Ссылки для упрощенного доступа

Российско-иранские переговоры в Москве о создании совместного предприятия по обогащению урана


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Дмитрий Морозов: Сегодня в Москве должны пройти переговоры российских и иранских представителей о создании на территории России совместного предприятия по обогащению урана для иранской ядерной энергетики. О том, что думают по этому поводу в Соединенных Штатах Америки, рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс, выступая на минувшей неделе в Сенате, сказала, что последние заявления иранского руководства о возобновлении работ по обогащению урана на своей территории означают открытый вызов Ирана всему международному сообществу.



Кондолиза Райс: Никто не желает на Ближнем Востоке гегемонии Ирана, обладающего ядерными оружейными технологиями. Президент Ахмадинеджад вызвал сильнейшую озабоченность международного сообщества Ираном, ибо он заявляет об амбициях своей страны намного резче, чем ее предыдущие руководители.



Аллан Давыдов: Кондолиза Райс высоко оценила готовность России, Китая и Индии поддержать передачу иранского ядерного досье в Совет безопасности ООН. Вместе с тем американские политики и эксперты неоднозначно оценивают стремление России умиротворить Иран предложением обогащать топливо для его атомных электростанций на российской территории.


Насколько искренними можно считать намерения российского руководства, учитывая активную помощь России в сооружении иранских АЭС и факты поставок ее вооружений в Иран? С этим вопросом я обратился к сотруднику вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джону Вулфсталу.



Джон Вулфстал: Я полагаю, что Россия все же заслуживает доверия как важный участник процесса. Президент Буш отметил, что считает предложение России о создании на ее территории уранообогатительного СП для нужд Ирана потенциальным вариантом решения сегодняшнего конфликта вокруг Ирана. Лично я не вижу противоречия в желании России избежать конфликтов с Ираном или не допустить введения антииранских санкций. Более реальная проблема скорее в том, насколько искренен сам Иран при рассмотрении российского предложения.



Аллан Давыдов: Однако некоторые наблюдатели считают, что Россия, ведя переговоры с Ираном, играет свою игру, дабы вернуть себе статус сверхдержавы.



Джон Вулфстал: Что ж, любая страна, включая США, Иран, Россию и страны Европы старается действовать прежде всего в собственных интересах. И это естественно. У России много интересов. Один из них состоит в сохранении и защите своих давних политических и экономических взаимоотношений с Ираном. Но одновременно Россия должна отдавать себе отчет в том, что не в ее интересах стать свидетелем заполучения Ираном ядерного оружия и конфликта на Ближнем Востоке. Стремление к роли влиятельного посредника и сильной державы не должно помешать России в конце концов осознать, что Иран злоупотребляет своими отношениями с ней. Поняв это, Москва вынуждена будет действовать в отношении Тегерана пусть не самым жестким образом - но уж точно без прежнего терпения.



Аллан Давыдов: Сказал сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джон Вулфстал.


XS
SM
MD
LG