Юрий Жигалкин: Единственный обвиняемый по делу о терактах 11 сентября предстал перед судом. Большинство американцев не верят в успех в Ираке. Голливуд после «Оскаров». Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
В понедельник начались судебные слушания, на которых должен быть вынесен приговор Закариусу Муссауи, единственному подозреваемому, обвиняемому в причастности к терактам 11 сентября. После почти шестилетнего расследования и его собственных признаний вопрос перед присяжными стоит о выборе между пожизненным заключением и смертной казнью. Однако адвокат Муссауи утверждает, что его подзащитный подставлен. Рассказывает Ян Рунов.
Ян Рунов: Обвиняемый утверждает, что не имеет ничего общего с терактами 11 сентября, и что его готовили для проведения следующей волны терактов. Когда террористы направили захваченные самолёты на Всемирный Торговый Центр и на Министерство обороны, Муссауи уже сидел в тюрьме. Таким образом, он не принимал непосредственного участия в убийствах американцев и по американским законам его нельзя казнить. Однако прокуроры утверждают, что он мог предотвратить гибель почти 3 тысяч американцев, если бы рассказал то, что знал. Он не сделал этого и потому должен быть наказан. Муссауи ранее признал, что лгал сотрудникам ФБР, чтобы дать возможность свои братьям по "Аль-Каиде" продолжить начатое.
Мать подсудимого называла сына праведником, добрейшим человеком, когда он жил во Франции. Что произошло с ним позже, она не знает. "Что касается американцев, - говорит она через переводчика, - то я разделяю их горе, независимо от того, участвовал мой сын в подготовке терактов или нет. Хочу надеяться, что мой сын не будет выбран козлом отпущения".
То, что Муссауи будут осуждён, мало у кого вызывает сомнения. Вопрос больше в приговоре: пожизненное заключение или смертная казнь. Но федеральный закон гласит, что к смертной казни можно приговорить только за убийство или за участие в насильственных действиях, послуживших непосредственной причиной смерти. Применим ли этот закон к террористу Муссауи? Вот что думает нью-йоркский эксперт по американскому законодательству Джералд Уолпин.
Джералд Уолпин: Да, вполне применим, потому что налицо заговор с целью терактов 11 сентября 2001 года. Что же касается места суда - Александрии под Вашингтоном вместо Нью-Йорка - то и это правомерно: вспомните самолёт, врезавшийся в здание Министерства обороны.
Ян Рунов: Адвокаты подсудимого утверждают, что даже если бы он рассказал о готовящихся терактах, ничего бы не изменилось, потому что соответствующие официальные лица в Вашингтоне знали о планах "Аль-Каиды" больше, чем Муссауи, и ничего не сделали...
Джералд Уолпин: Это звучит смешно: мол, меня должны освободить, потому что правительство не было достаточно расторопно и не обезвредило меня намного раньше.
Ян Рунов: Судебный процесс может продлиться более двух месяцев.
Юрий Жигалкин: Подавляющее большинство американцев считает, что Ирак скатывается к гражданской войне, половина верит в то, что Соединенные Штаты должны начинать выводить свои войска из Ирака. Таковы результаты опроса, проведенного газетой «Вашингтон пост». Уровень скепсиса американцев по поводу перспектив стабилизации Ирака растет с каждым месяцем, большинство опрошенных сомневается в том, что американским солдатам удастся навести порядок в стране. Чем можно объяснить эти настроения? Вопрос бывшему высокопоставленному сотруднику Пентагона Дэниэлу Гурэ.
Дэниэл Гурэ: На мой взгляд, эти представления - результат крайне необъективного освещения прессой происходящего в Ираке. Журналисты склонны воспринимать сравнительно ограниченные, но кровавые террористические акции за приметы гражданской войны. Если это гражданская война, то в мире идет довольно много таких гражданских войн. Объективный анализ ситуации, на мой взгляд, свидетельствует о том, что в Ираке участились вылазки групп, действующих на религиозной почве. Но количество жертв, к счастью, не астрономическое. Создаваемая иракская армия остается лояльной властям, я скажу больше, подавляющее большинство иракцев не поддерживает повстанцев. По горячей линии ежедневно от людей поступают десятки предупреждений о возможных готовящихся терактах.
Удивительно то, что пресса упустила показательный факт: в стране, где на руках находятся миллионы стволов стрелкового оружия, не было крупных акций возмездия после взрыва в главной шиитской мечети. И шииты, и сунниты, по большому счету, сохранили, здравомыслие.
Юрий Жигалкин: В таком случае, что дальше?
Дэниэл Гурэ: Первым делом иракцы должны решить, смогут ли они создать постоянное правительство, где будут представлены сунниты. Второе - американская армия должна ускорить подготовку профессиональной иракской. Эта программа началась лишь полгода назад, с большим запозданием. В-третьих, необходимо разрешить проблему вооруженных групп, принадлежащих разным группировкам и представляющих постоянную опасность власти. Но это задача на более отдаленное будущее, на 2-3 года и как только она будет исполнена, американские войска покинут Ирак, мы уйдем оттуда в ближайшие годы.
Юрий Жигалкин: Может ли отразиться на этих планах растущий скепсис американцев?
Дэниэл Гурэ: Нет, если говорить о стратегии Белого Дома. Но приближающиеся выборы в Конгресс могут заставить некоторых политиков сыграть на общественных настроениях и отказаться от финансирования некоторые из иракских планов Белого дома, например, отказаться финансово поддерживать иракское правительство. Если демократы получат на выборах большинство в одной или тем более обеих палатах Конгресса, они могут попытаться перекрыть денежный вентиль, и тогда мы можем стать свидетелями неприятный выяснений отношений между Белым домом и Конгрессом.
