Ссылки для упрощенного доступа

Новые подробности в "делах ЮКОСа"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Александр Гостев: В среду Симоновский суд Москвы так и не определил, может ли смертельно больной экс-юрист ЮКОСа Василий Алексанян участвовать в судебном процессе. Решение этого вопроса перенесено на 11 марта. Бывшие руководители ЮКОСа Платон Лебедев и Михаил Ходорковский, в отношении которых накануне возбудили новое уголовное дело, на судебные слушания в Москву не поедут - представители УФСИН заявили, что участвовать в процессе они смогут по видеосвязи. Новое дело возбудили примерно в то же время, когда Европейский суд по правам человека вынес первое решение по делу ЮКОСа. Суд согласился, что налоговые претензии к компании выносились с целью ее разрушения и отчуждения активов.

Любовь Чижова: В состоянии здоровья смертельно больного Василия Алексаняна вновь усомнились представители Генпрокуратуры. Именно они просят выяснить, действительно ли человек, у которого СПИД и рак, не может присутствовать на судебных заседаниях? Для этого назначена судебно-медицинская экспертиза, которая должна дать ответ к 11 марта. Адвокат Алексанана Геворг Дангян в суде напоминал, что уже предоставлял всю необходимую медицинскую документацию, но суд решил удовлетворить ходатайство стороны обвинения.
Кроме того, в среду стало известно, что экс-руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, которым накануне предъявили новые обвинения в экономических преступлениях, скорее всего, будут участвовать в новом судебном процессе по видеосвязи - об этом заявили представители УФСИН. Между тем, адвокаты Лебедева и Ходорковского не исключают, что их подзащитные будут этапированы в Москву.
О сути предъявленных обвинений говорит адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.

Вадим Клювгант: Уже даже сами обвинители не стесняются называть это новое так называемое обвинение беспрецедентным. Правда, они с гордостью об этом говорят, что там беспрецедентно огромный масштаб хищений, как они считают. Мы же убеждены в том, что, помимо беспрецедентно огромных цифр, это еще и беспрецедентно бредовое, абсурдное обвинение, и это беспрецедентный уровень попрания не просто какого-то конкретного закона, а права в целом. Обвинение в том, чего просто нельзя совершить. Вся нефть, которые добывалась в течение 6 лет всеми добывающими предприятиями в составе ЮКОСа, по мнению этого бредового обвинения, была похищена некой организованной группой, возглавлявшейся Ходорковским и Лебедевым. И потом часть выручки, вырученной от продажи этой похищенной нефти, легализована. В общем, там такие страшные сотни миллиардов рублей и миллиарды долларов. Только непонятно при этом, как могла компания все эти годы существовать, развиваться, платить людям зарплату, делать огромные инвестиции, платить налоги, а после этого еще 30 миллиардов долларов в ходе банкротства было выручено. Если вот этот метод будет взят на вооружение и в ходе судебного разбирательства стороной обвинения, то процесс может затянуться на непредсказуемо долгий срок. При этом любая попытка стороны защиты прояснить суть будет издевательски называться затягиванием. К сожалению, притом что суть всего этого ясна уже с первых страниц, строк этого обвинительного заключения, для того чтобы выловить все уловки, которыми они воспользовались, и подготовиться к тому, чтобы этим уловкам противостоять, конечно, нужно время.

Любовь Чижова: Адвокат Платона Лебедева Елена Липцер размышляет о том, почему возникли новые обвинения против Лебедева и Ходорковского, и предсказывает, что рассмотрение этого дела займет очень много времени.

