Ссылки для упрощенного доступа

Визит Владимира Путина в Прагу: политическое давление Россия заменяет экономической экспансией


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн и чешский журналист Павел Маша .



Андрей Шарый: Сегодня президент России Владимир Путин начал визит в Чехию. В Прагу он прилетел несколько часов назад из Будапешта, где речь шла, прежде всего, о вопросах экономического сотрудничества. В Чехии Путина сопровождает все та же большая группа бизнесменов. В маршруте его поездки - Прага и Брно. Незадолго до этого визита, Радио Свобода направила господину Путину приглашение посетить штаб-квартиру нашей организации, которая расположена в Праге. Положительного ответа мы, к сожалению, не получили.


За ходом визита российского президента в Чехию следит мой коллега Ефим Фиштейн. Сейчас он в прямом эфире программы Время Свободы из Пражского града. Ефим, добрый вечер. В чем же главная интрига этого визита?



Ефим Фиштейн: Добрый вечер, Андрей. Действительно, звуковой фон, который вы, может быть, слышите - это звуковой фон Пражского града, где в эту минуту проходит подписание ряда меморандумов и соглашений. В основном они чисто технического свойства - меморандумы об обмене информацией, это соглашение о предоставлении кредит чешским фирмам, торгующим с Россией.


Визит имеет довольно скромную программу, поэтому имеет все предпосылки для того, чтобы оказаться достаточно успешным. Владимир Путин был принят в Пражском граде со всеми полагающимися протоколу почестями. В зале сейчас находится большая группа журналистов, по моей оценке, человек 150-200. Они следят за ходом подписания меморандумов. До этого прошла встреча президентов Владимира Путина и Вацлава Клауса с глазу на глаз, а потом, выступая перед собравшимися, они обменялись первыми впечатлениями от этого визита.


Вацлав Клаус говорил по-русски, что Владимир Путин весьма высоко оценил. Как он сказал - Вацлав Клаус его этим разоружил. Владимир Путин говорил о том, что Россия действительно собирается с Чехией интенсивно торговать, помогать чешским фирмам продавать свои товары на русском рынке. Для этого и предоставляются кредиты. Владимир Путин понимает, по его собственным словам, что сейчас пока у России положительное сальдо в торговле с Чехией, но, он подчеркивает, что Чехия вывозит на российский рынок товары высокого качества, в то время как Россия в основном вывозит... Сейчас Россия намерена, в основном, участвует в развитии энергетической, в частности, ядерной энергетике в Чешской республике.



Андрей Шарый: Ефим, 13 лет - такова пауза между двумя визитами руководителей России. Борис Ельцин 13 лет назад посетил Прагу. С тех пор здесь не было российских президентов. Говорят ли что-то в кулуарах переговоров о том, что начинается новый этап в отношениях России и Чехии сейчас?



Ефим Фиштейн: Приблизительно этими же словами высказал подобную мысль президент Чешской республики. Новый этап будет заключаться, прежде всего, в развитии экономического сотрудничества. Я думаю, что чехи будут строго и пристально следить за тем, чтобы все-таки это сотрудничество оставалось в цивилизованных рамках и не давало возможности одной или другой стороне оказывать какое-то экономическое или политическое давление, благодаря своему расширенному экономическому участию, скажем, на рынке другой стороны.



Андрей Шарый: Ефим, звучали ли слова "Чечня" или "права человека" применительно к ситуации в России во время переговоров?



Ефим Фиштейн: Многие чешские правозащитники и политические деятели предлагали чешскому правительству со своей стороны эти темы затронуть. Пока что, поскольку переговоры только начинаются, ни о чем подобном пока ни одного слова не было сказано.



