Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.
Олег Винокуров: По приглашению российского руководства сегодня в Москву должна прибыть делегация ХАМАС. Официальная Москва предоставляет возможность организации, с которой отказались вести переговоры ведущие мировые державы, высказать официальную точку зрения на ближневосточную ситуацию. На это обстоятельство обратил внимание заместитель директора Института востоковедения Владимир Исаев, с которым побеседовал наш корреспондент Олег Кусов.
Владимир Исаев: Понятно, что Москва пытается, что ли, возродить свою былую роль коспонсора ближневосточного урегулирования. Потому что до этого в течение, во всяком случае, последних 10 лет она себя особо не проявляла, а только заявляла о том, что поддерживает те или иные инициативы, в частности, например, план "Дорожная карта". Никто не говорит, что Россия отказывается от плана "Дорожная карта", но, тем не менее, сейчас пытается сыграть и свою какую-то самостоятельную роль, учитывая то обстоятельство, что с ХАМАСом отказались вести переговоры и Евросоюз, и Соединенные Штаты, и Израиль - в общем, наиболее заинтересованные стороны в этом процессе. Ну, и Москва тем самым как бы предоставляет ХАМАСу наконец высказать официальную точку зрения, то есть ХАМАС получает как бы международную трибуну, с которой он может высказать свои взгляды на разрешение ближневосточной ситуации.
Но дело в том, что ХАМАС, к сожалению, по сей день не оформился как партия с определенной политической программой, с какими-то лозунгами и так далее. Пока к власти пришло движение с крайне, я бы сказал, расплывчатыми и достаточно экстремистскими лозунгами, в числе которых, например, считается такой лозунг, что с Израилем нельзя вести переговоры, а с ним можно только бороться вооруженным путем, и так далее. И если ХАМАС сумеет переломить вот эту свою позицию, обозначить какие-то подходы к переговорному процессу, тогда, в общем-то, Москва может считать это своим успехом. Если же ХАМАС просто повторит свои достаточно экстремистские высказывания, то в этом случае Россия оказывается в крайне незавидном положении, потому что на нее с критикой обрушатся все стороны, участвующие в ближневосточном конфликте.
Олег Кусов: Россия берет не себя роль посредника по своей инициативе или вынуждает ситуация?
Владимир Исаев: Вы знаете, и то и другое. Во-первых, Москва, в общем-то, всегда старалась как-то найти свою нишу в ближневосточном процессе, которая во многом была утрачена с распадом Советского Союза. И второе, просто ситуация образовалась тупиковая: с ХАМАСом никто не может разговаривать, не хочет разговаривать, поскольку он был признан террористической организацией. Москва этого официально не сделала, тем самым она остается единственным посредником, который может вести переговоры с этой организацией.