Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.
Виктор Нехезин: По приглашению российского руководства сегодня в Москву должна прибыть делегация ХАМАС. Официальная Москва предоставляет возможность организации, с которой отказались вести переговоры ведущие мировые державы, высказать официальную точку зрения на ближневосточную ситуацию. На это обстоятельство обратил внимание заместитель директора Института востоковедения Владимир Исаев, с которым побеседовал корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Владимир Исаев: Понятно, что Москва пытается, что ли, возродить свою былую роль коспонсора ближневосточного урегулирования. Потому что до этого в течение, во всяком случае, последних 10 лет она себя особо не проявляла, а только заявляла о том, что поддерживает те или иные инициативы, в частности, например, план "Дорожная карта". Никто не говорит, что Россия отказывается от плана "Дорожная карта", но, тем не менее, сейчас пытается сыграть и свою какую-то самостоятельную роль, учитывая то обстоятельство, что с ХАМАСом отказались вести переговоры и Евросоюз, и Соединенные Штаты, и Израиль - в общем, наиболее заинтересованные стороны в этом процессе. Ну, и Москва тем самым как бы предоставляет ХАМАСу наконец высказать официальную точку зрения, то есть ХАМАС получает как бы международную трибуну, с которой он может высказать свои взгляды на разрешение ближневосточной ситуации.
Но дело в том, что ХАМАС, к сожалению, по сей день не оформился как партия с определенной политической программой, с какими-то лозунгами и так далее. Пока к власти пришло движение с крайне, я бы сказал, расплывчатыми и достаточно экстремистскими лозунгами, в числе которых, например, считается такой лозунг, что с Израилем нельзя вести переговоры, а с ним можно только бороться вооруженным путем, и так далее. И если ХАМАС сумеет переломить вот эту свою позицию, обозначить какие-то подходы к переговорному процессу, тогда, в общем-то, Москва может считать это своим успехом. Если же ХАМАС просто повторит свои достаточно экстремистские высказывания, то в этом случае Россия оказывается в крайне незавидном положении, потому что на нее с критикой обрушатся все стороны, участвующие в ближневосточном конфликте.
Олег Кусов: Россия берет не себя роль посредника по своей инициативе или вынуждает ситуация?
Владимир Исаев: Вы знаете, и то и другое. Во-первых, Москва, в общем-то, всегда старалась как-то найти свою нишу в ближневосточном процессе, которая во многом была утрачена с распадом Советского Союза. И второе, просто ситуация образовалась тупиковая: с ХАМАСом никто не может разговаривать, не хочет разговаривать, поскольку он был признан террористической организацией. Москва этого официально не сделала, тем самым она остается единственным посредником, который может вести переговоры с этой организацией.
Олег Кусов: А не ухудшит ли это отношения между Россией и Израилем?
Владимир Исаев: Дело в том, что, в общем-то, у Израиля было два варианта - или ухудшать ситуацию, или нет. На вчерашнем заседании правительства Израиля, где стоял данный вопрос, - официально в повестке дня он назывался "О дальнейших взаимоотношениях Израиля и России". Судя по решениям, израильские министры приняли, в общем, второй вариант, я имею в виду занять умеренную позицию. В частности, я вам могу просто процитировать комментарий от исполняющего обязанности премьер-министра Эхуда Ольмерта, который заявил: "Россия - важная страна, и наши двусторонние отношения очень важны. Необходимо найти пути укрепить их и улучшить взаимопонимание между странами". Кроме того, он добавил еще, что "мы встречались с Владимиром Путиным несколько раз, я знаю его как друга Израиля, который не стал бы действовать вразрез с интересами нашего государства". Тем самым, если мы следуем такому заявлению Эхуда Ольмерта и решению израильского кабинета министров, я бы не сказал, что отношения резко ухудшаются между Россией и Израилем.
Олег Кусов: Шейх Ясин говорил, что ислам побеждает и победит. Этот лозунг ведь во многом перекликается с лозунгами чеченских радикальных сепаратистов, и именно исламские радикалы усилились после гибели Масхадова в руководстве чеченского сопротивления.
Владимир Исаев: Да, действительно, и в Израиле, прежде всего на так называемой "израильской улице", неоднократно говорилось следующее, во всяком случае, устами своих представителей: ну, как же так, Израиль поддерживал все действия России в Чечне, а теперь получается, что вы пригласили этих людей, которые нас взрывают и убивают, ссылаясь на то, что они пришли к власти легитимным путем. Но если вы будете сравнивать с Чечней, - говорили они, - то это то же самое означает, что, скажем, Масхадов, который пришел к власти легитимным путем, но, тем не менее, вы против него боролись; то есть получается, действительно, вы заняли достаточно двойственную позицию. Но, вы знаете, пока в израильском кабинете возобладало не мнение "русской улицы", которая, в общем-то, резко отрицательно настроена по отношению к ХАМАСу, учитывая особенно тот факт, что каждый третий убитый является выходцем с территории бывшего Советского Союза, я имею в виду убитых в результате акций ХАМАСа и ему подобных организаций, поэтому неудивительны эти настроения. Но пока, повторяю, официальная позиция Израиля - это заявление его кабинета министров, и пока нужно смотреть за развитием событий.