Андрей Шарый: Сегодня пражская газета "Млада Фронта днес" опубликовала обращение десяти известных политиков и общественных деятелей под заголовком "Нельзя закрывать глаза на действия России". Авторы письма, среди которых бывший президент Чехии Вацлав Гавел, французский философ Андрэ Глюксман, иорданский принц Хасан Бин Талал, лауреат Нобелевской премии мира Десмонд Туту, американский финансист и филантроп Джордж Сорос призывают мировых лидеров не замалчивать в контактах с руководством России преступления российской армии в Чечне и случаи нарушений прав человека. Цитата из этого документа: "Воспоминаний о величии русской культуры и надежд на способность России развиваться по демократическому пути недостаточно. Чеченский вопрос не должно скрывать услужливое молчание. Мы должны помочь российским властям выбраться из тупика, в который загнала их новая кавказская война, угрожающая русским, чеченцам и всем нам".


О контексте визита российского президента в Чехию я беседовал с известным пражским журналистом, бывшим дипломатом, обозревателем газеты "Лидовы Новине" Павелом Машей.



Андрей Шарый: Как вы считаете, господин Маша, нынешние чешские власти способны обратить внимание на эту проблему?



Павел Маша: Конечно, эта проблематика будет составлять одну из частей разговора нашего президента с господином Путиным. Но, чтобы господин Клаус уделял какое-то специальное внимание как раз именно тому, о чем писал господин Гавел, я не предполагаю. Думаю, что в принципе Клаус достаточно ясно высказался уже, когда появилось письмо, так называемое письмо двенадцати. Тогда он сказал, что у него нет доказательств того, что Россия как-то угнетала права человека.



Андрей Шарый: Я внимательно следил за чешскими газетами в последние дни и заметил некоторое колебание относительно перспектив визита Владимира Путина. Не запланировано подписание сколько-нибудь серьезных документов, давно не было российского руководителя в Чехии. Чего ждут от этого визита в Праге?



Павел Маша: Я, прежде всего, знаю, чего ждут наши бизнесмены, но это будет достаточно мощный толчок к развитию двухсторонних экономических отношений и сотрудничества. Наше правительство ждет гарантий, что будут продолжаться поставки газа и нефти после 2013 года. Думаю, что на первый план выходит экономическая проблематика.



Андрей Шарый: Означает ли это, что для Чехии не так важно сейчас политическое выражение лица России, в том числе неважен вопрос о том, какую позицию занимают российские власти в вопросе о событиях в Чехословакии 1968 года?



Павел Маша: Конечно, будет приятно услышать повторение хотя бы этих слов, которые сказал господин Путин уже в Будапеште насчет 1956 года. Я не думаю, что этому придали бы какое-то особое внимание представители Чехии как президент Клаус или премьер-министр Парубек. С другой стороны, я лично думаю, что это ошибка, что называется прагматической политикой. Мы должны развивать с Россией более плодотворный диалог и в политической сфере. Этого не происходит. Я думаю, что это вредит нормальным отношениям обеих государств.



Андрей Шарый: А в чем причина такой ситуации? Время прагматики пришло, или Чехия сейчас более спокойно чувствует себя, став членом НАТО, изменилась ситуация в Европе? С чем это связано, по вашему мнению?



Павел Маша: Наше правительство достаточно зависит от мощных экономических группировок. Поэтому господин Парубек решил, прежде всего, пойти навстречу их требованиям. Вы знаете, что более взвешенная политика, например, когда господин Гавел, в какой-то степени раньше и господин Клаус выражали свои сомнения по поводу политики России в отношении прав человека. Так что, сразу же наши предприниматели говорили, что это вредно бизнесу. Поэтому Парубек сейчас решил, по-моему, быть более осторожным.



Андрей Шарый: Такое впечатление, что в отношениях России и Чехии, может быть, сейчас подходит к концу такая довольно заметная пауза. Я помню, еще в середине 90-х годов были какие-то отдельные отношения к русским, к россиянам, находящимся в Чехии. Сейчас этого уже нет. Вам не кажется, что как-то общественный климат в Чехии изменился по отношению к России?



Павел Маша: Вы совершенно правы, потому что более такой нормальный подход. Россией люди интересуются, это я знаю из своего опыта, но они уже не воспринимают Россию настолько как потенциальную угрозу, а скорее как партнера, с которым мы можем вести себя нормально, откровенно, хотя и осторожно.




XS
SM
MD
LG