люди были обмануты.


Что это может быть? Предположим, компания бурно развивается. Она хочет привлечь еще каких-то клиентов. Она берет в лизинг какое-то оборудование и рассчитывает, что с помощью этого оборудования будут привлечены еще больше и больше клиентов, и прибыль будет расти в геометрической прогрессии. Оборудование взято в лизинг. За него платятся деньги, но никаких клиентов не появляется. Но в бухгалтерской отчетности вот это взятое оборудование, которое должно приносить прибыль, оно выглядит как актив. Если человек обладает инсайдерской информацией, если он знает, что это взято как актив, но никаких клиентов нет, при этом отчетность показана таким образом, что это актив, то он понимает, что он, таким образом, искусственно увеличивает стоимость акций. Но, в конце концов, это приведет к обвалу. Значит, этот человек заинтересован в том, чтобы продать эти акции на пике, а дальше хоть трава не расти.



Андрей Шарый: Андрей, получилось, что около 20 тысяч сотрудников "Энрона" материально пострадали от всей этой ситуации, причем, безвозвратно. Никто им уже эти деньги, которые они накопили каким-то образом за годы работы в компании, не выплатит. А почему именно они оказались под ударом?



Андрей Шароградский: Все дело в том, что менеджмент подразумевает, что любой человек действует, прежде всего, в своих интересах. Для того чтобы он действовал одновременно в интересах и своих, и своей компании нужно, чтобы существовали правила и законы, которые фактически заставляли бы его делать. Этих правил в момент, когда произошли вот эти крупные корпоративные скандалы в США, их либо не было, либо они были недоработаны. Это давало возможность руководителям некоторых корпораций таким образом наживаться за счет своих сотрудников.


Сотрудников же, с другой стороны, привлекало, что им говорили - вкладывайте деньги в наши акции, акции растут. Конечно, если ты знаешь о том, что эти акции обвалятся через некоторое время, никакого другого выхода быть не может, и все равно предлагаешь своим сотрудникам, заинтересовывая их, если ты таким образом заставляешь своих сотрудников так делать, ты, разумеется, нарушаешь закон. Так было, на самом деле, в США и тогда, когда эти скандалы произошли. Почему все эти люди и привлечены к ответственности.



Андрей Шарый: Вы сказали о том, что в то время, когда разгорелся скандал с "Энроном" (это 2001 год), эта система корпоративных взаимоотношений была недостаточно разработана. Означает ли это, что подобные скандалы могут повторяться и в будущем?



Андрей Шароградский: Эта проблема решается. Основные препятствия к решению этой проблемы устранены. Прежде всего, важна независимая работа аудиторов. Есть печально известная компания "Артур Андерсен", которой уже не существует, которая оказалась вовлеченной в несколько таких крупнейших скандалов. Руководство вот этих корпораций часто работало в тесном взаимодействии с аудиторами, которые и пропускали вот это перенесение пассивов в активы.



Андрей Шарый: То есть речь идет просто о банальном подкупе сотрудников аудиторской компании?



Андрей Шароградский: Скорее всего, да. Существуют очень разные способы заинтересовать, но, прежде всего, это деньги, разумеется.


XS
SM
MD
LG