Ссылки для упрощенного доступа

100 дней правительства Ангелы Меркель: политологи дают умеренно-позитивные оценки


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Андрей Шарый : Сегодня исполнилось 100 дней существованию правительству так называемой большой коалиции социал-демократов и консерваторов, то есть христианских демократов во главе с первой женщиной канцлером Ангелой Меркель. О причинах первых успехов и некоторых неудач Ангелы Меркель на новом посту корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Юрий Векслер : За первые сто дней в свете необходимости реформ фактически сделано совсем немного (по мнению некоторых критиков - практически ничего), а именно удалось согласовать новую модель разделения компетенций между федеральными землями и центром, что облегчит принятие и проведение в жизнь будущих решений. В нескольких пунктах, например в вопросе продления сроков работы атомных электростанций, Меркель эффективно усмиряла ревизионистов в рядах собственной партии и демонстрировала верность коалиционному контракту. Все это говорит о ее намерении долгосрочной работы с социал-демократами. Сделано немного, и, тем не менее, популярность Меркель растет.


Более того, опросы показывают растущий оптимизм немецкого общества. Может быть, самое простое объяснение хороших результатов опросов в том, что качество жизни в Германии за эти сто дней не ухудшилось. Главное наблюдение, на котором сходятся практически все - Меркель каждый раз оказывается успешнее ожидаемого от нее и в целом, и в частностях. О первых ста днях работы нового канцлера Германии говорит политолог, сотрудник немецко-американского центра Маршала, Центра стратегических исследований в Гармиш-Партенкирхене Александр Гарин.



Александр Гарин : С моей точки зрения, это, конечно, успех. Но внутри я оцениваю это, как очень важное событие, потому что, на мой взгляд, это просто историческое событие, когда Германия выбирает свой путь. Впишется ли она, сохраняя свою немецкую модель, в современную ситуацию глобализации? Потому что надо делать непопулярные реформы, кроме того, не покинуть, не оставить то наработанное в области социального государства, что было сделано немцами после войны. Это уникально, что бывшие противники слева и справа согласились работать над этой проблемой. Причем для них видно так этот вопрос и стоит - что они будут делать? Они могут, конечно, управлять страной, более или менее прокантоваться, говоря жаргонным словечком, эти 4 года, или они, действительно, сформируют новый образ Германии. И вот что показывает это правительство за эти сто дней, что это удается. Есть прекрасный контакт (все специалисты отмечают) внутри правительства. Бывшие соперники замечательно умеют работать друг с другом. Это, конечно, заслуга Ангелы Меркель, что она умеет слушать, слышать. В этом смысле, вот эта консенсусная политика, при которой долго запрягают, но быстро едут, типична для скандинавских стран или Голландии. Но вот она работает в Германии.


В области внешней политики, конечно, тоже успех. В данном случае эта заслуга ее не столь большая, потому что это, скорее, ее благо нового начала. Потому что она может заново расставить акценты, сгладить некоторые углы. С Францией немножко в меньшей степени сближаться за счет других стран, как это воспринималось. Наоборот, с Вашингтоном чуть-чуть ближе, больше степени понимания, опять-таки не оставляя принципы, уже выработанные в немецкой внешней политике. Тоже самое с Великобританией, и в не последнюю очередь с Москвой. Дело в том, что если мы вспомним, что она встречалась там с представительницами Хельсинской группы, то есть с правозащитниками, с Людмилой Алексеевой, которая отметила, что Ангела Меркель все понимает. Она выросла в ГДР. В этом смысле для нее откаты от демократизации в России, как мы их наблюдаем, более понятны.


Наконец, если посмотреть лично на саму Ангелу Меркель, то это, конечно, удивительная карьера, если вспомнить, что Ангела Меркель когда-то была в комсомоле, одновременно, правда, и дочкой пастора. Всплыла наверх, стала председателем Консервативной партии Западной Германии, то есть общей Германии, благодаря борьбе с коррупцией. Без сомнения, то, что она показала себя, как человек, который держит в руках правительство, которое создало великолепный климат, она может пока что собирать только лавры.



Юрий Векслер: Насколько возможны подвижки в той роли, которую Германия может играть на мировой арене, на ваш взгляд?



Александр Гарин : Германия взяла на себя такую сглаживающую, посредническую роль вообще во внешней политике после Второй мировой войны. Прежде всего, чем сильнее Германия становится, чем мощнее экономически, тем больше Германия помнит, что именно вот эта возросшая мощь в свое время привела к коалиции против Германии. Потому что все ее боялись. Поэтому с самого начала Германия связала себя европейским сообществом. Зато, конечно, никакие коалиции против Германии в этом случае невозможны. В сторону Восточной Европы это было примирение с Польшей, в области внешней политики на Западе - это, прежде всего, с Францией. В этом смысле эта линия на сглаживание, посредничестве Меркель наиболее даже выражена. В области внешней политики, как я вижу роль Германии, как не парадоксально, это внутренняя политика. Германия должна показать, что это работоспособная модель, что Европа может выжить. Именно в Германии социальная модель государства должна доказать свою жизнеспособность.



Юрий Векслер : Оценка 100 дней Ангелы Меркель у власти в целом позитивна. Две большие партии сами излучают оптимизм, хвалят друг друга и им вторит на время утерявшая критический запал пресса. Тем интереснее возвращающее с небес на землю мнение одного из лидеров парламентской оппозиции, председателя Либеральной партии свободных демократов Гвидо Вестервелле.



Гвидо Вестервелле : То, что Ангела Меркель будет прекрасно представлять нас за границей, я говорил давно и тогда, когда многие утверждали обратное. Я верю, что Ангела Меркель обладает качествами, позволяющими ей быть международно-признанным лидером Германии, но внутри страны тоже должны приниматься политические решения, и здесь - в первую очередь. Здесь живут миллионы безработных, и они не исчезнут благодаря встречам на красных коврах с лидерами других стран, насколько бы важными эти встречи ни были.



Юрий Векслер : И, тем не менее, сами ознакомительные визиты Меркель в разные страны стали, по общему мнению, убедительной демонстрацией собственных акцентов и стиля открытого обсуждения неудобных вопросов. Оценивая результаты своих первых заграничных поездок в качестве главы государства, в частности поездки в Россию, Ангела Меркель сказала



Ангела Меркель : Личностно главы государств мира различны. Очень интенсивной была моя беседа с российским президентом. Естественно, что у нас есть расхождения во мнениях по многим вопросам, но они есть везде в этом мире. Важным и определяющим для любых отношений является, то что стороны могут друг на друга полагаться, то есть существование доверия. На этой основе возможна хорошая кооперация и это, я полагаю, удастся и в отношениях с Россией.



Юрий Векслер : Доверие - очень важное для Ангелы Меркель понятие. Ей удалось за первые сто дней получить небывалый кредит доверия граждан своей страны.


Судить же об эффективности большой коалиции будут по результатом борьбы с безработицей и по темпам экономического роста.



XS
SM
MD
LG