29 марта кинорежиссеру Станиславу Говорухину исполнилось 70 лет. Станислав Говорухин родился в Пермской области. Получил геологическое образование в Казани. В 1966 году окончил Всесоюзный государственный институт киноискусства. Станислав Говорухин снял фильмы «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок». Он автор художественно-документальной трилогии «Так жить нельзя» - «Россия, которую мы потеряли» - «Великая криминальная революция». Более десяти лет Говорухин депутат Государственной Думы, сейчас от партии «Единая Россия». В 2000 году Говорухин выдвигал свою кандидатуру на пост президента России.
Художника надо судить по его работам, а не по политическим высказываниям – с этим трудно спорить. Но никто не будет спорить, что скрупулезно и безоговорочно отделить книгу, картину или симфонию от политических или моральных манифестаций их автора невозможно. «Вертикаль» или «Место встречи изменить нельзя», поставленные Станиславом Говорухиным - прекрасные картины о мужественных людях. В «Ассе» Говорухин удивительно сыграл мачо из своих же фильмов, изменив только оценочный регистр – положительный на отрицательный. Уголовник, печатавший в шестидесятые стихи в «Юности», оказался не менее симпатичным, нежели убитый им мальчик Бананан или вечно прекрасная Татьяна Друбич. Тем самым еще раз доказана простая истина: искусство - вне морали, как это ни печально. Сам Говорухин с этим не согласится. Последние 15 лет он активно, если не сказать агрессивно, пытается доказать, что кино – вещь государственно и этически ангажированная. У многих вызывает недоумение соединение государства и морали в этом утверждении, особенно в России. Но Говорухин стоит на своем, и его упорство достойно уважения.
Сразу после краха СССР режиссер наглядно показал, что является его идеалом государственного, общественного, да и морального устройства, сняв документальный фильм с символическим названием «Россия, которую мы потеряли» о Российской империи. Говорухину не откажешь в прозорливости. Присмотревшись к современной российской жизни, с удивлением замечаешь в ней родовые черты именно той самой страны 1913 года – с ее полицейским произволом, мучительством в армии, полудекоративными свободами и национальной рознью. Говорухин, конечно, имел в виду совсем другое, но получилось именно то, что получилось – и обретенная Россия оказалась чрезвычайно похожа на Россию, которую потеряли. И, что самое удивительное, одной из самых популярных фраз в стране, изнемогающей от воровства и коррупции, стала энергическая банальность капитана Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Станислав Говорухин не только художник, вставший на сторону партии власти – он, прежде всего, социально чуткий художник.