Елена Липцер: На самом деле, очень сложно понять, почему именно сейчас власть инициировала начало нового судебного процесса. Потому что, исходя из положения в стране, из того, что в стране, в общем, достаточно глубокий экономический кризис, объяснить сложно, почему именно сейчас нужно начинать этот судебный процесс. Что касается возможности продления срока содержания под стражей, то, естественно, такая возможность есть, и мы полагаем, что, естественно, обвинение будет выступать с ходатайством о продлении срока содержания под стражей в предварительных слушаниях, которые должны состояться вот после передачи дела в суд. Прошлый судебный процесс продолжался целый год, притом что судебные заседания были практически каждый день. Если в первой половине процесса нам было удовлетворено ходатайство о том, чтобы среда была нерабочим судебным днем и мы могли встречаться с нашими подзащитными в следственном изоляторе, то потом это также было отменено, и судебные заседания шли вообще просто каждый день. То есть пять рабочих дней в неделю шли судебные заседания, и при этом процесс шел целый год. Притом что количество томов было сопоставимо с тем количество томов, которое сейчас находится в материалах уголовного дела. Поэтому я думаю, что если обвинение будет в суд приводить всех тех свидетелей, которые было допрошены на следствии и заявлены в качестве свидетелей, то полагаю, что в районе года этот судебный процесс может продолжаться. Одно обвинение подпадает под срок истечения давности привлечения уголовной ответственности, но пока об этом ни следствие не заявляло нигде, не предлагало нам этим вопросом озадачиться. То есть пока этот вопрос не поднимался.

Любовь Чижова: У Вадима Клювганта тоже есть версия, почему выдвинуты новые обвинения против Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

Вадим Клювгант: Сейчас такое время, когда нужно народу предъявлять врагов, внешних врагов, внутренних. Всегда в период смуты, в период кризисом это такой, что называется, коронный ход. Хорошие эти кандидатуры. Там пропаганда оголтелая, которая сейчас идет, о том, кто виноват в этом кризисе, - с одной стороны, Америка, с другой стороны, вот успешные предприниматели, бизнесмены, которые там, оказывается, так здорово все сделали еще 10 лет назад, что вот теперь через 10 лет из-за этого кризис наступил. Есть конкретные люди, которые принимают решения и влияют на исход этого дела, на его судьбу, а значит, и на судьбу наших подзащитных, Ходорковского и Лебедева. Вот эти люди боятся видеть их на свободе, это совершенно очевидно.

Любовь Чижова: Это было мнение адвоката экс-руководителя нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Страсбургский суд опубликовал первое решение по корпоративной жалобе ЮКОСа на российское правительство. Европейский суд по правам человека согласился, что налоговые претензии к компании предъявлялись с целью ее разрушения и отчуждения ее активов. О новых преследованиях руководителей ЮКОСа и о том, верит ли она в справедливость, Радио Свобода рассказала бывший руководитель фонда "Открытая Россия", который финансировал ЮКОС, Ирина Ясина.

Ирина Ясина: Я считаю, что это неуместная мстительность, которую не может проявлять сильная сторона. Я не понимаю, каким образом человек сильный может быть таким мелочным и мстительным, как наши в данном случае власти. Человек сильный, осознающий свою силу, он обычно как минимум милосерден, не говоря уже о том, что хотелось, чтобы бы справедлив. У меня это вызывает ужас, что происходит.

Любовь Чижова: Как вы думаете, в том, что Страсбургский суд принимает решение о том, что ЮКОС преследовали для получения активов, какие-то хотя бы перспективы есть?

Ирина Ясина: На данном этапе - не верю. Но мир меняется, и по природе своей оптимист, поэтому в исторической перспективе в справедливость верю. Но, к сожалению, не на данном этапе. На данном этапе это все вызывает у меня отчаяние.

Любовь Чижова: Симоновский суд Москвы хочет, чтобы Василий Алексанян вновь присутствовал в процессе. Как вы к этому относитесь?

Ирина Ясина: Точно так же. Немилосердные, отвратительные... Ну, у меня только нецензурные слова, я поэтому промолчу.

Любовь Чижова: Говорила Ирина Ясина. Ранее адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт в интервью порталу "Особая буква" говорил, что в худшем случае его подзащитному, которому предъявили новые обвинения по 160-й и 174-й статьям Уголовного кодекса, грозит 22 с половиной года лишения свободы.
XS
SM
MD
LG