Ссылки для упрощенного доступа

Официальный Тбилиси заявил о намерении сократить в ближайшее время долю России в газоснабжении Грузии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олега Кусова.



Андрей Шароградский: Официальный Тбилиси заявил о намерении сократить в ближайшее время долю России в газоснабжении Грузии. Грузинские власти приступили к разработке новых вариантов маршрутов транспортировки газа в страну. Не исключено, что эти альтернативные маршруты лягут в основу новой системы транспортировки газа из Центральной Азии в Европу. Слово корреспонденту Радио Свобода Олегу Кусову.



Олег Кусов: После подрыва газопроводов в Дарьяльском ущелье, Грузию охватил энергетический кризис. Тбилиси обвиняет Москву в попытках развязать так называемую газовую войну на постсоветском пространстве. Но из нынешнего противостояния, по мнению некоторых наблюдателей, победителями вышли власти Грузии. Им удалось заручиться поддержкой Азербайджана и Ирана. Что касается "Газпрома", то в нынешнем раунде отношений, утверждают эксперты, он потерпел существенное поражение. Слово нашему корреспонденту в Тбилиси Георгию Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Грузия постепенно выходит из шока, вызванного энергетическим кризисом, последовавшим за серией взрывов коммуникаций на Северном Кавказе. Российский газ вновь поступает в квартиры жителей Тбилиси и других городов. Однако глава администрации президента Саакашвили Георгий Арвеладзе без обиняков заявил журналистам, что "Россия возобновила поставки газа в Грузию только после того, как убедилась, что у нас есть альтернатива". Господин Арвеладзе имел в виду иранский газ, который уже поступает в страну по только что отремонтированному газопроводу, соединяющему Грузию и Азербайджан.


В первый же день кризиса, то есть 22 января, министр энергетики Грузии Ника Гилаури вылетел в Баку, договорился с азербайджанскими коллегами о поставках 2,5 миллионов кубических метров в сутки и прибыл затем в Тегеран, попросив иранских руководителей оказать Грузии помощь поставками газа. Контракт был подписан в минувшее воскресенье и предусматривает поставку в Грузию 2 миллионов кубических метров природного газа. В данный момент Грузия получает газ сразу из трех источников - Ирана, Азербайджана и России. По словам премьер-министра Грузии Зураба Ногайдели, после истечение срока контракта с "Газпромом" в декабре 2006 года, Грузия обязательно заключит контракт о поставках газа уже не только с Россией, но и с Ираном, и Азербайджаном, диверсифицировав, тем самым, источники поступления жизненно важного природного топлива.


Но самое интересное, что прецедент поставки в Закавказье иранского газа впервые с 1971 года вновь реанимировал проекты по транспортировке иранского газа в Грузию и даже дальше - в Украину и Европу. В 90-е годы вице-премьер правительства Украины Юлия Тимошенко, будучи в Тбилиси, обсуждала с президентом Шеварднадзе возможность прокладки газопровода по дну Черного моря для снабжения Украины и каспийским газом. Тогда этот проект не получил развития. Но после того, как в результате взрывов на Северном Кавказе Иран через 35 лет вновь обрел статус значительного игрока на энергетическом рынке Южного Кавказа, а руководство Грузии объявило о возможности 100-процентного обеспечения потребностей в газе иранским, а не российским топливом, о грандиозном проекте Иран-Азербайджан-Грузия-Украина заговорили вновь.


По мнению большинства наблюдателей, те, кто взорвали газопроводы в Северной Осетии, ударили не только по Грузии, но и нанесли большой вред "Газпрому", поскольку у "Газпрома" на Южном Кавказе появился очень мощный конкурент в лице Ирана, обладающего вторым по объему запасом природного газа в мире.



Олег Кусов: Уже более года во властных кругах Грузии продолжается дискуссия о необходимости продажи "Газпрому" магистрального трубопровода Северный Кавказ - Закавказье. Чаще других за продажу трубопровода выступает министр экономики Грузии Каха Бендукидзе. За подобные высказывания министра даже прозвали в Тбилиси "московским агентом". После подрыва газопроводов 22 января, сторонников заключения сделки поубавилось. Эксперты обращают внимание, помимо всего прочего, и на неспособность российской стороны обеспечить охрану стратегических газопроводов.


Планы Грузии по сокращению доли потребляемого российского газа осуществимы, но не в ближайшие годы, так считает генеральный директор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский.



Станислав Белковский: Пропускная способность газопровода Иран-Грузия, идущего через территорию Азербайджана, ограничена. Однако это вопрос лишь времени. В течение 5 лет может быть построен новый газопровод, который полностью сориентирует Грузию на иранский газ. Однако у этого проекта в свою очередь будут геополитические противники. Поэтому, скорее всего, альтернатива российскому газу для Грузии является среднеазиатский газ. Примерно 5 лет будет достаточно, чтобы построить новый маршрут транспортировки нового газопровода из Казахстана, Узбекистана и Туркмении через страны Закавказья на Украину. Газопроводы могу пройти и по дну Черного моря. Кроме того, предполагается также строительство заводов по производству сжиженного газа в черноморских портах Грузии и Украины.


Российско-украинский газовый скандал, который вспыхнул по инициативе Владимира Путина в декабре прошлого года, во многом будет стимулировать стремление и желание и европейских стран, и Америки, и бывших постсоветских стран уйти от газовой зависимости России. Владимир Путин будет первым после Леонида Ильича Брежнева российским лидером, который будет вправе претендовать на государственные награды Ирана, Ливии, Алжира, Казахстана и Узбекистана, поскольку именно его неуклюжие действия во время газового кризиса, его неуклюжие действия во взаимоотношениях с потребителями российского газа на постсоветском пространстве и в Европе резко повысили спрос в мире на альтернативные, во-первых, источники газового топлива, а, во-вторых, на альтернативные источники топлива как такового.



Олег Кусов: Строящийся трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум сможет решить какие-то проблемы Грузии?



Станислав Белковский: Отчасти - да. Но источником газа для Грузии, в данном случае, все равно останутся страны Средней Азии, и многое будет зависеть от политической и экономической позиции властей Казахстана и Узбекистана. Как бы сегодня казахские и узбекские лидеры не братались с Владимиром Путиным, это никак не повлияет на их позицию. Уже сегодня Казахстан в рамках созданного с Украиной совместного предприятия начинает строить новую газотранспортную инфраструктуру в обход России. Эти страны прекрасно понимают, что они должны быть независимыми от российской трубы. Только в этом случае они будут чувствовать себя достаточно стабильно.



XS
SM
MD
LG