Говорил сотрудник Лексингтонского института Дэниэл Гурэ.
Коротко о некоторых из новостей дня и о падении телевизионных рейтингов главного события Голливуда - церемонии вручения «Оскаров».
Американское правительство начало массовую кампанию борьбы с утечкой секретной информации. Согласно газете «Вашингтон пост», сотрудники ФБР опросили десятки работников ЦРУ, Агентства по национальной безопасности и других разведывательных агентств, пытаясь найти тех, кто выдал прессе информацию о прослушивании международных телефонных разговоров и о тюрьмах ЦРУ на территории Европы. Белый дом всерьез намерен перерезать канал, десятилетиями питавший прессу неудобными для правительства фактами. На этот раз в Конгрессе готовится законодательство, повышающее ответственность за разглашение официальных государственных секретов, директор ЦРУ лично предупредил подчиненных об их ответственности. Как удалось газете «Вашингтон пост» узнать о подробностях внутреннего расследования, ведущегося ФБР, неизвестно.
К повышенной бдительности призывает любителей суши одна из американских природоохранных групп, сравнивающая потребление сырой рыбы с игрой в русскую рулетку. Крупная и более зрелая рыба, особо ценящаяся гурманами за вкус, например, тунец, вылавливаемый в Тихом океане, как выясняется, насыщена ртутью. Беременные женщины, балующиеся сырой рыбой, рискуют здоровьем своих нерожденных детей, этого количества ртути достаточно, чтобы деформировать нервную систему плода. Взрослым людям угрожает временная потеря памяти. Тем, кто не может удержаться от соблазна, специалисты рекомендуют обходиться мелкой рыбой и креветками, которые не успевают за свой короткий жизненный путь накопить опасное количество ртути.
Наказание за оральный секс не должно превышать наказания за вагинальный секс, посчитал калифорнийский Верховный суд. Он удовлетворил иск 22-летнего калифорнийца, который был условно осужден за оральный секс с 16-летней девушкой и за это должен был зарегистрироваться в отделении полиции, как особо опасный сексуальный агрессор. Суд пришел к выводу, что нет никаких оснований считать человека, предавшегося оральному сексу с согласия партнерши, неисправимым сексуальным преступником, за которым необходимо следить всю оставшуюся жизнь. «Дополнительное наказание осужденных за добровольное оральное совокупление с подростком 16-17 лет и отсутствие такого наказание осужденных за половую связь нарушает право на равную защиту перед законом», посчитал калифорнийский Верховный суд.
На следующий вечер после «Оскаров» участники главного голливудского события года услышали наверняка разочаровавшую многих новость. Рассказывает Владимир Морозов.
Владимир Морозов: Средства массовой информации отмечают, что церемонию вручения "Оскаров" смотрело почти на 10 процентов меньше телезрителей, чем год назад. Полагают, что одной из причин низкого рейтинга стало то, что на "Оскара" претендовало слишком много откровенно политических и социальных фильмов. Много даже для Голливуда, который по традиции придерживается либеральных взглядов и голосует в основном за Демократическую партию. В начале церемонии об этом напомнил ее ведущий известный комик Джон Стюарт.
Джон Стюарт: Это потрясающая возможность - увидеть в одном зале столько кинозвезд. Вообще, церемония вручения "Оскара" - единственное собрание в Голливуде, где не требуется вносить деньги в фонд Демократической партии.
Владимир Морозов: Впервые на премию за лучший зарубежный фильм была выдвинута лента, главные герои которой террористы. Это палестинская - Paradise Now («Рай сегодня»). Не стоит огорчаться, что «Рай» не попал в рай и не получил "Оскара". За него это сделала лента «Сириана», герои которой, правда, на этот раз не главные, тоже террористы.
Интересно, что занятые взаимными поздравлениями киношники не заметили снижения своей популярности у публики. Продюсер лучшей картины года «Столкновение» Кити Шулман заявила, что это самый ошеломляющий и новаторский год в американском кинематографе. Но Джордж Клуни, удостоенный "Оскара" за роль второго плана в фильме «Сириана», считает, что это всего лишь продолжение славных традиций.
Джордж Клуни: Мы впервые открыто заговорили о СПИДе, когда об этой болезни еще не решались говорить вслух. Мы раньше других коснулись темы гражданских прав. Академия киноискусств дала "Оскара" афроамериканке Хэдди Макдэниэл в 1939 году, когда чернокожие американцы все еще были вынуждены сидеть в задних рядах кинотеатров.
Владимир Морозов: Гадают, почему не получила главной премии за лучшую картину выдвинутая по восьми категориям лента «Горбатая гора», явный фаворит нынешнего "Оскара". На этот вопрос с легкостью ответил известный критик Дэвид Карр.
Дэвид Карр: «Горбатая гора» - это не только рассказ о ковбоях- гомосексуалистах. С другой стороны, это история мужчин, которые изменяют своим женам. А с точки зрения Голливуда, это не самая лучшая тема.
Владимир Морозов: Вот и слушай теперь консерваторов, которые называют Голливуд рассадником разврата.
Некоторые критики откровенно жалуются, что продолжавшаяся три с половиной часа церемония вручения "Оскаров" была скучной и вгоняла в сон. Прогнать дремоту помогла песня «Сутенеру приходится туго», написанная для ленты Hustle & Flow и получившая "Оскара" за музыку к кинофильму. В оригинале текст кишит матерщиной, но для "Оскара" ее осторожно вымарали…
Юрий Жигалкин: В наши дни с нецензурщиной борются не только организаторы церемонии награждения «Оскарами». Как известно, сами исполнители готовы наступить на горло нецензурному самовыражению. Они зачастую выпускают песни в двух вариантах: откровенные - для индивидуального и почищенные - для семейного прослушивания.