Ссылки для упрощенного доступа

Дискуссия в Госдуме России о статусе российских миротворцев в Южной Осетии


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов .



Александр Гостев : Госдума России сегодня приняла ответное заявление на постановление грузинского парламента о находящихся в Южной Осетии российских миротворцах. Российские депутаты обратились к президенту Владимиру Путину и правительству с просьбой принять необходимые меры по обеспечению национальной безопасности России, в связи с обострением ситуации.


В то же время госминистр Грузии Георгий Хаиндрава, находящийся с визитом в Москве, заявил, что Россия не единственная страна, которая может вести миротворческую операцию. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Олег Кусов : Российские депутаты единогласно проголосовали за принятия ответного заявления грузинскому парламенту. Однако некоторые из них всё же сомневались в необходимости обсуждать данную тему.



Сергей Сироткин : Мне кажется, что наши заявления должны упреждать события, а не констатировать факты. Получается так, что мы следуем в фарватере их действий. В среду было хорошее предложение коллеги Митрофанова - замолчать действия парламента. Все, что мы сейчас будем делать, мне кажется, это будет просто лишний пиар действий грузинского парламента.



Олег Кусов : Говорил депутат Государственной Думы Сергей Сироткин.


Вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Бабурин предложил не останавливаться на принятии заявления, а потребовать признания в качестве самостоятельных государств Южной Осетии и Абхазии.



Сергей Бабурин : Я за то, чтобы мы приняли это заявление. Но это опять же какая-то полумера, которая не решит проблемы. Вопрос, который стоит, он консолидирует, конечно, антироссийские силы. Нужно незамедлительно рассматривать вопрос и обращаться к президенту с призывом признать независимость этих двух республик - Абхазии и Южной Осетии. Они уже давно независимые.



Олег Кусов : Член фракции “Родина» Андрей Савельев потребовал приостановить действия всех российско-грузинских договоренностей.



Андрей Савельев : Мы должны отвечать адекватно, то есть реальными угрозами в ответ на угрозы. В противном случае мы отделаемся общими словами и рекомендациями исполнительной власти сделать все необходимое. Но эти слова "сделать все необходимое" не содержат в себе ничего. Мы как бы перекладываем ответственность за шаги в противовес действиям грузинского парламента на исполнительную власть.


С нашей стороны должны звучать какие-то более внятные угрозы ответного характера. Мы можем высказать мнение на этот счет, точно также как и грузинский парламент высказывает свое мнение. В ответ на его слова, мы должны сказать свое, но также с тем, чтобы в нашем ответном слове содержалась реальная угроза. А угроза состоит в том, что мы считаем необходимым отозвать посла Грузии и приостановить исполнение заключенных с Грузией двусторонних договоров и соглашений, исполнение которых Россией в сложившейся обстановке, может нанести нашей стране политический и экономический ущерб.



Олег Кусов : Однако предложения о признании независимости Южной Осетии, разрыве двухсторонних договоренностей, отзыве российского посла из Тбилиси не нашли поддержки парламентского большинства. В окончательном варианте заявление говорится, что грузинские депутаты "грубо искажают деятельность миротворческого контингента в Южной Осетии. Постановление парламента Грузии негативно воздействует на ситуацию вокруг Южной Осетии, способствует серьезной дестабилизации обстановки" , говорится в заявлении.


Член думского комитета по обороне Николай Безбородов назвал требование о выводе миротворцев из Южной Осетии близоруким подходом к решению проблемы.



Николай Безбородов : Только благодаря присутствую миротворческих сил и, прежде всего, России там обеспечена сегодня стабильность, там нет кровопролития и там, во всяком случае, не угрожает жителям Южной Осетии жизни. Все мирное население благодарит миротворцев за выполнение этих задачи. Поэтому взять сегодня и просто поставить задачу о выводе миротворческих сил России без соответствующих фактов - это было бы просто и наивно, и недальновидно, и непоследовательно. Поэтому мы считаем, что сегодня заявление, принятое Государственной Думой, с одной стороны, это реакция на принятое постановление парламентом Грузии, потому что не замечать постановление парламента дружественного нам государства нельзя, но в то же время мы дали другую оценку, в отличие от парламентариев Грузии, деятельности наших миротворцев. Мы считаем, что наши миротворцы должны пребывать там и впредь.


Да, сегодня необходимо садиться за стол переговоров, и очень внимательно анализировать - в какой мере выполнено соглашение от 1992 года, подписанное президентом Шеварднадзе и президентом Российской Федерации Ельциным, что там уже устарело, в чем необходимо корректировать. Но в целом сгоряча выводить миротворцев - это близоруко и очень опасно.



Олег Кусов : Российские миротворцы обязаны прекратить проведение миротворческой операции в Южной Осетии. На место российских военнослужащих в зону конфликта должны быть привлечены миротворцы из нейтральных государств. Об этом сегодня заявил государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : По мнению Георгия Хаиндрава российские миротворцы длительное время не исполняют свои прямые обязанности. По сути, их операция в Южной Осетии давно завершена.



Георгий Хаиндрава : Согласиться с тем, что российские войска под видом миротворцев защищали интересы населения на территории Грузии - этого не будет. Официально заявляю, что ни один пункт соглашения, по которому российские миротворцы находятся на территории Грузии, не был исполнен российскими миротворцами. Поэтому однозначно становится вопрос о том, что миротворческая операция, которая не исполняет главные задачи, не может продолжаться в таком формате. Парламент Грузии поручил грузинскому правительству интернационализировать эту операцию и привести ее в надлежащий вид.



Максим Ярошевский : Россия не то государство, которое должно обеспечивать безопасность в зоне конфликта, считает министр. Южная Осетия - крайне милитаризована, насыщена оружием и тяжелой военной техникой.



Георгий Хаиндрава : Там главная проблема - криминогенная ситуация. Там нет военных столкновений. Такой опасности вообще нет. Единственная сторона, которая говорит постоянно о войне - это Россия. Почему-то здесь все время говорят куда бы я не пришел, что сейчас начнется война, там будет взрыв, там начнут убивать друг друга. Пусть не беспокоятся наши коллеги. Там никто не начнет убивать друг друга. Для этого нет никакой мотивации. Это чисто политический конфликт, а не этнический.


Когда мы говорим о миротворческой операции, мы говорим о миротворческой операции в целом. Мы же не выделяем отдельно. Мы считаем, что миротворческая операция не исполняет свой мандат, и не только считаем, мы можем это доказать по пунктам.



Максим Ярошевский : Кто именно придет на смену российским миротворцам, Георгий Хаиндрава не сказал, однако уточнил, что Грузия готова принять любые нейтральные государства, включая Украину и прибалтийские страны.



Георгий Хаиндрава : Мы не понимаем, почему делается акцент все время на военном присутствии и на военной составляющей миротворческого процесса. Мы считаем, что главная составляющая - это экономическая реабилитация экономики как таковой, потому что она дает возможность повышения доверия. Страны, которые будут у нас, значения особого не имеет. Для нас важно, чтобы была сохранена нейтральность. В основе любой миротворческой операции лежит нейтральность. Это дух миротворчества как такового. Поэтому любая страна, которая будет согласна участвовать в этой операции, и будет сохранять нейтралитет, будет для нас приемлемой.




XS
SM
MD
LG